Файл: Методическая разработка урока географии 9 класс Тема урока Цели урока Тип урока Методы обучения Виды учебной деятельности Оборудование умк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока географии
9 класс
Тема урока
Цели урока
Тип урока
Методы обучения
Виды учебной
деятельности
Оборудование
УМК
Планируемый
результат
«Экологическая ситуация в России»
- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации об экологической ситуации в России
- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;
- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;
- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.
Урок «открытия» новых знаний
Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый, рефлексия.
планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;
Компьютер, технологические карты.
1.
Учебник: География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: / Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова; под общ. ред.
В. П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014., рабочая тетрадь, атлас
Предметные:
- знать и объяснять что такое окружающая среда, антропогенный ландшафт, экологическая ситуация, рациональное природопользование, мониторинг
- определять источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы;
- работать текстом учебника, делать выводы.
Общеучебные:
- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;
- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Личностные:
- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру;
- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
Этапы урока
Формы работы, средства обучения, приемы обучения
УУД
Мотивация
(самоопределение) к
учебной деятельности
Что нужно для успешной работы на уроке?
Работаем в группах.
Регулятивные: саморегуляция
Личностные: действие смыслообразования
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Актуализация знаний
(деятельностный
компонент)
Мотивация
Торговля, общественное питание, здравоохранение и физкультура, туризм и рекреация, государственное управление – это что? (отрасли социальной сферы) (
слайд 1
)
Дополните (образование, наука, финансово - кредитная сфера, культура и искусство, социальное обеспечение)
(слайд 1)
Работа в группе(деятельностный компонент)
1.Дополните предложения
(слайд 2) (
№1 стр.60 урок 24 Рабочая тетрадь) –.
2.Оцените уровень развития разных отраслей сферы обслуживания с. Козьмодемьянска
(карточки)
(слайд 3)
(стр. 64 Школа ГИ)
1. Ваши предположения и суждения по данному образу?
(личностный компонент)
(в процессе эволюции человека и его хозяйственной деятельности влияние на природу возрастает и влияние природы на деятельность человека)
(Слайд 4)
2.
Оценить какое воздействие на природу оказывают изученные
нами МК ( карточки на выбор: Металлургический комплекс, агропромышленный комплекс, транспортный комплекс)
Ответы групп: примеры загрязнений (личностный компонент)
3.Назовите отрасли хозяйства, влияющие человека на природу.
и природы на человека
(Слайд 5)
Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,
аргументировать.
4. Работа по схеме
Слайд 6.
Таким образом, человек в процессе хозяйственной деятельности, что делает? Назовите 3-4 глагола: Потребляет, нарушает… Что?
Что приводит к изменению географических оболочек.
Подсчитано, что на каждого жителя России ежегодно приходится свыше 180 т загрязнённой воды, от сжигания ископаемого топлива выделяется 3,5 т двуокиси углерода, 0,5 т пыли. По оценкам учёных, здоровье людей на 20 % зависит от состояния окружающей среды.
Вывод: хозяйственная деятельность человека изменяет
природную среду и приводит к экологическим проблемам.
(Экологические проблемы - это проблемы ухудшения условий жизни
человека, возникающие в результате взаимодействия человека и
природы и угрожающие его здоровью).
6. Современное общество, мы с вами, смогли бы жить в
окружении той природы, что существовала до появления
человека: без огромных массивов распаханных земель, осушенных
болот, орошаемых полей, полезных ископаемых, судоходных
каналов, дорог и автомобилей, городов и заводов и т. д.?
7.Работа в группе. Сформулируйте возникшую проблему (ситуацию)
-Человек в процессе деятельности оказывает негативное влияние на природу, но без природных ресурсов, измененных человеком ландшафтов жить трудно.
-Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно изменяет его в результате хозяйственной деятельности.
