ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шурегеева Карина, ЮУП241-9
Тема : Мусульманское (Исламское) право.
1.В научной литературе часто встречаются термины «мусульманское право» и «исламское право» При этом авторы, предпочитающие использовать один из указанных терминов или оба в качестве синонимов, зачастую не задумываются о различиях между ними. Между тем, прояснение этих различий важно для понимания роли и значенияфикха в наши дни — как в мусульманских, так и немусульманских странах. Особое значение это имеет для изучения правового регулирования институтов исламской экономики.
Исламское право является самостоятельной правовой системой, специфика которой, как уже отмечалось ранее, заключается в сложном сочетании религиозных и правовых начал.
Исламский характер правовой системы, порожденной исламской цивилизацией, проявляется, прежде всего, в том, что её ядро образовывали религиозные нормы, которые составляли её идейную основу и обеспечивали единство её регулирующего воздействия на общественные отношения. Мы называем ее исламской еще и потому, что она была нацелена главным образом и на осуществление регулятивной и интеграционной функций исламской религии. Поэтому в исламской правовой системе отсутствует социально-нормативное регулирование, противоречащее религиозным установкам и целям религиозной системы. Это, в частности, касается тех обычаев и правил морали, а также НПА государства, которые идут в разрез с принципами ислама.
Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой относят Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др.
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются Коран, сунна, иджма, кияс.
Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Его текст содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества. Прежде всего это сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. По оценкам специалистов из 6219 стихов, содержащихся в тексте Корана, около 80 содержат законодательные положения.
Таким образом, если мы говорим: «мусульманское право», мы подразумеваем, что это право тесным образом регулирует жизнь мусульман и практически не затрагивает немусульман. Если же мы употребляем прилагательное «исламский», то тем самым мы в первую очередь указываем на происхождение и связь данной правовой системы с исламом.
2. Важное место в мусульманской правовой доктрине занимают нормы регламентирующие имущественные отношения. Имущество – объект вещных прав. Особая категория вещей которые не могли и не должны быть объектом собственности мусульманина: воздух, пустыни, мечети, свинина, вино, книги противоречащие положениям ислама.
Ислам признает частную собственность в т.ч на землю. Большое внимание уделялось классификации земельных участков: гос. , частные владения, земли непригодные для обработки. Существует деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые. Есть исковая/приобретательная давность. Способы приобретения права собственности на вещи: купля-продажа, наследование, договор, находка вещи, военная добыча (делилась между государством, мечетью и воином в разных долях в зависимости от мазхаба). Право собственности - священно и неприкосновенно, собственник обладает абсолютным правом на имущество. Но эти нормы вещного права – разрознены и не могут быть объединены, т. к. , например, правила владения садовым участком отличаются от владения землей под пастбищем, и т. п.
Общее: Институт Вакф – земельные угодья, которые переданы собственником под управление муллы (начальника уммы), который сдает их в аренду, а с доходов умма осуществляет благотворительность. Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на имущество, но сохраняло право выступать в качестве управляющего имуществом и резервировать доходы с имущества для себя и наследников. Вакуфные земли не могли быть предметом купли продажи, но могли быть сданы в аренду или обменены на равноценное имущество. Имущество составляющее вакуф освобождалось от гос. обложения.
Обязательственное право
Сунниты: купля-продажа, дарение, наем, поклажа, заклад и т. п.
Ханбалиды: торг, поручение, обработка земли, доверенность и т. п.
Договор займа – может быть только беспроцентным, т. к. ростовщичество запрещено кораном. Поэтому все банки возглавляют евреи, т. к. они не правоверные.
В помощь банковскому бизнесу – операция "хайял" – юр. конструкция: действие, совершенное в соответствии с буквой шариата при использовании законных средств законно, даже если оно преследует незаконную цель! Т. о. соблюдается буква постановления всевышнего.
3. Мусульманское право отражает принципы и положения ислама, приверженцами которого являются более 800 миллионов жителей земли.
В современном мире ряд стран, в которых государственной религией является ислам, основывает уголовную ответственность на принципах мусульманского права. К ним относятся Иран, Пакистан, Ирак, Ливия, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты и др.
Мусульманское право отражает принципы и положения ислама, приверженцами которого являются более 800 миллионов жителей земли.
В современном мире ряд стран, в которых государственной религией является ислам, основывает уголовную ответственность на принципах мусульманского права. К ним относятся Иран, Пакистан, Ирак, Ливия, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты и др.
В зависимости от характера преступления и порядка назначения наказаний, а также их видов все преступления делятся на три основные группы (категории): хадд, кисас и тазир.
К категории хадд относятся преступления, посягающие на "права Аллаха" и, как правило, связанные с нарушением основных ценностей ислама, за что установлены строго фиксированные наказания.
Обычно к категории хадд относят семь видов преступлений: вероотступничество, бунт, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, ложное обвинение в преступлении, кража, разбой.
