Файл: Правила использования морского пространства всеми участниками международных отношений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Судно. Определение согласно международного морского права.
Мировой океан является основным объектом международного морского права.
Международное морское право – это система правовых норм и принципов, которые устанавливают правила использования морского пространства всеми участниками международных отношений.
В основе морского права лежат международные договоры, законы и решения судов.
Наиболее важным и общепризнанным является принцип свободы открытого моря. Большая часть международных норм закреплена в статье 87 Конвенцией ООН 1982 года. Так же действуют и международные договоры, в том числе регионального и двустороннего характера. Однако их содержание преимущественно дополняет положения Конвенции ООН по морскому праву. Свобода открытого моря включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю:
- свободу судоходства;
- свободу полетов;
- свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
- свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;
- свободу рыболовства;
- свободу научных исследований;
- мирное использование пространства мирового океана;
- защиту морской среды.
Все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.
Научно-технический прогресс и активное освоение Мирового океана привели к использованию на море различных технических средств, в связи с чем возникает необходимость найти критерии понятия судно и критерии отграничения судна от иных плавучих сооружений, которые в той или иной форме участвуют в международном судоходстве, включая и случаи группового плавания плавучих сооружений совместно с судами.
Понятие судна является одним из основополагающих в морском праве. От того, квалифицируется ли тот или иной плавучий объект как морское судно, во многом зависит его правовой статус и те правовые последствия, которые возникают в процессе мореплавания.
В международном и национальном морском праве нет единого понятия «морское судно». Каждая международная конвенция содержит какой-то свой вариант определения понятия «судно»
Законодательные акты, которые издают государства для регулирования различных вопросов содержат определение понятия "судно". Так, в статье 136 Морского кодекса Италии судном является любое сооружение, которое предназначено для перевозки по воде, буксировки, рыболовства, отдыха или другой цели. Законы Норвегии, США и некоторых других стран определяют судно как любой вид транспортного средства, используемого для перевозки по воде. В п. 1 статьи 7 кодекса торгового мореплавания Российской Федерации 1999 года, в статье 2 кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь дано следующее определение: "Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях торгового мореплавания".
В свою очередь под торговым мореплаванием в кодексе торгового мореплавания понимается деятельность, связанная с использованием судов для:
1) для перевозки грузов, пассажиров и багажа
2) для промысла водных биологических ресурсов
3) разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр
4) лоцманской и ледокольной проводки
5) поисковых, спасательных и буксирных операций
6) подъема затонувшего в море имущества
7) гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ
8) санитарного, карантинного и другого контроля
9) защиты и сохранения морской среды
10) проведения морских научных исследований
11) учебных, спортивных и культурных целей
12) иных целей.
перечень целей, для которых используется «плавучее сооружение» не имеет существенного значения для выяснения содержания понятия судна, поскольку он не является исчерпывающим, т.к. кодекс торгового мореплавания говорит о том, что судном может считаться плавучее средство, используемое для иных целей.
Наиболее развернутое определение судна дано в статье 9 кодекса торгового мореплавания Эстонской Республики: "Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое: для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи и разведки полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества; для несения специальной службы (для охраны промысла, санитарной и карантинной служб, для защиты моря от загрязнения и т.п.); для научных, учебных и культурных целей; для спорта; для иных целей".
Значит, в соответствии с морским законодательством государств под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, которое используется для целей торгового мореплавания. К этому следует добавить, что многие многосторонние международные договоры также содержат определение понятия "судно", которое в зависимости от цели конкретного договора может быть более широким либо более узким, чем в национальном законодательстве. Так, в соответствии с п. «а» Правила 3 Международных правил предупреждения столкновения судов в море 1972 г (МППСС-72) говорится о том, слово "судно" означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда и гидросамолеты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде". В статье 2 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков 1978 года есть два определения, а именно:
"g) "Морское судно" означает судно, иное чем те, которые плавают исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или непосредственной к ним близости либо в районах действия портовых правил";
h) "Рыболовное судно" означает судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей или иных живых ресурсов моря".
В ст. 1(b) Международной Женевской конвенции 1960 г. об унификации некоторых правил относительно ответственности, вытекающей из столкновения судов внутреннего плавания, указано, что «к судам приравниваются гидроглиссеры, плоты, паромы и подвижные части понтонных мостов, а также землечерпалки, краны, элеваторы, все плавучие средства или приспособления подобного вида».Столь широкое понятие судна, характерное для внутренних водных путей (рек, озер, водохранилищ, прудов, каналов и пр.), вряд ли в полной мере применимо к понятию «морское судно».
Согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протоколу 1978 года "судно означает эксплуатируемое в морской среде судно любого типа и включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, плавучие средства, а также стационарные или плавучие платформы" (п. 4 статья 2 указанной Конвенции).
