Файл: Проект особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа титановая долина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА
«ТИТАНОВАЯ ДОЛИНА» ДОЛГИЙ ПУТЬ ОТ ЗАМЫСЛА К ВОПЛОЩЕНИЮ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Фельдман М� А�
доктор исторических наук, профессор кафедры государственного управления и политических технологий Уральского института управления – филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, feldman-mih@yandex.ru
Маслов Н� В�
инженер, «Корпорация «ВСМПО-Ависма» (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, feldman-mih@yandex.ru
УДК 338.2
ББК 65.9(2Рос)
Цель� Изучение реализации проекта ОЭЗ «Титановая долина» ‒ кластера, предназначенного на роль локомо- тива экономического потенциала региона.
Методы� На основе сравнительного и системного подходов проанализированы реальное финансирование объ- ектов ОЭЗ; роль и взаимодействие субъектов регулирования проекта ОЭЗ «Титановая долина; итоги строительства. Результаты� Выявлены этапы процесса реализации проекта ОЭЗ «Титановая долина», сделан вывод о харак- терных недочетах на всех этапах создания ОЭЗ ППТ «Титановая долина», отмечена реальная картина состояния
строительства объектов кластера, указаны пути оптимизации хода работ.
Научная новизна� В предложенной читателю статье впервые дается комплексная оценка финансирования и результатов реализации проекта ОЭЗ «Титановая долина за 2010–2016 гг. Сделаны выводы о путях дальнейшего совершенствования согласования интересов органов власти и субъектов предпринимательства.
Ключевые слова: органы исполнительной власти, особая экономическая зона, современные промышленно- производственные комплексы, строительство, объекты кластера.
THE PROJECT OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE OF INDUSTRIAL – PRODUCTION TYPE «TITANIUM VALLEY» A LONG WAY FROM OVER-IDEA TO IMPLEMENTATION: ADMINISTRATIVE ASPECTS
Feldman M� A�
©ФельдманМ.А., МасловН.В.,2017
Doctor of Science (History), Professor, Professor of the Department of Public Administration and Political Technologies of the Ural Institute of Management – branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 66,
8 March, Ekaterinburg, 620990, Russia, feldman-mih@yandex.ru
Maslov N� V�
engineer, «Corporation «VSMPO-AVISMA» (Russia), 66, 8 March, Ekaterinburg, 620990, Russia, feldman-mih@yandex.ru
Purpose� The study of the implementation of the project of the SEZ “Titanium valley” cluster, they gained on the role of the locomotive of the economic potential of the region.
Methods� On the basis of a comparative and systematic approaches to analyze the real financing facilities of the SEZ; the role and interaction of subjects of regulation of the project of the SEZ “Titanium valley; the end of construction.
Results� Identified the stages of implementation of the project of the SEZ “Titanium valley”; the conclusion is made about the characteristic defects at all stages of creation of SEZ “Titanium to a-Lina”; marked the real picture of the status of the construction of the cluster objects, the ways of optimization progress.
Scientific novelty� In proposed to the reader article provided the first comprehensive assessment of financing and results of the project of the SEZ “Titanium valley for 2010–2016 conclusions on ways of further improvement of coordi- nation of interests of authorities and business entities.
Key words: executive authorities, special economic zone, modern industrial complexes, the construction of the clus- ter objects.
Одной из основных задач регионов Российской Федерации в настоящее время является повышение инвестиционной привлекательности территории, при- влечение притока финансов как национальных, так из-за рубежа. Для этого широко используются такие инструменты, как особые экономические зоны, тех- нопарки, кластера, которые выступают в роли точек роста экономического потенциала региона. Такой точ- кой роста для Свердловской области является проект особой экономической зоны промышленно-производ- ственного типа «Титановая долина». Реализация про- екта решает задачи развития Свердловской области в стратегической перспективе, формируя конкурент- ные преимущества региона в мировом масштабе.
Концепция создания и развития ОЭЗ ППТ «Тита- новая долина» разработана совместными усилиями четырех организаций: ОАО «Корпорация развития Среднего Урала», Аналитический центр «Эксперт- Урал», Отдел территориального планирования ООО
«Проектно-Инвестиционная Компания «Центр каче- ства строительства», Центр региональных экономиче- ских исследований Высшей школы экономики и менед- жмента Уральского федерального университета им. первого президента РФ Б. Н. Ельцина.
