Файл: Доклад Фома Аквинский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кочепасова Александра

Доклад «Фома Аквинский»

Фома Аквинский – итальянский теолог и философ, основавший томизм, член ордена доминиканцев, ученик Альберта Великого. Католическая церковь канонизировала его как святого.

Томизм – философия, система «окатоличенного» аристотелизма. Это учение стали называть по имени автора (по-латыни имя Фома произносится Тома, отсюда «томизм»).

Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил в многочисленных трудах. Самые значительные среди них: «Сумма истины католической веры против язычников» (1259-1264 гг.) и «Сумма теологии» (1265-1274 гг.).

Фома Аквинский — итальянский философ, последователь Аристотеля. Он был преподавателем, служителем доминиканского ордена, и влиятельным религиозным деятелем своего времени. Суть учения мыслителя — объединение христианства и философских взглядов Аристотеля. Философия Фомы Аквинского утверждает главенство Бога и его участие во всех земных процессах.

Биографические факты

Примерные годы жизни Фомы Аквинского: с 1225 по 1274. Он родился в замке Рокказекка, расположенном неподалеку от Неаполя. Отец Фомы был феодальным бароном, и прочил сыну титул аббата бенедиктинской обители. Но будущий философ предпочел заниматься наукой. Фома сбежал из дома и присоединился к монашескому ордену. Во время поездки ордена в Париж братья похитили Фому и заточили в крепость. Через 2 года юноше удалось сбежать и уже официально дать обет, стать членом ордена и учеником Альберта Великого. Он учился в Парижском и Кельнском университете, стал преподавателем теологии и начал писать первые философские труды.

Позднее Фому призвали в Рим, где он преподавал богословие и служил советником по богословским вопросам при Папе Римском. Проведя в Риме 10 лет, философ вернулся в Париж, чтобы принять участие в популяризации учения Аристотеля в соответствии с греческими текстами. До этого, официальным считался перевод, сделанный с арабского языка. Фома считал, что восточное толкование искажало суть учения. Философ резко критиковал перевод, и добивался полного запрета на его распространение. Вскоре, он был снова призван в Италию, где до самой смерти преподавал и писал трактаты.

Основные труды Фомы Аквинского — «Сумма теологии» и «Сумма философии». Также философ известен рецензиями на трактаты Аристотеля и Боэция. Он написал 12 церковных книг и «Книгу о притчах».


Основы философского учения

Фома разграничивал понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и затрагивает только те сферы познания, которые относятся к человеческому бытию. Но возможности философии ограничены, познавать Бога человек может только через теологию.

Представление о ступенях истины Фома сформировал на основе учения Аристотеля. Древнегреческий философ полагал, что их 4:

  • опыт;

  • искусство;

  • знание;

  • мудрость.

Фома поставил мудрость выше других ступеней. Мудрость основана на откровениях Бога и является единственным способом Божественного познания.

Согласно Фоме, есть 3 вида мудрости:

  • благодати;

  • богословская – позволяет верить в Бога и Божественное Единство;

  • метафизическая – постигает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума, человек может осознать существование Бога. Но для нее остаются недоступны вопросы появления Бога, воскрешения, Триединства.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия. Возможность жить важнее истинной сути, поскольку такую возможность предоставляет только Бог. Всякая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2 видов:

  • самостоятельное;

  • зависимое.

Истинное бытие — Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.

Сочетание формы и материи

Материя — субстрат, не имеющий формы. Появление формы создает предмет, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы являет собой сущность. Духовные существа имеют сложную сущность. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также имеет сущность, которой его наделил Бог.

Поскольку материя однообразна, все созданные из нее существа могли бы быть одинаковой формы и стать неразличимыми. Но, по желанию Бога, форма не определяет существо. Индивидуализация предмета формируется его личностными качествами.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.



Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

Виды познания

В концепции Фомы Аквинского было 2 вида интеллекта:

  • пассивный — нужен для накопления чувственных образов, в процессе мышления участия не принимает;

  • активный — отделен от чувственного восприятия, формирует понятия.

