Файл: Практикум Игра на детских музыкальных инструментах одна из составных частей музыкального развития детей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 55 Невского района Санкт-Петербурга
ПРАКТИКУМ
«Игра на детских музыкальных инструментах –
одна из составных частей музыкального развития детей»
Музыкальный руководитель
ГДОУ д/с № 55
Невского района
Дугина Ирина Ивановна
2006 – 2007 учебный год
Содержание
| | Стр. |
| Введение | 3 |
| Игра на детских инструментах – вид деятельности | 4 |
| План проведения практикума | 5 |
| Методы и приемы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах | 6 |
| Примерные критерии отбора музыкальных произведений воспитателем для самостоятельного использования в учебно-воспитательном процессе | 10 |
| Музыкально-дидактические игры и их роль в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах | 11 |
| Экспериментирование и импровизация в музицировании дошкольников | 17 |
| Заключение | 18 |
| Приложение. Стихи для темброво-ритмической импровизации | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда возрастает значение эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Существует много разнообразных возможностей использования таких музыкальных инструментов в дошкольных учреждениях. Это и индивидуальное музицирование в часы досуга, и коллективное исполнение в детском оркестре.
Музыкальные инструменты, прежде всего, побуждают детей к самостоятельным занятиям музыкой. Они учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т.д. Кроме того, некоторые игрушки-инструменты используются как наглядные дидактические пособия. С их помощью у детей развиваются музыкально-сенсорные способности, дошкольники знакомятся с отдельными элементами музыкальной грамоты.
Игра на детских инструментах – вид деятельности
Понятия «музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети младшего возраста. Но и позже некоторые игрушки могут участвовать в оркестре как равноправные инструменты.
Детские инструменты нередко являются как бы маленьким подобием настоящих. Конечно, они сильно упрощены и далеко не полностью воспроизводят звучание настоящих инструментов, хотя иногда носят их названия, схожи по внешнему виду и по способу звукоизвлечения.
План проведения практикума
Тема занятия | Количество учебных часов | Дата проведения | Практические задания слушателям |
Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, используемые в работе с детьми. Методы и приемы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах. | 2 часа | Октябрь | Оборудовать в группе уголок самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии с требованиями для каждой возрастной группы. |
Роль воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах. Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей. | 2 часа | Ноябрь | Провести оценку уровня успешности овладения детьми своей возрастной группы элементарными приемами игры на детских музыкальных инструментах. |
Музыкально-дидактические игры и их роль в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. | 2 часа | Февраль | Изготовить музыкально-дидактическую игру для детей своей возрастной группы и разработать план-конспект ее проведения. |
Экспериментирование и импровизация в музицировании дошкольников. | 2 часа | Март | Составить картотеку двустиший для музыкальных импровизаций детей своей возрастной группы. |
Методы и приемы обучения детей игре
на детских музыкальных инструментах.
Методы обучения.
Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры. Поэтому участвующим в оркестре детям следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей.
В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Как и во всяком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях.
Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения – хорошо проверенные, традиционные методы. Наряду с ними детям предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях.
В практике часто приступают к обучению игре на многих инструментах одновременно, хотя каждый инструмент требует различных приемов исполнения, или же разучивают всю пьесу сразу. При этом одним детям приходится ждать, пока учатся другие. Это утомляет детей и рассеивает их внимание.
Очевидно, целесообразным можно считать другое. Познакомив детей на общих занятиях с внешним видом инструмента, основными приемами игры на нем, разучив в течение нескольких занятий 2 – 3 попевки, инструмент передают в дальнейшем в группу. Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем временем на общих занятиях идет знакомство с другим инструментом. Причем иногда наиболее способным детям предлагается осмотреть инструмент, найти способы игры на нем, а потом уже педагог вносит свои поправки. Постепенно детей знакомят с инструментами, имеющими звукоряды диатонический или хроматический, металлофонами, триолами, аккордеонами, цитрами. Ударная группа требует меньшей затраты времени на ознакомление с ней: на занятие можно внести сразу два или три инструмента, так как на них дети воспроизводят только ритм.
Методика обучения игре на инструментах направлена на решение следующих задач:
-
Освоение технических приемов игры; -
Последовательность заданий для освоения игры на отдельных инструментах; -
Разучивание произведений.
Технические приемы.
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку.
Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.
Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на средней части второго пальца, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным.
При игре на цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не задевать лишних струн.
Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок слышен отчетливо.
Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящими движениями. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой материей в несколько слоев или ватой.
При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим, и, если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой – звук сразу прекратится.
Бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. если к тому же менять место удара – ближе к раме (где сильнее резонанс), к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.
Играя на триоле, ребенок дует в отверстие трубки, равномерно расходуя дыхание. Одновременно он нажимает нужную клавишу. Клавиши у триолы цветные, каждая имеет свой цвет и название. Первые клавиши – ре, фа диез, соль и далее звукоряд соль мажора. Поэтому на триоле можно исполнять мелодии в соль мажоре и частично в других тональностях, но в ограниченном диапазоне.
Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, когда он сам станет ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него будет развиваться слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении.
Последовательность заданий.
В начале обучения методические приемы руководителя направляются к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду занятия.
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. Например, птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре. Металлофон хорошо передает звуки падающих капелек дождя: сначала они падают редко, потом все чаще, чаще звенят – дождь усиливается. Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу. А флейта или Мелодия-26 трубят сигнал для сбора. На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит. Смысл подобных приемов – в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента.
На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками – пустыми или наполненными камешками, горохом и т.д. И здесь приемы звукоизвлечения могут быть различными. Так, если ударять одну о другую ладони с полусогнутыми пальцами, то звук получается гулкий и глуховатый; если же ударять «плоскими» ладонями, как в «тарелки», то звук отчетливый и звонкий. Можно ударять пальцами одной руки о ладонь другой, причем звук значительно отличается в зависимости от того, держатся ли пальцы вытянутыми или же свободными и полусогнутыми. Притопы ногой тоже различны: всей ступней, одним носком или каблуком, поочередно – то носком, то каблуком. Хорошо имитируется движение поезда, например, чередованием ударов ноги то носком, то каблуком или рук то пальцами, то глухим хлопком. Темп при этом может произвольно ускоряться или замедляться, а звучание усиливаться или затихать. Применяются так называемые «шлепки» ладонями или кончиками пальцев о свои бедра. Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также позволяют извлекать звуки различного характера. Дети с интересом прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки совместных или поочередных действий.