Основной целью создания ОЭЗ ППТ «Титановая долина» является формирование на территории осо- бой экономической зоны современных промышленно- производственных комплексов, способных обеспечить производство высокотехнологичной продукции глубо- кой промышленной переработки в целях удовлетворе- ния потребностей российской экономики и стимули- рования экспорта, за счет масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Постановление Правительства РФ № 1032 «О созда- нии на территории муниципального образования Верх- несалдинский городской округ Свердловской области особой экономической зоны промышленно-производ- ственного типа» было подписано 16 декабря 2010 г. Во исполнение указанного постановления между Прави- тельством Российской Федерации, Правительством Свердловской области и Администрацией Верхнесал- динского городского округа заключено Соглашение от 27.12.2010 г. № 26256-ОС/Д25 «О создании на терри- тории Верхнесалдинского городского округа Сверд- ловской области особой экономической зоны промыш- ленно-производственного типа» [1].
Условно-оптимистичный сценарий развития пред- полагал, что заполнение резидентами первой оче- реди освоения «Титановой долины» начнется в 2012 г. и продлится до начала 2015 г. При этом часть зареги- стрировавшихся резидентов должна была начать воз- ведение промышленных объектов параллельно со строительством общей площадки, а массовый запуск производств в эксплуатацию осуществить еще до завер- шения общих строительных работ по созданию инфра- структуры в 2014 г. Этот сценарий предполагал высо- кий спрос со стороны потенциальных резидентов на производственные площади внутри ОЭЗ «Титановая долина». Планировалось, что первая очередь промыш- ленных объектов будет заполнена резидентами к 2014 г.; вторая очередь к 2018 г., третья очередь к 2019 г. [2].
По условно-оптимистичному сценарию подгото- вительный этап функционирования ОЭЗ должен был закончиться к 2014 г., а период привлечения потенциаль- ных резидентов завершиться к 2019 г. [2]. Таким обра- зом, предполагалось, что к 2020 г. ОЭЗ выйдет на целе- вой объем освоения частных инвестиций, направляемых резидентами на создание промышленных объектов.
Условно-пессимистичный сценарий развития пред- полагал, что заполнение резидентами первой очереди освоения ОЭЗ начнется в конце 2012 г. и продлится до начала 2015 г. Планировалось, что первая очередь освоения будет заполнена резидентами к 2016 г., вто- рая очередь освоения к 2020 г., третья очередь к 2022 г. Основными задачами создания на территории Свердловской области особой экономической зоны
«Титановая долина» были:
-
увеличение глубины переработки титановых изделий в отечественной промышленности, расши- рение использования титановой продукции в отече- ственной экономике, предоставление российскому промышленному комплексу широкого спектра готовой титановой продукции; -
усиление роли России на мировом рынке тита- новой продукции для авиакосмической отрасли, рас- ширение сфер присутствия России на мировом тита- новом рынке; -
создание условий для масштабного привлечения инвестиций в промышленность региона; -
создание условий для формирования на базе ОЭЗ в долгосрочной перспективе крупных территориаль- ных кластеров.
Разработчики концепции предполагали, что выпол- нение задач ОЭЗ позволит создать новые рабочие места на высокотехнологичных производствах; снять напря- женность на рынке труда; и, соответственно, осла- бить социально-экономические проблемы, связанные с монопрофильностью города Верхняя Салда; приве- дет к запуску агломерационных процессов в городах Свердловской области, что благоприятно скажется на рынке труда городов Верхняя Салда, Нижняя Салда, Нижний Тагил. В итоге предполагалась диверсифика- ция отраслевой структуры экономики Свердловской области за счет новых высокотехнологичных произ- водств и повышение инвестиционной привлекатель- ности Свердловской области.
Важное преимущество ОЭЗ «Титановая долина» заключалось в том, что в непосредственной близости от нее в Верхней Салде находится основная произ- водственная площадка ПАО «Корпорация «ВСМПО- Ависма» – единственного в России и крупнейшего в мире производителя титановой продукции: слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Как известно, Корпорация производит прессованные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикатов из легированных сталей и жаропрочных сплавов на нике- левой основе, при этом ее доля на мировом рынке составляет 22–24 %. Поставляя на экспорт 70–75 % своей титановой продукции, Корпорация обеспечивает до 35 % всех потребностей в титане компании Boeing, 65 % концерна EADS, 90 % компании Goodrich, 100 % фирмы Embraer, Rolls-Royce – 30 %, Safran – 30 % всего около 350 компаний из 48 стран [4].
17 декабря 2013 г. вступило в силу постановле- ние Правительства Российской Федерации № 1178 г.
