Файл: Проблемы экономической безопасности Российской Федерации.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;
- Эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;
- Активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.
Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.
Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Государственная стратегия включает:
1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;
2. Определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.
3. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.
4. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
-
Положение России в современной экономике.
Обратимся к итогам Всемирного Экономического Форума 2013-2014.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014 возглавила Швейцария, которая занимает первое место уже пятый год подряд. Второе и третье места
, как и в прошлом году, занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Германия продвинулась на две позиции вверх и сейчас занимает 4 место.
Соединенные Штаты улучшили свой рейтинг с 7 до 5 места и по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг, несмотря на определенные проблемы в области макроэкономической стабильности. Улучшение позиций страны связано, прежде всего, с повышением эффективности финансового рынка, а также укреплением доверия общества к государственным институтам.
Далее в десятке лидеров рейтинга: Швеция (6 место), Гонконг (7), Нидерланды (8), Япония (9) и Великобритания (10).
Россия в этом году поднялась в рейтинге с 67 до 64 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Венгрия (63 место) и Шри-Ланка (65).
Отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за последний год поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то, что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран. К сильным сторонам российской экономики также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка.
Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостаточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место). Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.
Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (32 место), Литву (48), Азербайджан (46), Казахстан (50) и Латвию (52). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (72 место), Армения (79), Украина (84, снижение на 11 позиций), Молдова (89) и Кыргызстан (121).
-
Угрозы экономической безопасности РФ.
Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.
Так из чего же на самом деле произрастают проблемы России в сфере экономики? Попробуем разобраться в этом вопросе, подходя к нему с разных сторон.
Сегодня остаются действующими угрозы экономической безопасности, связанные с диспропорциями в структуре экономики, низкой конкурентоспособностью продукции, вывозом капитала за рубеж, ростом корпоративного внешнего долга, нестабильной инвестиционной активностью, расслоением общества по имущественному признаку, а также разрывом уровней экономического и социального развития между субъектами Федерации.
- 1 2 3
Внутренние угрозы.
Одна из важнейших проблем, вне всякого сомнения, коррупция.
Коррупция сегодня является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, экономики. Её воздействие на экономику страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяются области коррупционных действий.
Более 33,5 млрд долларов тратят ежегодно российские предприниматели на взятки коррумпированным чиновникам. В 3 млрд обходится простым гражданам «бытовая коррупция». По 20 тысяч долларов взяток в год приходится в среднем на каждого из 1,7 миллиона российских чиновников.
Благодаря стабилизации социально-экономической обстановки в Российской Федерации необходимость и возможности противодействовать ей перешли на качественно новый уровень.
Влияние коррупции затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает целостность экономических систем, сокращает доходы бюджетов всех уровней.
Коррупция сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижением транспарентности (прозрачности) экономики.
В коррупционном обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста.
Также немаловажной проблемой является демографический кризис.
Обратимся к статистическим данным. 78% населения России проживает в ее европейской части, которая составляет менее 25% всей территории страны.
Доля городского населения в 2010 году составляла 73 %. По состоянию на 1 января 2013 года 166 городов имеют население численностью более 100 тысяч человек. Из них 15 городов имеют население численностью более одного миллиона человек.
Отсюда произрастает проблема незаселенности отдаленных регионов страны. Огромная часть территорий пустует, на ней попросту некому жить.
Хоть Россия и находится на 9 месте по численности населения, но относительно ее территории – она очень мала. А по темпу роста населения Российская Федерация находится и вовсе на 183 месте из 195, так что в обозримом будущем улучшения ситуации с этой проблемой можно не ожидать.
Проблема недостаточного финансирование науки в России долгое время занимает одну из самых важных позиций. Проанализируем эту проблему на основе мировой статистики.
Рассмотрим таблицу финансирования НИОКР (Научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) в разных странах мира в недалеком 2009 году.
Доля стран в общих расходах на НИОКР в 2009 г. (Таблица №1)
Страна | Общие расходы на НИОКР | |
млрд. долл. | % от мировых расходов на НИОКР | |
США | 389,2 | 35 |
Япония | 139,6 | 12,6 |
Китай | 123,7 | 11,1 |
Германия | 67,9 | 6,1 |
Южная Корея | 41,3 | 3,7 |
Франция | 41,1 | 3,7 |
Великобритания | 37,2 | 3,3 |
Индия | 28,1 | 2,5 |
Канада | 23,2 | 2,1 |
Россия | 21,7 | 2 |
Бразилия | 18 | 1,6 |
Швеция | 11,4 | 1 |
Израиль | 8,8 | 0,8 |
ВСЕГО | 1112,5 | 100 |
Таким образом, Россия отставала от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза.
Следовательно, можно сделать вывод, что затраты на НИОКР в нашей стране слишком малы в сравнении с мировыми лидерами, что затормаживает инновационное развитие экономики, одним из элементов которой является развитие научно-технического потенциала страны.
Структура затрат на технологические инновации организаций по видам в России отличается серьезными диспропорциями. Чуть меньше половины средств – около 48%, направляемых на технологические инновации, расходуется на покупку машин и оборудования. Заметно отстают от них расходы на исследования и разработки, которые устойчиво занимают второе место в составе инновационных затрат. Международные сопоставления показывают, что в ряде государств Западной Европы – в Бельгии, Исландии, Люксембурге расходы на ИР в 1,5–2 раза, а иногда и более превосходят инвестиции в приобретение машин и оборудования.