Файл: Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, А. А. Вигасин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, А.А. Вигасин.
Анализ учебника по истории 5 класса А.А Вигасин, Г.И. Годер.
Дидактические функции:
В учебнике присутствуют такие функции как:
1. Информационная – фиксация предметного содержания образования и видов деятельности, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебного предмета, с определением обязательного объема информации для учащегося.
В учебнике содержится обязательный объем информации для учащихся 5 класса. Даны все необходимые темы для понимания учениками истории древнего мира. Каждые главы имеют несколько параграфов, которые раскрывают тему в процессе изучения.
2. Трансформационная - преобразование, переработка знаний, включаемых в учебник в порядке воплощения, конкретизации и уточнения учебной программы на основе дидактических функций и правил. Другое назначение данной функции – превращение чисто познавательной деятельности школьников познавательно-преобразовательную.
Для осуществления этой функции в учебнике после каждой темы даны вопросы для того, чтобы привлечь в работу учащихся. Для того, чтобы задействовать школьников в работу, в учебнике можно найти отрывки из документов, с которыми можно плодотворно по работать. Положительным является то, что для каждого параграфа присутствуют иллюстрации, т.е ученик может увидеть, что было характерно для того периода, прокомментировать, дать оценку. Большим плюсом можно считать наличие географических карт для любой страны. С помощью карты учащиеся будут иметь представление о местоположении страны, знать где происходили наиболее важные военные столкновения и др. таким образом, закрепляя свои знания наглядно. Важно, что в учебнике после каждого раздела имеются вопросы и задания. В этом случае учащиеся демонстрируют свои знания и умения в том или ином периоде истории.
В конце учебника имеются вопросы, которые касаются всего курса древнего мира. Опираясь на эти вопросы, учащиеся показывают свои знания и умения, приобретенные на протяжении всего курса.
3. Систематизирующая – обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме, ориентация учащихся на овладение приемами научной систематизации.
Материал в учебнике излагается в строгой последовательности и в систематизированной форме. Например, сначала дается общая информация о стране: ее местоположение, особенности, климат и т.д. Только после этого излагаются основные события, культурные, политические и социально – экономические особенности.
4. Закрепление и самоконтроль – целенаправленное формирование видов деятельности учащихся, осуществление помощи в прочном усвоении обязательного учебного материала, в ориентации в нем и опоре на него в практической деятельности.
Для осуществления этой функции после каждой темы и в конце каждого раздела присутствуют вопросы и задания, с помощью которых учитель сможет проверить знания учащихся, умения работы с картой, если есть, то работа с документами.
5. Интегрирующая – помощь в отборе и усвоении в качестве единого целого знаний, приобретенных учащимися в процессе различных видов деятельности, из различных источников знаний.
Для того, чтобы расширять знания учащихся в учебнике имеются документы. При работе с документами у школьников расширяются знания по данной теме.
6. Координирующая – обеспечение наиболее эффективного функционального использования всех средств обучения, а также усвоение дополнительных сведений, относящихся к предмету изучения, например, из средств массовой информации.
Одним средством для усвоения дополнительных сведений можно считать доклады. Т.к количество часов отведенных на каждый раздел ограниченно, то можно практиковать подготовку докладов по разным темам ( в основном искусство).
7. Развивающе-воспитательная – содействие развитию и формированию важнейших черт личности учащихся.
По моему мнению, эта функция должна присутствовать во всех учебниках. Т.к дополнительный материал, вопросы и задания, дополнительная работа позволяют сформировать важнейшие черты личности учащихся. Каждый ученик будет по – своему решать ту или иную задачу, искать различные варианты.
Таким образом, можно отметить, что данный учебник имеет все необходимые функции, которые важны для преподавания.
Методический аппарат:
Методический аппарат школьного учебника делиться на текстовые и внетекстовые компоненты.
В данном учебнике присутствуют текстовые компоненты:
- основной текст: текст каждой главы.
- дополнительный текст: представлен различными документами, отрывки из источников, статистические данные.
- пояснительный текст: предметное введение к учебнику, примечания и разъяснения, вынесенные в конец страницы или на поля, термины, пояснения к иллюстрациям.
Внетекстовые компоненты:
- методический аппарат организации усвоения: различные отсылки к картам, документам, иллюстрациям, подписи под иллюстрациями, направляющих познавательную деятельность школьников; вопросы и задания.
- аппарат ориентировки: оглавление, шрифтовые и цветные выделения.
- иллюстративный материал: иллюстрации, карты.
В заключении можно отметить, что учебник история древнего мира 5 класс А.А Вигасин, Г.И. Годер является пригодным с точки зрения дидактических функций и методического аппарата, так как он содержит основные функции и все необходимые элементы для преподавания в школе.