«О внесении изменений в постановление Правитель- ства Российской Федерации от 16 декабря 2010 г.
№ 1032». Данное постановление явилось предопреде- ляющим событием для развития ОЭЗ ППТ «Титановая долина», так как было предусмотрено финансирование проекта, согласно которому на строительство инже- нерной, транспортной, инновационной и иной инфра- структуры из средств бюджета Свердловской области планировалось выделение средства в размере не менее 4,7 млрд. рублей. Также предусматривалось, что при формировании федерального бюджета на 2015 г. и пла- новый период 2016–2017 гг., будут выделены бюджет- ные ассигнования в размере до 4800 млн. рублей [5].
Финансирование проекта ОЭЗ ППТ «Титановая долина» осуществлялось из двух источников: феде- рального бюджета и бюджета Свердловской обла- сти. Общий объем финансов, полученный с федераль- ного уровня на начало 2017 г. составил 1 млрд. руб., или только 21 % от суммы указанной в постановлении Правительства РФ № 1178 от 17 декабря 2013 г. Общий объем финансирования ОЭЗ ППТ «Титановая долина»
из бюджета Свердловской области за весь период ее функционирования составил 1 792 млн. руб. или только 38 % от запланированной суммы [4].
Условно процесс реализации проекта ОЭЗ ОЭЗ ППТ
«Титановая долина» можно разделить на три этапа:
-
На первом этапе (2010–2011 гг.) участниками процесса формирования и регулирования ОЭЗ ППТ
«Титановая долина» являлись Министерство эконо- мического развития РФ, Правительство Свердловской области, Администрация Верхнесалдиснкого город- ского округа, «Корпорация развития Среднего Урала», Управляющая компания, Наблюдательные и Эксперт- ные советы.
ОАО «Корпорация Развития Среднего Урала» (КСРУ) была создана Правительством Свердлов- ской области в 2010 г. для формирования благопри- ятной инвестиционной среды на территории реги- она, создания лучших условий для инвестирования в объекты промышленной, социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Управляющая компания (УК) – открытое акционер- ное общество, которое было создано в целях реализа- ции соглашений о создании особых экономических зон и сто процентов акций которого принадлежит Россий- ской Федерации.
Наблюдательный совет ОЭЗ был создан в целях координации деятельности федеральных органов испол- нительной власти, исполнительных органов государ- ственной власти субъекта РФ и исполнительно-рас- порядительного органа муниципального образования хозяйствующих субъектов по развитию ОЭЗ, осущест- вления контроля за выполнением соглашения о создании ОЭЗ, содействия в реализации проектов резидентов ОЭЗ, проектов иных инвесторов, а также в целях рассмотре- ния и утверждения перспективных планов развития ОЭЗ, осуществления контроля над реализацией этих планов.
Министерство экономического развития РФ форми- рует Экспертный совет по каждому типу особых эко- номических зон, а также утверждает своим приказом состав экспертного совета по каждому типу особых эко- номических зон (После передачи полномочий по управ- лению ОЭЗ в регионы в 3 квартале 2016 года, за это отвечает исполнительный орган власти субъекта).
-
Второй этап (2012 – сентябрь 2016 гг.) характе- ризовался исключением КРСУ из системы управления. Чем это было вызвано? В 2011 г. через КРСУ осущест- влялось финансирование «Титановой долины»; в целях содействия созданию ОЭЗ ППТ «Титановая долина» в государственную собственность Свердловской обла- сти приобретены акции открытого акционерного обще- ства «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ) общей номинальной стоимостью 151млн. руб., кото- рые КРСУ в свою очередь вложило в уставной капи- тал управляющей компании.
Однако внеплановая проверка целевого использо- вания бюджетных инвестиций на реализацию проекта
«Титановая долина выявила, что выделенные государ- ственные деньги не были вложены в строительство инфраструктуры ОЭЗ «Титановая долина», вследствие чего исполнительными органами власти Свердловской области были сделаны выводы об общейнеэффектив-ности деятельности «Корпорации развития Сред-него Урала» [5]. Стартовали и судебные разбиратель- ства финансовой деятельности Корпорации.
После этого КРСУ была отстранена от вопросов реализации проекта ОЭЗ ППТ «Титановая долина», а 22.12.2014 г. перестала быть акционером ОАО «ОЭЗ
«Титановая долина», передав все принадлежащие акции Свердловской области Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области [6].
