Файл: Тема исследовательской работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, за четверть века в республике была создана сеть среднеспециальных и высших учебных заведений, которая заметно укрепила интеллектуальный потенциал республики.

Образование в послевоенные годы

В 1950-е годы реформирование школьного дела проходило по пути политехнизации обучения и изменения содержания образования. В школах создавались кабинеты машиноведения, учебно-опытные станции.

  В то же время было немало нерешенных проблем. Классы зачастую были переполнены. В крупных городах было трехсменное обучение, эта проблема стала разрешаться только к началу 1970-х годов. Отсутствовали помещения для занятий физической культурой и спортом. Из-за нехватки специалистов, особенно в сельской местности, учителя вместо положенных 18 часов в неделю вели занятия по 40–42 часа. Значительная часть школ находилась в ветхих зданиях. В 50–60-е годы ХХ века продолжалась кампания ликвидации неграмотности. Для этого открывались вечерние школы или классы.

  По данным переписи 1959 года, численность казахского населения республики едва составила 30%. В ряде северных областей Казахстана закрывались казахские школы. В областных и районных центрах, как правило, сохранилось по одной казахской школе. В 1970 году в городах республики проживало 17,2% казахов.

  20 июня 1972 года начался процесс перехода ко всеобщему среднему образованию. В это время внедрялись реформы по изменению содержания образования и воспитанию учащихся. Были разработаны новые программы обучения по истории, литературе, биологии, химии, астрономии, географии, трудовому обучению и иностранным языкам. Это было связано с интенсивным развитием отечественной и зарубежной науки и техники. Были изданы новые учебники. В школах республики внедрялась кабинетная система, оборудование для которой приобреталось как за счет бюджетных средств, так и шефствующих организаций.

В 80-е годы ХХ века начался экспериментальный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. В это же время наметилась тенденция к высокой текучести педагогических кадров. В крупных городах остро не хватало детских садов. Наблюдался заметный отрыв качества подготовки городских школ от сельских.

Накануне Великой Отечественной войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых. 
В 1935 году была издана первая часть «Истории Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым. В 20-30-е годы С. Сейфуллин, С. Муканов, А. Байтурсынов, К. Жубанов создали обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения.


Заключение

Изъяны в материально-техническом обеспечении и кадровом потенциале высшей школы отражались на качестве подготовки спе­циалистов. Но наибольший ущерб делу нанесла идеологизированная политика партийно-государственных структур в отношении профессиональных учебных заведений. Гонения и репрессивные меры про­тив ученых, вузовских работников, начатые еще в 20-е гг., продолжа­лись до самой смерти Сталина. И в дальнейшем жизнь высшей школы строилась на принципах партийности и классовости. Поэтому кон­такты и связи университетов, институтов и техникумов с аналогичны­ми учебными заведениями стран несоциалистического лагеря носи­ли символический характер. Содержание многих учебных программ, пособий и учебников не было ориентировано на выработку самосто­ятельного творческого мышления, на изучение новейших достиже­ний науки, техники и технологий. При комплектовании кадрового и студенческого корпуса допускалось взяточничество, трайбализм и другие формы социальной несправедливости.

Введение в 1930 году всеобщего начального обучения создавало известные гарантии распространения грамотности. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев — в городе и 7 месяцев — на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью.

К 1936 году было обучено около 40 млн неграмотных. В 1933—1937 годах только в учтённых школах ликбеза занимались свыше 20 млн неграмотных и около 20 млн малограмотных.

По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 %. К началу 1940-х ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической (на присоединившемся во Вторую Мировую войну западе — к началу 1960-х).

Литература

  1. https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/9-klass/lecture/glava-vi-kultura-kazahstana-1920-1945-gg-obrazovanie- Глава VI. Культура Казахстана (1920–1945 гг.). 17:29

  2. https://atamuraweb.kz/?page_id=25925&lang=kk-История Казахстана.18:00

  3. http://bibliotekar.kz/istoriki-kazahstana-za-9-klass-nachalo-x/-24-kulturnoe-stroitelstvo-v-kazahstane-.html- §24. Культурное строительство в Казахстане (1920—1930-е годы). -19:00