За вероотступничество полагается смертная казнь, так как это преступление приравнивается к измене. Участники симпозиума мусульманского права, проведенного в Саудовской Аравии в 1976 году, указали, что "нет никаких различий между лицом, отошедшим от ислама, и тем, кто непосредственно или в идеологическом отношении стал на сторону врага" (см. Сюкияйнен).
Кража имущества определенной стоимости карается отсечением правой руки; вторая кража — левой ноги, третья — левой руки. Если в краже участвовало несколько лиц, все наказываются одинаково.
Разбой, как правило, карается смертной казнью. В случае, если виновный применял угрозы, а не физическое насилие, и не овладел имуществом, он может быть наказан высылкой или лишением свободы по усмотрению правителя.
Наибольшее число преступлений против личности относится к категории кисас, под которую подпадают убийство и телесные повреждения.
За убийство полагается смертная казнь. Однако по желанию родственников убитого допускается принятие выкупа (дийа). Первоначально выкуп за кровь определялся в 100 верблюдов за смерть мусульманина и 50 — за смерть мусульманки. В настоящее время выкуп определяется в денежном выражении.
В мусульманском же уголовном праве наиболее опасными являются посягательства на "права Аллаха", к которым относятся: измена исламу, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и т. п. В некоторых случаях обстоятельством, освобождающим от уголовной ответственности, является раскаяние виновного.
В мусульманском же уголовном праве наиболее опасными являются посягательства на "права Аллаха", к которым относятся: измена исламу, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и т. п. В некоторых случаях обстоятельством, освобождающим от уголовной ответственности, является раскаяние виновного.
Суд и процесс в исламе
Основа судебной системы мусульман покоится на институте шариатских судов, главным элементом здесь является суд кадии — судьи — знатока исламского права. Позднейшее влияние Византии, как считают, привело к усложнению судопроизводства. При кади появляются помощник (шамура), а также два адула — нечто вроде нотариусов, свидетельствующих ход процесса. В состав суда входят ауны — приставы и уикил — защитник.
Определенную трудность ввиду принципа таклида (см. выше) и наличия нескольких основных мазхабов составляют случаи выбора юрисдикции суда. Если стороны принадлежат к разным мазхабам, то правом выбора суда пользуется ответчик. Из этого правила делается исключение в том случае, если процесс уже начат. Юрисдикция любого кадия абсолютна и таких институтов, как обжалование решений, исламское право не знает. Есть только высший судебный орган в виде совещания уламы, на рассмотрение которого передаются наиболее важные дела. Кроме того, улама дает советы и рекомендации кадию, если тот затруднился в выборе нормы шариата. Письменный акт имеет второстепенное значение как средство доказывания, тогда как первостепенное значение исламский процесс отдает свидетельским показаниям. В качестве доказательства могут быть приняты и хорошо известные факты.
Особенности Исламского процесса является то, что он совмещает в себе черты состязательности и инквизиции. Судья в заседании буквально не слушает дело, а расследует его, пользуясь при этом системой формальных доказательств, главным из которых являются свидетельские показания. К свидетелям шариат предъявляет особые требования: свидетель должен пользоваться доброй славой, быть в здравом уме и т.п. Свидетельство женщин против мужчин не допускается.
Вопрос 4 Публичное право в исламе. Хиджра и становление уммы.
Публичное право -- совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами.
Подразделение права на публичное, частное, коммерческое и т.д. связано с природой и историей конкретной правовой системы. Так, хотя подобное подразделение, использовавшееся в римском праве, принято в современных европейских правовых системах, оно никогда не применялось ранними мусульманскими юристами. Шариатские правоведы не видели различия между частным и публичным правом. различие, которое делали ранние мусульманские правоведы, между «правами Аллаха» и «правами людей» не имеют ничего общего с делением на публичное и частное право. На деле, публичное право традиционно было и остается наименее разработанным разделом шариата. В трудах основоположников шариатского права мы можем почерпнуть лишь очень скудную и отрывочную информацию, касающуюся вопросов публичного права (хотя сама по себе эта неразработанность данной сферы многое говорит о принципах, которыми эти основоположники руководствовались). Поэтому мы должны искать любые принципиальные положения шариатского права, которые имеют отношение к данной сфере, и рассматривать их в категориях публичного права.
Использовать работы ранних и «классических» мусульманских ученых на темы конституционного устройства и политики, которые иногда называют исламской политической теорией или исламской политической мыслью, следует лишь с большой осторожностью. Хотя эти работы писались учеными, которые были экспертами в области шариата, и безусловно, ясно сознавали необходимость строго следовать его требованиям, нельзя принять за аксиому то, что их положения полностью совпадали с шариатом или даже просто соответствовали ему. Дело в том, что эти ученые в основном работали во времена упадка власти династии Аббасидов в 11-12 веках, в условиях, которые отнюдь не способствовали строгому применению шариата. И они были более всего озабочены сохранением единства и безопасности мусульман в этой крайне нестабильной политической обстановке.