ВЫВОД: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЕДУТ К
ВОЗНИКНОВЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
СИТУАЦИЙ
(Экологическая ситуация - состояние окружающей природной
среды на данной территории)
-Как уменьшить влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье человека? Какова экологическая ситуация в нашей стране
Целеполагание и
построение проекта
Сформулируйте тему урока:
Экологическая ситуация в России
(запись в тетрадь
)
Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Личностные: формирование интереса к окружающему миру.
1.Какую цель вы поставите на данный урок? (карточки на доске)
(узнать о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и
природы на человека, об экологической ситуации)
2. Какие задачи перед собой поставить?
3.Какие основные вопросы мы можем и должны рассмотреть при
изучении данной темы?
Составить проект изучения: (учебник параграф 23)
1. Окружающая среда
2. Антропогенные ландшафты
3. Экологические проблемы в России
4. Рациональное природопользование. Мониторинг
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.
Реализация построенного
проекта. Изучение нового
материала.
1. задача. Как? Работа с учебником. (
Слайд 8)
Беседа. - «Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды...
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
(Р. Рождественский)
(ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА- среда обитания, производственной
деятельности и отдыха человека)
2. Какие ландшафты представлены на слайде? (Слайд 9)
Работа с учебником.
Антропогенный ландшафт-
Виды ландшафтов:
3.Экологические проблемы - это проблемы ухудшения условий жизни человека, возникающие в результате взаимодействия человека и природы и угрожающие его здоровью.
4. Работа в группе. Работа с учебником, компьютером с выходом в интернет
Задача: Исследовать и оценить источники загрязнения и
экологических проблем на территории России на основе анализа
учебника, а также меры по решению проблем и сохранению
качества компонентов комплекса.
Источник загрязнения проблема
Меры по решению проблем и и сохранению качества
Добыча полезных ископаемых
Нарушение естественного ландшафта (карьеры, отвалы пустых пород,
Комплексное использование;
Мелиорация
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.
опасных отходов, высыхают леса, земель; транспорт и ТЭС
Выбросы, загрязнение атмосферы
Работа на безопасном виде топлива
(природный газ)
ГЭС
Затопление плодородных земель;
Изменение качества воды; накапливаются отходы с\х и химпромышленности;
Сокращение численности осетровых т.к плотины перекрыли путь к нересту
Предотвращение загрязнения, соблюдать нормы вылова рыбы
АЭС
Техногенная авария, уничтожение всего живого
Эффективная система контроля и охраны
Внесение избыточного количества удобрений, пестицидов
Загрязнение почвы, атмосферы
Использовать биологические средства;
Мелиорация земель
Стоки животноводческих ферм
Загрязнение водоемов
Строить вдали от водных объектов лесозаготовки
Истощение лесных ресурсов Санитарные чистки леса, комплексное использование, создание охраняемых зон, лесопосадки
Металлургия, хим. промышленность
Кислотные дожди
Комплексное использование;
Выбросы, загрязнение атмосферы
Работа на безопасном виде топлива
(природный газ)
ГЭС
Затопление плодородных земель;
Изменение качества воды; накапливаются отходы с\х и химпромышленности;
Сокращение численности осетровых т.к плотины перекрыли путь к нересту
Предотвращение загрязнения, соблюдать нормы вылова рыбы
АЭС
Техногенная авария, уничтожение всего живого
Эффективная система контроля и охраны
Внесение избыточного количества удобрений, пестицидов
Загрязнение почвы, атмосферы
Использовать биологические средства;
Мелиорация земель
Стоки животноводческих ферм
Загрязнение водоемов
Строить вдали от водных объектов лесозаготовки
Истощение лесных ресурсов Санитарные чистки леса, комплексное использование, создание охраняемых зон, лесопосадки
Металлургия, хим. промышленность
Кислотные дожди
Комплексное использование;
Мелиорация земель;
Неумеренный выпас скота опустынивание
Мелиорация земель; планирование деятельности
(заполнить 3-и столб.)