Чтобы познать истину, нужно обладать высокой духовностью. Человек должен неустанно развивать свою душу, наделять ее новым опытом.

Есть 3 вида познания:

  1. разум — наделяет человека способностью формировать рассуждения, сравнивать их и делать выводы;

  2. интеллект — позволяет познавать мир, формируя образы и изучая их;

  3. ум — совокупность всех духовных компонентов человека.

Познание — основное призвание разумного человека. Оно возвышает его над другими живыми существами, облагораживает и приближает к Богу.

Этика

Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли: возможностью выбирать между добром и злом.

Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. Такой индивид преисполнен надежды и любви. Его стремления всегда благоразумны. Он миролюбив, смиренен, но в то же время храбр.

Политические взгляды

Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.


Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Монарх должен подчиняться церковной власти, поскольку служители церкви — слуги Бога и провозглашают Его волю.

Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха.

Доказательства бытия Бога

Отвечая на вопрос о существовании Бога, Фома приводит 5 доказательств Его непосредственного влияния на окружающий мир.

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

Томизм

Фома Аквинский В молодости Фома учился в Неаполитанском университете. В 1244 году поступает в Доминиканский орден. Одаренного юношу посылают в Парижский университет, где он становится учеником знаменитого Альберта Великого. Некоторое время Фома проводит с учителем в Кельнском университете, а в 1252 г. возвращается в Париж как магистр теологии и читает (до 1259 г.) в университете лекции по теологии. В 1259-1268 гг. Фома по просьбе папы Урбана IV читает
лекции в различных университетах Италии, а с 1269, опять же по поручению римской курии, возвращается в Парижский университет, где августинианцы тогда терпели поражение за поражением от Сигера Брабантского. В то время Фома разработал уже в общих чертах свою систему «окатоличенного» аристотелизма — томизма, как стали называть это учение по имени автора (по-латыни имя Фома произносится Тома, отсюда «томизм»). Фома активно включается в борьбу и быстро (на начало 70-х годов) одерживает окончательную и убедительную победу над аверроизмом. В 1272 г. он вернулся в Неаполитанский университет, а в 1274, простудившись дороге на церковный собор в Лионе, умер в монастыре Клюни. При жизни Фомы Аквинского его «новации» не слишком одобрялись августиниански ориентированными теологами, а именно они господствовали в Парижском университете. Только римская курия поддерживала талантливого мыслителя. Всемирное признание и слава пришли к нему только после смерти, он был удостоен почетного звания «ангельский доктор», а в 1323 г. канонизирован. В 1879 г. философия «ангельского доктора» официально (папской энцикликой «Aeterni Patres») провозглашается философской доктриной Ватикана. Возникает и приобретает всемирный авторитет современная версия томизма — неотомизм.

Положения томизма

Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил в многочисленных трудах. Самые значительные среди них: «Сумма истины католической веры против язычников» (1259-1264 гг.) и «Сумма теологии» (1265-1274 гг.).

Фома признает различие между философией и теологией, но видит ее только в методах достижения результатов. Что касается предмета, то он отличается в философии и теологии лишь частично. Фома признает, что некоторые из догматов теологии могут быть доказаны философией (бытие Бога, единство и другие свойства Бога, бессмертие человеческой души и т.д.). Большинство догматов, однако, не подвластны философским средствам доказывания, так как они «сверхумные», то есть вполне рациональные с позиций «божественного разума», который намного превосходит человеческий разум. Когда человеческий ум проявляет неспособность рационально постичь смысл тех или иных «божественных истин», он должен смиренно склониться перед верой, поскольку последняя просто «выше» чем ум, знания, науки. Итак, провозглашаемая Фомой «гармония» (в одном случае «противоречие») веры и знания фактически означает подчинение второго первой. Фома Аквинский отрицает одну из ведущих августинианских идей о непосредственном характере познания бытия Божия, считая неправомерным «онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского. Зато Фома выдвигает свои пять доказательств бытия Божия. Все они не прямые, а косвенные. «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто другое» — первый томистский «довод» выходит из невозможности самодвижения предмета, в результате чего образуется ряд причин, среди которых последняя —