Файл: Проект особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа титановая долина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Табл. 1. Соотношение плановых задач и реальных показателей реализации проекта «ОЭЗ» Титановая долина в 2010–2016 гг�
Год | Число резидентов | Количество рабочих мест созданных резидентами | Объем инвестиций в новые производства в ОЭЗ, млн руб� |
2010 | 25 | 8 000 | 40 000 |
2012 | 18 | 1 500 | – |
2016 | 12 | 145 | 2 676 |
гражданского общества, что в современных условиях является достаточно серьёзным упущением. Кроме того, налицо переоценка инвестиционной привлекательно- сти площадки ОЭЗ на территории Свердловской обла- сти, в рамках развития таких приоритетных отраслей как: металлообработка, машиностроение, авиастроение. Сказались и такие факторы, как: отсутствие долж- ного объема средств, необходимого для строительства объектов инженерной инфраструктуры, без которой площадка ОЭЗ не представляет интереса для инвесто- ров; достаточно растянутый подготовительный период проектирования и прохождения различных экспертиз, который занял 3 года; некомпетентная и противозакон- ная финансовая деятельность управляющей компании
ОАО «ОЭЗ «Титановая долина.
Нельзя не отметить и неблагоприятную экономи- чесую и внешнеполитическую ситуацию, в результате которой часть резидентов были вынуждены корректиро- вать источники финансирования собственных проектов из-за падения курса отечественной валюты и экономи- ческих санкций, что также повлияло и на закупку высо- котехнологичного оборудования в западных странах.
1 2 3 4
Часть указанных причин отставания проекта ОЭЗ
«Титановая долина» непосредственно связана с суще- ствующими проблемами в системе взаимодействия между участвующими в проекте органами власти и управляющей компанией. Так остро стоит проблема выполнения обязательств по финансированию строи- тельства инфраструктуры особой экономической зоны, которые носят декларативный характер, вследствие отсутствия каких-либо законодательных норм, регули- рующих данный вопрос.
Вызывает вопрос и контроль исполнительными органами власти финансовых операций хозяйствую- щего субъекта ОЭЗ. Вдобавок не раз возникали кон- фликты и противоречия между Администрацией Верх- несалдинского городского округа и управляющей компанией. Органы местного самоуправления, не без оснований, указывали на то, что свои действия ОАО
«ОЭЗ «Титановая долина» не согласовывало с ними.
При этом официальные лица управляющей ком- пании утверждали, что все их действия с городскими властями были согласованы, а взаимодействие с вла- стями четко выстроено. В связи с отсутствием прямых рычагов воздействия муниципалитету приходилось обращаться к органам власти Свердловской области. В 2014 г. и 2016 г. плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на террито- рии ОЭЗ не проводились [10].
Проект особой экономической зоны промыш- ленно-производственного типа «Титановая долина»
получил импульс для выхода на новую стадию разви- тия в 2015 г., когда под цели реализации инвестицион- ного проекта локализации на территории Свердловской области производства самолета Л-410 (инициаторы проекта: ООО «УГМК-Холдинг» г. Верхняя Пышма, АО «Уральский завод гражданской авиации» г. Ека- теринбург) было принято решение о создании второй очереди ОЭЗ ППТ «Титановая долина» на территории земельного участка имущественного комплекса аэро- порт «Уктус» [14].
Решение о создании второй очереди ОЭЗ ППТ
«Титановая долина» принято в ходе совещания у Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д. В. Мантурова и рассмотрено на заседа- нии президиума Правительства Свердловской области 21.09.2015 г. (протокол от 30.09.2015 № 6-ПЗП) [15].
Была подтверждена готовность Министерства эко- номического развития Российской Федерации оказы- вать всестороннюю поддержку в реализации указан- ного проекта (протоколы от 06.10.2015 № 343 и от 28.07.2016 № 81-АЦ) [16].
21 июля 2016 г. Советом директоров ОАО «ОЭЗ
«Титановая долина» в качестве одного из приоритет- ных направлений деятельности ОАО «ОЭЗ «Титановая долина» было одобрено создание второй очереди ОЭЗ
«Титановая долина» в целях реализации проектов по разработке, производству, локализации производства авиационной техники, созданию производства титано- вых изделий для воздушных судов.
Генеральный директор ОАО ОЭЗ «Титано- вая долина» Артемий Кызласов отметил, что разви- тие второй очереди ОЭЗ диктует рынок. «Уральский завод гражданской авиации» – якорный резидент, пла- нирующий производить готовые самолеты и верто- леты. В 180 км от второй очереди расположен круп- нейший в мире производитель титана, клиентами которого выступают все ведущие авиастроители мира. Достаточно логично было бы
объединить механоо- бработку титана для авиастроения в Салде и сборку узлов для самолетов и готовых летательных аппаратов в Екатеринбурге. Это позволит значительно снизить издержки будущих резидентов, а также повысить объ- ёмы импортозамещения, в том числе при производстве
российских самолётов. Общая площадь перспективной второй очереди составляет почти 100 гектаров. На эту площадку планируется привлечь порядка 10 резиден- тов (расчетное количество рабочих мест – 1200). В при- оритете производители авиа-компонентов, но рассма- триваются инвесторы и из других отраслей. Главный критерий высокотехнологичность, капиталоемкость и безопасность производства) [16].