-
Третий этап (с сентября 2016 г. по н. в.) стар- товал с перестройки всей системы управления, кото- рая произошла в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы регулирования особых экономических зон в РФ. Суть перестройки заключа- лась в делегировании Министерством экономического развития РФ основных полномочий по управлению ОЭЗ исполнительным органам власти субъектов РФ.
5 сентября 2016 г. между Минэкономразвития Рос- сии и Правительством Свердловской области было подписано Соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной Правитель- ству Свердловской области. Делегирование полномо- чий властям Свердловской области произошло с опре- делением целевых показателей (KPI) и установление правила, по которому в случае невыполнения обяза- тельств Правительство Свердловской области будет обязано возвратить в доход федерального бюджета, выделенные денежные средства [7].
Постановление Правительства Свердловской обла- сти № 552-ПП от 09.08.2016 «О наделении Министер- ства инвестиций и развития Свердловской отдельными полномочиями», определило орган исполнительной власти субъекта федерации, который будет исполнять полномочия по управлению ОЭЗ ППТ «Титановая долина» Министерство инвестиций и развития Сверд- ловской области.
Помимо указанных выше полномочий, Министер- ство инвестиций и развития Свердловской области обязывалось обеспечить подготовку и направление в Министерство экономического развития РФ еже- годного отчета о результатах функционирования ОЭЗ с указанием показателей эффективности функциониро- вания ОЭЗ в порядке и сроки установленные соглаше- нием между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Свердлов- ской области [8]. Министерство инвестиций и разви- тия Свердловской области отвечает и за формирование
Экспертного Совета ОЭЗ ППТ «Титановая долина». Очевидно, что столь частые изменения структуры регулирующих инстанций не способствовало успеш- ной реализации плановых задач.
Согласно Приказам Министерства экономиче- ского развития РФ о передачи полномочий управля- ющим компаниям полномочий по управлению ОЭЗ, последние должны раскрывать информацию в печат- ных и электронных средствах массовой информации о своей деятельности и об ОЭЗ, находящихся у них в управлении. Однако при этом требования к составу и формам размещаемой информации нормативно не определены. Отсутствие закрепленных требований приводит к сомнительному содержанию отчетности, которая не отражает реальное состояние дел.
Например, объем отчета «О результатах деятельно- сти ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» по формированию ОЭЗ ППТ «Титановая долина» на территории Верхне- салдинского городского округа Свердловской области по состоянию на 01.10.2016 г.» составляет всего четыре страницы (текстовый редактор Word). При этом основу содержания составляют данные, которые не имеют отношение к периоду деятельности общества в 2016 г. Также на сайте имеется ссылка на портал для раскры- тия информации, где должны быть размещены годовые отчеты, однако какая-либо информации по деятельно- сти ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» на указанном пор- тале отсутствует.
Вызывают вопросы и предоставление инве- стиций из бюджета Свердловской области, напри- мер, в 2012–2013 гг. (300 млн. руб.) и (500 млн. руб.) безопределениянаправлениярасходованиясредствотдельно для строительства объектов инфраструк-туры и отдельно на выполнение функций управляю-щей компании. Кроме того, не формировались рабочие группы по рассмотрению проектов Программ управ- ления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества, необходимость создания которых установлена пунктом 10 Положения о порядке и сроках разработки проекта программы управления государственной собственно- стью Свердловской области [9].
Контроль над реализацией мероприятий осущест- влялся путем анализа отчетности, предоставляемой по договору. Оценка эффективности деятельности Обще- ства проводилась на заседании межведомственной комиссии по эффективности управления государствен- ной собственностью Свердловской области (например, 20 июня 2014 г. были рассмотрены результаты финан- сово-хозяйственной деятельности ОАО «ОЭЗ «Титано- вая долина» за 2013 г.)
К сожалению, правом проведения проверок, пред- усмотренных Договоров об участии Свердловской области в собственности ОАО «ОЭЗ «Титановая
долина» от 27.03.2013, по соблюдению условий предо- ставления бюджетных инвестиций, МУГИСО в 2013– 2016 гг. не воспользовалось [10].
