Файл: Проблемы экономической безопасности Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Можно сделать вывод, что в России предприятиями большее внимание уделяется закупке готового оборудования и машин, а не самостоятельным исследованиям и разработкам.
В структуре источников финансирования российской науки в течение последнего десятилетия главным, как и ранее, остается федеральный бюджет. Его доля на 2007 год, как следует из таблицы 2, составляет 66,5% от расходов на НИОКР. В то время как объем средств предпринимательского сектора равнялся 26,6% от расходов на НИОКР, что недостаточно для обеспечения конкурентоспособности экономики. Сравнивая с другими странами, мы видим, что вклад бизнеса в таких странах-лидерах, как Япония, Китай, Швеция, США он достигал 70-77% от расходов на НИОКР.

Таблица №2

Расходы на НИОКР в 2007 г.

 

% от ВВП

Доля финансирования (%)

Государство

Бизнес

Швеция

3,6

24,43

63,86

Финляндия

3,47

24,05

68,2

Южная корея

3,47

24,8

73,65

Япония

3,44

15,63

77,71

США

2,68

27,73

67,40

Германия

2,54

27,76

68,07

Большая семерка

2,53

26,64

65,8

ОЭСР

2,29

28,56

63,79

Франция

2,08

38,42

52,44

Канада

1,88

31,42

49,4

Великобритания

1,79

29,33

47,19

ЕС 27

1,77

34,11

54,7

Китай

1,49

24,62

72,37

Россия

1,12

66,5

26,6

Бразилия

1,02

57,88

39,38

Индия

0,71

80,81

16,11



В декабре 2013  году на заседании Совета по науке и образованию президент Российской Федерации В.Путин пообещал направить на развитие фундаментальной науки около 48 млрд руб., заявив, что подходы, заложенные в федеральных целевых программах и ориентированные на проведение прикладных работ, фундаментальной науке совершенно не соответствуют.

«Здесь нужна своя, небюджетная логика - переход от сметы к формированию стратегических программ развития и грантовому выделению средств».
В январе текущего года президент поручил перевести финансирование науки в России на гранты:

«В целях повышения эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на проведение научных исследований принять меры, направленные на изменение существующего механизма финансирования таких исследований, предусмотрев: осуществление финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований преимущественно за счёт грантов; прекращение финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ».

Как почва для перехода на гранты в ноябре прошлого года был создан Российский научный фонд, призванный на грантовой основе поддерживать исследования и разработки российских ученых. Его генеральным директором фонда был назначен Александр Хлунов. Потребность в создании фонда была связана с необходимостью совершенствования имеющихся механизмов финансирования в научной и научно-технической областях и потребностью в более гибком инструменте поддержки научных исследований, максимально учитывающем специфику данной сферы.

Проблема имущественного расслоения населения, на мой взгляд, так же является немаловажной.

Зарплаты чиновников из года в год увеличиваются, оставляя далеко позади зарплаты рядовых граждан, т.е. властные структуры не только практически не борются с этим явлением, но и вносят посильный вклад в его развитие.

В Китае, например, расслоение населения по доходам признается одной из самых острых социально-экономических проблем. Чтобы сократить разрыв между разными слоями китайского общества, определили эксперты, потребуется не менее 20 лет. В России для тех же целей может понадобиться куда больше времени.

Для отражения степени расслоения населения по доходам используют коэффициент Джини.



Коэффициент Джини представляет собой индекс концентрации доходов. Допустим, у всех граждан доходы одинаковые – тогда он равен нулю. А если весь доход страны осел у одного человека – тогда коэффициент равен единице.

Международные стандарты предписывают, что он не должен превышать 0,4, иначе это чревато социальными потрясениями. В большинстве же развитых стран он значительно ниже, поэтому социальная система в них весьма стабильна.

Естественно, этот показатель не охватывает все аспекты распределения доходов, и для их описания существует еще коэффициент фондов – соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан.

