Файл: Тема исследовательской работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГУ «Школа-гимназия имени аль-Фараби»

Тема исследовательской работы

По истории Казахстана

«Ликвидация неграмотности в Казахстане»

Автор проекта Нукубаева Айдана

Ученица 11 «Г» класса

Научный руководитель

Куштанова Г.Х.

Учитель истории

Караганда-2023

Содержание

  1. Введение

  2. Борьба с неграмотностью в Казахстане в 1920–1930-е годы.

  3. Ликвидация неграмотности.

  4. Создание советской системы школьного образования.

  5. Среднеспециальное и высшее образование в Казахстане в первой половине XX века.

  6. Образование в послевоенные годы.

  7. Заключение

  8. Литература


Введение

В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. На пути осуществления культурного строительства в крае стояло немало преград: нехватка национальной интеллигенции, великодержавный шовинизм, отсутствие материально-технической базы. В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около

2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы-коммукы, школы-интернаты, рабфаки. Медресе, мектебы и русско-казахские школы преобразовывались в советские. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - око-ло 10%.

Цель исследования- исследовать материал о ликвидации неграмотности, развитие системы народного образования и формирование системы образования в Казахстане.

Актуальность данного исследования, всегда было и будет актуальным, так как в начале XX в. основная масса населения края не умела читать и писать, развитие страны зависит от грамотности и образованности населения.

Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недо­ставало средств, не хватало учителей, учебников, пособий, письмен­ных принадлежностей. Дело осложнялось также непродуманными алфавитными реформами. В конце 20-х гг. казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую, через десять лет — с латинской на современную кириллицу. Таким образом, один и тот же человек трижды обучался начальной грамоте.


Во второй половине 30-х гг. появились районы, колхозы и совхозы сплошной грамотности. В 1939 г. уровень грамотности населения Казахстана достиг 83,6%. Полностью искоренить азбучную негра­мотность помешала Великая Отечественная война. Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920-1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.

Борьба с неграмотностью в Казахстане в 1920–1930-е годы

С приходом к власти большевики развернули широкую работу по борьбе с массовой неграмотностью. Местные органы Советской власти даже в сложных условиях Гражданской войны по мере возможности открывали школы. Процесс обучения светской грамоте позволял им активно пропагандировать большевистскую идеологию среди местного населения. В этой связи в июле 1918 года в структуре Туркестанской АССР был создан Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), а ранее в Кирревкоме – школьный отдел. Нужны были меры системного порядка, не носящие эпизодического и разового характера. Поэтому в декабре 1919 года был принят декрет Совнаркома «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР».

Начиная с 1920 года большевики стали повсеместно создавать чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности, которые занимались учетом неграмотного населения, подготовкой учительских кадров, организацией школ и краткосрочных курсов.

На этих курсах обучали письму, чтению, разным ремеслам, открывали клубы и театры. Здесь преподавали такие дисциплины, как природоведение, бухгалтерский учет, пение, рисование и т.д. Вводились и элементы идеологической обработки населения. Для этой цели советские органы власти привлекали опытных специалистов. Так, в 1919 году в Омском уезде Акмолинской губернии в работе этих курсов приняли участие Магжан Жумабаев, Кошке Кеменгеров, Амре Исин и др. Ликвидация неграмотности взрослого населения стала одной из неотложных задач руководства республики в 20-е годы. В апреле 1924 года в Казахской АССР было образовано общество «Долой неграмотность!». В 1921-1927 годах в республике обучалось около 200 тыс. человек. В декабре 1931 года Президиум ЦИК и СНК Казахской АССР ввели всеобщее обязательное обучение (всеобуч) для неграмотного трудящегося населения в возрасте от 15 до 50 лет. Задачу ликвидации неграмотности (ликбез) среди взрослого населения в основном удалось выполнить к началу Великой Отечественной войны. Города Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата стали районами сплошной грамотности. 

В 1939 году грамотность населения республики достигла 65%среди казахского населения-40%. Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить лишь в конце 50-х годов XX века.

Учебные пособия по родной речи, иллюстрированный букварь написал основатель казахской лингвистики А. Байтурсынов. Методику преподавания родного языка, ставившую проблему двуязычия создал Ж. АймауытовСоставителем первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке стал К. Сатпаев, автором учебника по географии - А. Букейханов. К 1928 году для казахских школ было издано более 30 наименований учебников.
Ликвидация неграмотности

Одной из важнейших задач в системе образования была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Так, в передвижных красных юртах (қызыл отау), внешне напоминающих избы-читальни для оседлого населения, обучали грамоте и женщин.Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, школы-коммуны.  В феврале 1924 года в Казахстане было образовано отделение всесоюзного общества «Долой неграмотность», которое к 1925 году состояло из 882 ячеек, объединяющих почти 80 тыс. человек. Значительную просветительскую работу проводил нарком просвещения А. Байтурсынулы, который сумел адаптировать арабскую графику к особенностям казахского языка.

  Из года в год росли расходы на финансирование народного образования. Расширилась сеть новых советских школ, что привело к заметному росту численности учащихся. Увеличилось и издание книг на казахском языке. В 1926 году грамотность среди казахского населения достигла 6,9%, а русского – 36%.

  На пути ликвидации неграмотности было немало трудностей. Например, в 1921–1922 годах разразился голод, охвативший почти все регионы Казахстана. Заметно увеличилось количество беспризорных детей. Так, если в 1921 году в Казахстане насчитывалось около 158 тыс. беспризорников, то в 1922 году – более 333 тыс. Финансовые средства, предназначенные на нужды народного образования, были направлены на закупку продовольствия для голодающего населения.