Проведенное нами исследование реализации про- екта ОЭЗ «Титановая долина» позволяет сделать вывод о том, что на всех этапах прослеживаются следующие недочеты, ставшие преградами на пути создания ОЭЗ ППТ «Титановая долина»:
-
неопределенность и несогласованность финан- сирования создания объектов инженерной, транспорт- ной, социальной и иной инфраструктуры; -
неэффективная и, по сути, бесконтрольная дея- тельность Корпорации развития Среднего Урала (на 1-ом этапе); -
непрозрачность отчетной УК ОАО «ОЭЗ «Тита- новая долина»; -
отсутствие должного надзора за финансовыми операциями УК; -
низкая оперативность Экспертного совета по ОЭЗ ППТ (на 1-ом и 2-ом этапах); -
неопределенность функций (и самой необходимо- сти существования) Наблюдательного совета (на 3-этапе); -
формальный характер взаимодействия УК ОАО
«ОЭЗ «Титановая долина» c органами местного само- управления и общественностью Верхнесалдинского городского округа;
-
отсутствие научного и экспертного сопровожде- ния проекта.
В результате, на начало 2017 г. итогом реализа- ции проекта ОЭЗ ППТ «Титановая долина» явлюется только работы на начальной стадии проекта. В пер- вой очереди ОЭЗ (Верхнесалдинский городской округ) ведется строительство инфраструктуры и промыш- ленных комплексов двух резидентов ООО «ВСМПО- Новые технологии» и ООО «Зибус» [10].
По реализации второй очереди (муниципальное образование г. Екатеринбург) принципиальное реше- ние принято – готовятся необходимые документы для отправки заявки в Министерство экономического раз- вития Российской Федерации на расширение границ ОЭЗ «Титановая долина».
В рамках первой очереди «Титановой долины» управляющей компанией завершено строительство пятнадцати основных объектов инженерной инфра- структуры (сети газо-, водо-, электроснабжения, дороги, и др.) важных для запуска промышленно-про- изводственной деятельности компаний резидентов, то есть можно сказать о начале инвестиционного этапа – строительство резидентами промышленных комплек- сов. Всего на 1 января 2017 г. Соглашения об осущест- влении промышленно-производственной деятельности на территории ОЭЗ ППТ «Титановая долина» были подписаны с 11 компаниями, в том числе и с резиден- том «ВСМПО-Новые технологии» на базе, которого
будет создано совместное производство ОАО «Корпо- рация «ВСМПО-АВИСМА» и концерна Boeing [10].
В самом начале становления проекта ОЭЗ ППТ
«Титановая долина» областные власти рассчитывали на то, что уже в течение ближайших пяти лет число резидентов составит 25 компаний, объем инвестиций в новые производства в ОЭЗ со стороны резидентов достигнет 40 млрд. руб., появится около 8 тыс. новых рабочих мест. «В целом только по предварительным оценкам до 2030 г. проект должен принести в бюд- жеты всех уровней 179 млрд. руб.», – говорил являв- шийся в тот период губернатором Свердловской обла- сти Александр Мишарин [11].
Планы 2012 г., в связи с медленным темпом стро- ительства, планы ОЭЗ ППТ «Титановая долина» были скорректированы: к 2018 г. должны быть введены в строй 18 действующих предприятий резидентов и 1800 рабочих мест, созданных на площадке ОЭЗ [12]. Если вернуться к реальному состоянию дел, то на начало 2017 г. плановыми показателями для ОЭЗ ППТ
«Титановая долина» предусмотрено что, количество резидентов, реализующих соглашения об осущест- влении деятельности в ОЭЗ, должно быть не более 12, объем инвестиций, осуществленных резидентами на тер- ритории ОЭЗ – 2 676 млн. руб., а количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, ‒ всего лишь 145 [13]. Приведенная информация о соотношении началь- ных, промежуточных планов с реальной ситуацией на текущее время в систематизированном виде представ-
лена в таблице 1.
Анализируя указанные в таблице данные можно сделать однозначный вывод об оторванности пер- воначальных планов развития ОЭЗ ППТ «Титано- вая долина» от реальной инвестиционной ситуации в Свердловской области и России в целом. Так по пока- зателю «количество рабочих мест», созданных рези- дентами на площадке ОЭЗ плановые показатели на 2016 г. в 55 раз меньше тех, которые декларировались официальными лицами в 2010 г., а по объемам инве- стиции резидентами в производство разница также достигает внушительных 15 раз. Подведем черту: совместных усилий исполнительных органов власти как федерального, так и регионального уровней наряду с управляющей компании не хватило для реализации того потенциала, который виделся на «заре» проекта особой экономической зоны промышленно-производ- ственного типа «Титановая долина».
Очевидно, отсутствие на должном уровне коор-динацииивзаимодействиясубъектоврегулирова-ния особой экономической зоны, как между собой, так и с общественностью. Так старт проекта особой эконо- мической зоны промышленно-производственного типа проекта был дан без предварительного прохождения согласования с представителями науки и институтами