В статье 2 Международной Лондонской конвенции о грузовой марке 1966 г. даются определения таких понятий, как «рыболовное судно», «существующее судно», «новое судно» с указанием соответственно на то, что первое предназначено для промысла, второе не является новым, а третье недавно построено. В статье 1(2) Международной конвенции о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике указано, что «судно» означает любое рыболовное судно и любое судно, занятое обработкой рыбы или снабжением, или обслуживанием рыболовных судов. Целый ряд определений различных судов дан в Правиле 2 Международной конвенции об охране человеческой жизни на море 1974/2001 (СОЛАС-74/2001). Так, «пассажирское судно означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров» (п. «f» Правила 2); «грузовое судно означает судно, не являющееся пассажирским» (п. «д» Правила 2); «танкер означает грузовое судно, построенное или приспособленное для перевозки наливом воспламеняющихся жидких грузов» (п. «п» Правила 2); «рыболовное судно означает судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей или иных живых ресурсов моря» (п. «i» Правила 2); «ядерное судно означает судно, оборудованное ядерной силовой установкой» (п. «j» Правила 2); даются также определения понятий «новое судно», «существующее судно» (п. «k», «l» Правила 2). Как видно из характера определений, содержащихся в СОЛАС-74/2001, в них использован принцип назначения судна для конкретных целей эксплуатации. Этот же принцип назначения судна применен при определении понятия «судно» в Международной Брюссельской конвенции 1992 г. о гражданской ответственности за загрязнение моря нефтью и другими веществами.
В Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. для объяснения рассматриваемого понятия вводится еще один термин — «водный транспорт», который сам по себе нуждается в объяснении. В частности, ст. 3 названной Конвенции гласит: «“Суда и самолеты” означают водный и воздушный транспорт любого вида. Сюда относятся суда на воздушной подушке и плавающие суда независимо от того, являются ли они самоходными или нет».
Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. исходит из функциональной предназначенности исследуемого нами объекта, понимая под последним «любое морское судно и плавучее средство любого типа, фактически перевозящее нефть наливом в качестве груза» (ст. 1).
В ст. II(2) Международной конвенции 1969 г. о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения нефтью, связанного с морскими авариями, из числа судов исключаются любые установки и приспособления, используемые для исследования или разработки ресурсов дна морей и океанов и их недр.[31]
Ряд определений различных видов судов дан в Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978/95 гг. (ПДМНВ-78/95). Так, «нефтяной танкер означает судно, построенное и используемое для перевозки нефти наливом» (п.1(16) Правила 1/1 главы I). «Танкер-химовоз означает судно, построенное или приспособленное и используемое для перевозки наливом любых жидких химических веществ, перечисленных в главе 17 Международного Кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические вещества наливом» (п.1(17) Правила 1/1 главы I). «Газовоз означает судно, построенное или приспособленное и используемое для перевозки наливом любых сжиженных газов или других продуктов, перечисленных в главе 19 Международного Кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом» (п. 1(18) Правила 1/1 главы I). «Пассажирское судно ро-ро означает пассажирское судно с грузовыми помещениями с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или помещения специальной категории, как определено в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками» (п.1(19) Правила 1/1 главы 1).[32]
Учитывая, что в составе группы судов могут быть не только торговые суда, но и военные корабли, следует обратить внимание на определения понятий «корабль» и «вспомогательное судно», которые даны в ряде международных соглашений государств. Так, в ст. 1 Соглашения между Правительством СССР и Правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. (с изменениями, внесенными в Соглашение в 1979/86 гг.) указано, что «“корабль” означает: боевой корабль,
принадлежащий военно-морским силам Сторон, имеющий внешние знаки, отличающие боевые корабли его национальности, находящийся под командованием офицера, состоящего на государственной службе, фамилия которого включена в списки военно-морских сил, и укомплектованный экипажем, подчиняющимся регулярной военно-морской дисциплине» (п.1(а) ст. 1). «Вспомогательные суда военно-морских сил Сторон, которые включают все военно-морские суда, имеющие право нести флаг вспомогательных судов ВМС в тех случаях, когда такой флаг предусмотрен любой из Сторон» (п. 1(6) ст. 1). «“Самолет” означает все военные пилотируемые летательные аппараты тяжелее и легче воздуха, исключая космические аппараты» (п. 2 ст. 1).[33]
Почти такие же формулировки при определении понятий «корабль», «вспомогательное судно» и «самолет» использовались и в других международных соглашениях.[34]
В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. содержатся некоторые определения понятий судов. Так, в ст. 103 говорится, что «судно или летательный аппарат считается пиратским судном или пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами, имеющими над ними власть, для совершения любого из действий, предусмотренных в ст. 101 (настоящей Конвенции. – Авт.). Это относится также к судну или летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор пока они остаются под властью лиц, виновных в этих действиях». В связи с этим заслуживает внимания ст. 102 Конвенции 1982 г., где говорится, что «пиратские действия, определяемые в ст. 101, когда они совершаются военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или частновладельческим летательным аппаратом».
Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. определяет судно как морское транспортное средство любого типа, не закрепленное постоянно на морском дне, включая катера с динамическими принципами поддержания, «подводные аппараты» и любые другие плавучие средства.