На наш взгляд решение о создании второй оче- реди ОЭЗ «Титановая долина», в первую очередь, было продиктовано желание интенсифицировать развитие
«буксующего» проекта экстенсивным путем, с целью выполнения целевых показателей и создания положи- тельного образца о деятельности ответственных за реа- лизацию проекта ОЭЗ органов власти и управляющей компании. Во-вторых, нельзя не отметить существен- ное влияние компании ООО «УГМК-Холдинг», кото- рая активно лоббировала данное решение.
Подведем итог. Проведенное исследование пока- зывает, что, к сожалению, средства из федерального и областного бюджета во многом оказались заморо- жены, а плановый срок ввода в действие ОАО «ОЭЗ
«Титановая долина сдвинут на неопределенный срок.
Только прозрачность действий всех названных выше участников строительства например, ежеквар- тальные отчеты в областном Законодательном собрании и в Городской Думе Верхней Салды может изменить положение дел к лучшему. По итогам исследования сде- лан вывод, что эффективное развитие института особых экономических зон непосредственно зависит от уровня взаимодействия всех регулирующих органов. Каче- ственное взаимодействие предполагает осуществле- ния согласованных, продуманных и последовательных действий субъектов регулирования института особых экономических зон: от Министерства экономического развития Российской Федерации до общественности и администрации муниципального образования, на тер- ритории которого создается особая экономическая зона.
1 2 3 4
Литература:
-
Отчет «О результатах деятельности ОАО «ОЭЗ «Тита- новая долина» по формированию ОЭЗ ППТ «Титано- вая долина» на территории Верхнесалдинского город- ского округа Свердловской области» по состоянию на 01 января 2015 года [электронный ресурс]. URL: http:// titanium-valley.com (дата обращения 23.04.2016 г.). -
Концепция создания и развития ОЭЗ ППТ «Тита- новая долина». 2010 г. [электронный ресурс] URL: http://www.acexpert.ru/analytics/projects/koncepciya- sozdaniya-i-razvitiya-oez-ppt-titanovay.html (дата обра- щения 04.03.2016 г.). -
Соболев А. О. Зарубежный опыт инновационного раз- вития старопромышленных регионов и возможности
его использования в России // Вопросы управления. 2015 № 1(3.) С. 73–79.
-
О внесении изменений в постановление Правитель- ства Российской Федерации от 16 декабря 2010 года
№ 1032: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1178 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
-
Официальный сайт ОЭЗ «Титановая долина». Посту- пление средств из федерального бюджета продолжа- ется [электронный ресурс]. URL: http://titanium-valley. com/media/novosti/postuplenie_sredstv_iz_federalnogo_ byudzheta_prodolzhaetsya/ (дата обращения 10.08.2016). -
Годовой отчет Открытого акционерного общества
«Особая экономическая зона «титановая долина» за 2014 год [электронный ресурс]. URL: http://titanium- valley.com/files2. (дата обращения 27.08.2016)
-
О передаче Правительству Свердловской области отдельных полномочий по управлению особой эко- номической зоной промышленно-производственного типа, созданной на территории муниципального обра- зования Верхнесалдинский городской округ Сверд- ловской области: Приказ Министерства экономиче- ского развития Российской Федерации от 18 апреля 2016 года № 257. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
-
О наделении Министерства инвестиций и развития Свердловской области отдельными полномочиями: Постановление Правительства Свердловской обла- сти от 9 августа 2016 года № 552-ПП [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон- сультантПлюс». -
О результатах проверки использования средств област- ного бюджета открытым акционерным обществом
«Особая экономическая зона «Титановая долина» в 2012 и 2013 годах. Отчет Счетной палаты Сверд- ловской области от 28 ноября 2014 года [электронный ресурс]. URL: http://spso66.ru/22-01-2015-kollegiya- schetnoj-palaty-sverdlovskoj-oblasti-rassmotrela-itogi- kontrolnyx-meropriyatij/ (дата обращения 11.03.2016).
-
Отчет о результатах деятельности ОАО «ОЭЗ «Тита- новая долина» по формированию ОЭЗ ППТ «Титано- вая долина» на территории Верхнесалдинского город- ского округа Свердловской области по состоянию на 01января 2017 года [электронный ресурс]. http:// titanium-valley.com (дата обращения 22.01.2017 г.). -
Аналитический центр ЭкспертУрал [электронный ресурс]. URL: http://www.acexpert.ru/archive/5-452/pro- titanov-i-lyudey.html (дата обращения 04.09.2016). -
Инвестиционный путеводитель Свердловской област. [электронный ресурс]. URL: http://titaniumvalley.com/ files4/Инвестицинный%20путеводитель%20Свердлов- кой%20области.pdf (дата обращения 04.09.2016). -
Окружная интернет-газета ПравдаУрФО [элек- тронный ресурс]. URL: http://pravdaurfo.ru/