(лидер направляется в другую группу для уточнения причинно-
следственных связей, по 1 минуте)
Проверка:
5. Работа с понятием
Рациональное природопользование – разумное использование природных ресурсов, охрану, восстановление возобновимых ресурсов
Вывод: человек не только отрицательное воздействие оказывает
на природу, но положительное влияние
6. Назовите глаголы, которые характеризуют положительную
деятельность человека (слайд )
7. Для контроля за состоянием окружающей среды проводится
мониторинг
Первичное закрепление с
решением задач ОГЭ
Этап применения знания и
способов действий
Решение задач.
(Деятельностный компонент).
1.
Неблагоприятное воздействие на природу оказывает:
1) проведение снегозадержания на полях
2) создание лесополос в степной зоне
3) террасирование склонов
4) строительство водохранилищ
2. Примером рационального природопользования является
1) извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд
Регулятивные: коррекция, оценка
Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
2) распашка земель вдоль склонов
3) избыточное орошение в засушливых районах
4) создание полезащитных лесополос в степной зоне
3. Уменьшению выбросов в атмосферу углекислого газа способствует:
1) развитие ветровой и солнечной энергетики
2) сокращение площади тропических лесов
3) ограничение дальнейшего развития атомной энергетики
4) перевод тепловых электростанций с природного газа на уголь
4.
Примером негативного воздействия на состояние окружающей среды является
1) рекультивация терриконов
2) захоронение ядерных отходов в густозаселенной зоне
3) перевод ТЭС с угля на природный газ
4) широкое развитие транспорта на электрической тяге
5.
К образованию кислот в атмосфере и выпадению кислотных дождей ведет прежде всего
1) сжигание угля
2) внесение органических удобрений в почву
3) удобрение почв
4) создание свалок бытового мусора
6. Главной причиной сокращения площади лесов в мире является
1) глобальное потепление климата
2) хозяйственная деятельность человека
3) снижение почвенного плодородия
4) уничтожение озонового слоя атмосферы
7. С увеличением концентрации какого газа в атмосфере связан парниковый эффект? коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
1) углекислого 2) сернистого 3) угарного 4) пропана
8. Смог образуется в центрах
1) легкой промышленности
2) черной металлургии
3) судостроения
4) гидроэнергетики
9. Охране природы способствует
1) широкое развитие транспорта на электрической тяге
2) создание каскадов ГЭС на реках
3) перевод ТЭС с природного газа на уголь
4) развитие экстенсивного земледелия в зоне влажных экваториальных лесов
10. Примером рационального природопользования является
1) перевозка нефтепродуктов на морских судах
2) рекультивация земель в районах добычи угля
3) захоронение ядерных отходов в густозаселенных районах
4) создание водохранилищ на равнинных реках
11.Какой из перечисленных видов топлива, используемых на ТЭС, является наиболее «экологически чистым»?
1) природный газ
2) древесина
3) бурый уголь
4) мазут
12.Примером рационального природопользования является
1) разработка открытых месторождений угля
2) перевод ТЭС с газа на уголь
3) вторичная переработка сырья
4) молевой сплав леса по крупным рекам
Включение в систему
знаний и повторение
-Найти на карте наиболее неблагоприятные с экологической точки зрения регионы России. Каковы причины неблагоприятной экологической ситуации?
-Найти на карте наиболее благоприятные с экологической точки зрения регионы России. Каковы причины благоприятной экологической ситуации?
Регулятивные: прогнозирование.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Домашнее задание
п. 23, задание 1-5 устно
П. 23 1-5, 6 письменно
П. 23 1-5 Подготовиться к дебатам «Есть ли у России будущее»
Одна группа будет отстаивать мнение, что состояние
окружающей среды в России угрожает жизни и здоровью
населения. Другая, убеждать, что ситуация не столь безнадежна,
что существуют территории, являющейся незагрязненные.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке
(Итог урока).
Достигнута ли ваша цель урока?
Удалось ли решить поставленные задачи?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новое знание?
Памятка:
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли