Файл: Развитие психические процессов и состояний людей с нарушениями зрения.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 547
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение.............................................................................................................3
1. Развитие психические процессов и состояний людей с нарушениями зрения................................................................................................................4
2. Особенности формирования и проявления психических процессов и состояний людей с нарушениями зрения в разных видах деятельности.........6
3. Особенности взаимодействия в профессиональной сфере у людей с нарушениями зрения.........................................................................................9
Заключение.......................................................................................................11
Список литературы.........................................................................................12
Введение
Зрение человека – уникальный инструмент познания мира. Орган зрения – глаз - устроен оптимально таким образом, чтобы заложенные природой функции и задачи выполнялись и выполнялись эффективно. Но глаз не существует сам по себе, отдельно от всего организма. Плохое зрение – признак сбоя жизненно-важных составляющих всей биологической системы, которой является человек.
Значительное ухудшение зрения, независимо от причин, вызвавших его, приводит к возникновению многих медико-социальных и психологических проблем: социальной изоляции, неспособности воспринимать зрительную информацию (на зрение приходится до 95% всей поступающей человеку информации), нарушению ориентации, отказу от двигательной активности, нарушению самообслуживания. Передвижение таких больных делается для них опасным, часто сопровождается падениями. Они не редко становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. У них часто возникает ощущение беззащитности, одиночества и безнадежности. Они страдают от подавленного настроения, потери веры в свои силы. Им трудно приспосабливаться к любым изменениям окружающей обстановки.
Таким образом, для улучшения качества жизни, для адаптации жизни в обществе, для возможности развивать организм и улучшать зрения (если это возможно) слепых и слабовидящих людей и детей была создана и развивается наука тифлопсихология.
1. Развитие психические процессов и состояний людей с нарушениями зрения
Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество. В области чувственного познания сокращение зрительных ощущений ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения. С точки зрения качественных особенностей развития людей с нарушениями зрения следует в первую очередь указать на специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические
особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного мышления, ориентировке в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая с системой нормально развивающегося ребенка.
Практически все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта (объем, распределение), возможность переключения, интенсивность, или сосредоточенность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень развития этих качеств у зрячих. Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания.
Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри и межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. Так, при тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится осязание во взаимодействии с другими сенсорными модальностями.
У слепых, имеющих остаточное зрение, и слабовидящих зрительное восприятие совершенствуется с помощью дополнительных незрительных стимулов: тактильные стимулы при использовании зрения в процессе обучения помогают в создании полноценного образа.
Нарушения зрения тормозят полноценное развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит свое отражение и в развитии, и в функционировании мнемических процессов. В то же время технический прогресс и современные условия обучения, жизни и деятельности слепых и слабовидящих предъявляют к их памяти (как и к другим высшим психическим процессам) все более жесткие требования, связанные как со скоростью мнемических процессов, так и с их подвижностью и прочностью образующихся связей.
Слепым и слабовидящим приходится запоминать и держать в своей памяти материалы, которые не требуется помнить зрячему.
2. Особенности формирования и проявления психических процессов и состояний людей с нарушениями зрения в разных видах деятельности
Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.
Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, обусловливающий продвижение слепого ребенка в психическом развитии, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка.
Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой — является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Исследование связной речи дошкольников с нарушением зрения, осуществленное С. А. Покутневой, показало, что уровень спонтанной речи детей с нарушением зрения в контрольном эксперименте был значительно ниже нормы по всем показателям:
с позиций раскрытия темы — отражение лишь части предъявляемого материала;
с позиции содержательной — фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики, неумение вычленить и проанализировать центральные главные события в рассказе о своей жизни, трудности в соблюдении логичности связной речи.
Логопедический анализ развития речи детей с нарушением зрения, проведенный Л.С.Волковой, выявил своеобразие в становлении их речи. Ею показано, что у этих детей наиболее типичными являются системные недоразвития речи, разнообразные по своей структуре, и их значительно больше, чем у их зрячих сверстников. Это непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета, использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе, эхолалии, отсутствие развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений. Значительную роль в проявлении недоразвития речи играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой и неудовлетворительные условия речевого общения.
Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности.
Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности речи слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.
Таким образом, нарушение зрительных функций оказывает серьезное влияние на развитие психики в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. У лиц с глубокими нарушениями зрения сокращаются или полностью отсутствуют зрительные ощущения и восприятия, что приводит к уменьшению количества представлений, снижает возможности развития мышления, речи, воображения. Наблюдается снижение психической активности (особенно в дошкольном и преддошкольном возрасте), возникают изменения в эмоционально-волевой сфере и ориентировочной деятельности. Причем, в наибольшей степени данные особенности проявляются у незрячих с рождения детей и детей, потерявших зрение в период формирования речи, и наименее они выражены у слабовидящих.
3. Особенности взаимодействия в профессиональной сфере у людей с нарушениями зрения
Важным элементом межличностного взаимодействия незрячих людей является ощупывание, которое делится на одноручное и двуручное. Ощупывание партнёра по общению - это получение полноценной информации о нём. Так, например, для снятия стрессового состояни-ячеловека в процессе взаимодействия в сложной для него ситуации, связанной с профессиональным ростом (ситуация сдачи экзамена определенному преподавателю, собеседование при приёме на работу), незрячему человеку необходимо ощупать партнёра по общению. При этом само ощупывание может быть как минимальным (рукопожатие начальника или преподавателя), так и максимальным, что связано с самой ситуацией взаимодействия.
Одноручное ощупывание делится на ощупывание одним указательным пальцем, когда ощупываются брови, ресницы, глаза, уши; ощупывание большим и указательным пальцами (щеки, нос); ощупывание пятью пальцами, когда узнается рост человека и его талия (тотальная слепота).
Двуручное ощупывание характеризуется тем, что человек ощупывается полностью, определяется его фигура, длина волос и их характеристики, одежда. Данный вид ощупывания является фактором, приближающим или отталкивающим человека от человека.
Слуховое восприятие - важное средство общения незрячего с людьми. Оно имеет свои особенности: он узнает родных по голосу, отличает их от чужих. С пониманием развивается смысловая сторона речи и слепой человек ищет источник звука. Развитие общения лиц с глубокими нарушениями зрения определяет особенности развития фонематического слуха. Активное общение обеспечивает формирование связи слова с обозначающим его предметом.
Несмотря на сложившиеся особенности межличностного взаимодействия незрячих с окружающими у них существуют свои специфические трудности:
1. Формирование неречевых средств общения, что проявляется в нечеткости образа восприятия человека, не позволяя людям на основе экспрессивно-мимических средств судить о состоянии партнера по общению.
2. Отставание предметно-действенных средств общения, что выражается в позах и жестах, неадекватных ситуации, несоответствующих эмоциональному состоянию человека. Для слепых характерна скованность движений, стереотипия выражения эмоциональных состояний, вербализм знаний о правильных жестах и действиях.
3. Монологичность речи, когда партнер нужен как слушатель, а не как собеседник.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушение зрения оказывает влияние на личность в целом. Всякий дефект не ограничивается выпадением функции, а ведет к перестройке всей личности и дает силы к дальнейшей жизни, определяя их направления, а овладение способами восприятия и пониманию партнеров по социальным контактам ведет к расширению социальных связей. Сотрудничество же ведет к расширению социально-психологической адаптации и реадаптации.
Тифлопсихология изучает психическое развитие слепых и слабовидящих людей, пути и способы ее коррекции. Как наука, тифлопсихология сначала включала в своё содержание лишь психологию слепых. В настоящее время предметом ее внимания являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети, имеющие амблиопию (понижение остроты зрения) и косоглазие.
Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов - (слуха, осязания), а также формирование «чувства препятствия».