За последние 10-14 лет коэффициент Джини России вырос с 0,395 в 2000 году до 0,420 в 2012-м. Коэффициент же фондов увеличивается еще быстрее, что свидетельствует о нарастающем разрыве между самыми богатыми и самыми бедными. В 2000 году разрыв составлял 13,9 раза, а в 2012-м – уже 16,4 раза. Таким образом, расслоение населения по доходам – не только китайская, но и наша острейшая проблема.


 В конце августа 2013 Росстат сообщил, что по итогам первого полугодия 2013 года среднемесячная зарплата федеральных госслужащих выросла в номинальном выражении (то есть без учета инфляции) почти на 20% по сравнению с первым полугодием 2012 года, составив в среднем 70 000 рублей.
13% населения страны ежемесячно зарабатывают менее 9 тысяч рублей, при этом в Калмыкии и кавказских республиках доля граждан с таким заработком превышает 30%. 

"Вопрос о расслоении по доходам напрямую относится к социальной справедливости. Расслоение по доходам у нас запредельное" – заявил президент РФ В.Путин на конференции ОНФ в 2013 году.

Мое мнение таково, что в России концентрация ресурсов не обеспечивает инвестиций и не трансформируется в создание новых качественных рабочих мест. Эти ресурсы либо выводятся из страны, либо участвуют во множестве серых коррупционных схем. Даже такие суперпроекты, как Олимпиада, породили всего лишь обилие низкокачественных рабочих мест, которые заняли по большей части мигранты.


По моему мнению, проблему эту решить хоть и крайне сложно, но все же возможно. Ограничив зарплату государственным служащим и направив освободившиеся средства на увеличение зарплат рядовых граждан (работников образования, медицинских работников) можно добиться существенного улучшения ситуации, кроме того нужно
ужесточить контроль за государственными служащими, в частности за тем, насколько достоверную информацию они предоставляют в декларациях и доходах и расходах.
Проблемы налоговой политики так же являются существенными.

В мае 2012 года Правительство РФ одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра. Вместе с тем по документу имеется ряд замечаний и предложений.
В Основных направлениях налоговой политики отмечено, что важная задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. Трудно согласиться с таким подходом, целесообразнее повышать качество работы налоговых органов, сокращать документооборот, развивать согласительные процедуры и другие инструменты.
Большое внимание также уделено вопросам получения налоговыми органами документов и информации от банков, в том числе в отношении депозитов и счетов налогоплательщиков.

Однако актуальный на сегодняшний день вопрос о взаимоотношениях с банками по поводу ареста и снятия ареста со счетов неплательщиков не нашёл отражения в Основных направлениях налоговой политики.
Зачастую приостановление операций по счетам налогоплательщиков используется не как гарантия взыскания начисленных платежей, а как средство принуждения к уплате, что нередко ведет к злоупотреблениям, в том числе коррупционного характера. Блокировка счёта возможна также в случае непредставления декларации в установленный срок по причинам, не зависящим от налогоплательщика (проблемы с почтой, доставкой через оператора телекоммуникационных каналов связи).
Распространены случаи, когда требование об аресте счёта приходит в банк уже после фактического исполнения плательщиком налогового платежа. Причем банк не может после удовлетворения плательщиком инкассового требования автоматически и самостоятельно без письменного разрешения налогового органа разблокировать счет клиента. Безусловно, это негативно отражается на финансовом положении налогоплательщиков.

В качестве механизмов противодействия уклонению от уплаты налогов следует считать так называемые антиофшорные меры. Минфин России полагает, что если иностранная дочерняя компания не выплачивает дивиденды российской материнской компании, то прибыль офшора должна войти в налоговую базу российской компании.

В этих целях в НК РФ должен быть закреплен термин «иностранная контролируемая компания».
Однако для того, чтобы эти нормы заработали в реальной жизни, нужно создать четкие механизмы контроля, поскольку недобросовестные налогоплательщики довольно быстро научатся скрывать свою принадлежность к тем или иным фирмам
    1. 1   2   3