  У школ того времени существовали и другие типичные проблемы, о которых говорилось на ежегодных учительских конференциях: весьма слабая материально-техническая база значительной части школ республики; нехватка учебников и пособий; низкий уровень квалификации многих учителей; переполненность классов (до 45 детей); несвоевременная выплата зарплаты учителям и др. Эти проблемы были характерны как для классов с русским языком обучения, так и для национальных. Педагоги на общественных началах занимались переписью населения, участвовали в работе изб-читален, выходили на субботники, были задействованы в различных идеологических митингах и собраниях. В начале 1924 года с созданием казахстанского общества «Долой неграмотность» вновь продолжилась кампания по борьбе с неграмотностью, активным участником которой стала комсомольская молодежь. По инициативе комсомольцев в 1928 году состоялся Всесоюзный культпоход, его участники преследовали главную цель – активизировать процесс преодоления неграмотности. Во время массового голода в начале 30-х годов ХХ века темпы борьбы с неграмотностью несколько спали. Сотни тысяч степняков стали откочевниками. Многие из них умерли от голода. В последующие годы ситуация стала нормализовываться. К 1939 году в возрасте до 50 лет числилось 83,6% грамотного населения. Окончательное искоренение неграмотности прервала Великая Отечественная война.

Создание советской системы школьного образования

Советской власти потребовало пересмотра всего школьного дела. В 1918 году в РСФСР, в состав которой входила и значительная часть территории Казахстана, было принято «Положение о единой трудовой школе». Трудовая школа заменила прежние начальные училища, гимназии, реальные училища и другие учебные заведения. Она состояла из двух ступеней: на первой обучались дети от 8 до 13 лет, на второй – от 13 до 17 лет.

  В октябре 1918 года было издано постановление «О школах национальных меньшинств». В соответствии с ним учащимся было предоставлено право получать образование на родном языке. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека).Вероятно, в связи с этим бывшая алашская интеллигенция, вынужденно перешедшая на сторону большевиков во главе с А. Бокейханом и А. Байтурсынулы, обратилась к наиболее образованной, просвещенной части казахского общества с призывом написать школьные учебники.
Известные представители национальной интеллигенции внесли большой вклад в культурное просвещение и развитие народного образования. Для казахских школ начали издаваться первые учебники на родном языке, в создании которых участвовали Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсынулы, Жусипбек Аймауытов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев, Алимхан Ермеков. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке стал Каныш Сатпаев, географии – Алихан Бокейхан, истории Казахстана – профессор Санжар Асфендиаров. К концу 1928 года было издано более 30 наименований учебников для школ с казахским языком обучения.  Смена алфавитов (1929, 1940 гг.) нанесла существенный урон развитию школьного образования. Курсы по переподготовке педагогических кадров не успевали переучивать огромное количество людей. В августе 1930 года вышло постановление о введении всеобщего обязательного начального обучения в районах с кочевым населением.  Еще более обострились проблемы школьного образования в годы Великой Отечественной войны. Массовый призыв молодых людей в Красную Армию, в том числе учителей, привел к тому, что стала остро ощущаться нехватка квалифицированных педагогов.

Война ухудшила материально-техническое положение школ. Нередко в начальных классах занятия вели хорошо успевающие старшеклассники или лица пенсионного возраста. Численность учащихся уменьшилась с 1 млн 138 тыс. до 792 тыс. человек.В учебные программы школ были введены новые дисциплины: основы сельского хозяйства, изучение вождения тракторов, комбайнов и автомобилей, а также обязательное изучение военного дела. В преподавании гуманитарных предметов усилилась военно-патриотическая тематика.


Среднеспециальное и высшее образование в Казахстане в первой половине XX века

До Октябрьской революции в Казахстане отсутствовали высшие учебные заведения (вузы) и большевики принялись за решение этой проблемы. В 1919–1920 годах в ряде городов республики стали открываться рабфаки (рабочие факультеты) и техникумы (в Оренбурге, Урде, Семипалатинске и др.).

  В первые годы Советской власти ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров с высшим образованием. Поэтому одним из первых решений С. Сейфуллина на посту Председателя правительства автономного Казахстана было выделение 1140 стипендий для обучения казахской молодежи в различных вузах Российской Федерации. Более того, Совнарком Казахстана принимает решение о шефстве над Казахским институтом народного образования (КИНО – авт.) в Оренбурге. Здесь готовили учителей для казахских школ.

  В 1928 году в Казахстане был открыт первый вуз – Казахский педагогический институт, в последующем названный в честь великого поэта Абая. Численность казахских студентов была небольшой. Выступая на церемонии открытия первого педагогического вуза в республике, бывший министр просвещения Казахстана С. Садвакасов говорил: «Казахская молодежь буквально стучится в двери, лезет в окна, к сожалению, не везде находит помощь отделов народного образования».

Затем стали открываться и другие вузы: Алма-Атинский зооветеринарный (1929 г.), Казахский сельскохозяйственный (1930 г.), Медицинский (1931 г.) и Уральский педагогический (1932 г.) институты, Казахский государственный университет (1934 г.). К 1941 году в республике насчитывалось 20 высших и 118 среднеспециальных учебных заведений, где проходили обучение около 40 тыс. студентов.

Несколько улучшилась ситуация во время Великой Отечественной войны. В Алма-Ату были эвакуированы многие высшие учебные заведения из европейской части СССР. Усиление научного потенциала вузов привело к открытию новых вузов (Алма-Атинский институт иностранных языков, Казахская государственная консерватория, Казахский государственный женский педагогический институт, Казахский государственный институт физической культуры). В 1945 году в вузах Казахстана обучалось уже 45 тыс. студентов. Высококвалифицированные профессора из эвакуированных вузов активно привлекались к педагогической деятельности.