Файл: Доклад Фома Аквинский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
аристотелевский перводвигатель, или Бог. Второе доказательство исходит из аристотелевского понятия «продуктивной причины». Так же, как и в первом «доводе», ход рассуждения приходит к существованию первичной «продуктивной причины», которая и есть Бог. Третье доказательство исходит из идеи невозможности допущения случайного характера мира. Поскольку мир существует, должен существовать и какая-то совершенно необходимая причина этому, которой может быть только Бог. Четвертое доказательство апеллирует к факту существования в мире различных степеней тех или иных качеств. Но в таком случае должен существовать какое-то абсолютное мерило, по которому эти разные степени приобретают определенности. Таким абсолютным мерилом (высокой и абсолютной степенью любых качеств) может быть только Бог. Пятое доказательство исходит из аристотелевского понимания причинности как обязательно целенаправленной. Но если мир причинно обусловлен, то он и целеустремленный, следовательно, должен быть тот, кто целеустремляет существования мира, то есть — Бог. Фома толкует человека как неповторимое индивидуальное существо, которое находит свое выражение в неповторимости индивидуальной человеческой души. Индивидуальность эта сохраняется в бессмертной душе и после смерти тела. Однако такое «бестелесное» существования души является «неполным». «Полная» субстанция человека требует единства души и тела, и окончательно должна реализоваться в день «страшного суда» воссоединением души с воскресшим телом. Идея единства души и тела, так же, как и их неповторимости, обнаруживает определенную гуманистическую тенденцию в рассуждениях «ангельского доктора». В своем толковании истины и процесса познания Аквинат, по крайней мере формально, соглашается с Аристотелем, признавая истину как «согласованность», «адекватность» ума и вещи. Но сходство это в значительной степени формальное, так как вещи для Фомы — не самостоятельные реальности, как у Аристотеля. Созданные Богом, они не имеют собственного бытия и только «участвуют в бытие».

С точки зрения Фомы Аквинского, жизнь в обществе является естественной необходимостью для людей. Однако приоритет личных интересов и индивидуализм человека мешают становлению совершенного общественного устройства. Чтобы добиться совершенства общественных отношений, все люди независимо от их социального положения обязаны беспрекословно выполнять свои обязанности перед обществом, ставить его интересы выше личного эгоизма.


Фома Аквинский оправдывал существующее социальное расслоение и неравенство и признавал его необходимым для функционирования общества. По мнению теолога, неравенство на земле есть отражение божественного порядка. Полагая, что большинство людей должно заниматься физическим трудом, а меньшинство - умственным, он заявлял о том, что люди умственного труда ближе к Богу и им надлежит управлять обществом.

Согласно представлениям Фомы Аквинского, церковь и государство как два политических института должны не противостоять один другому, а дополнять друг друга. В то же время церкви и государству предписаны разные функции: церковь призвана управлять духовными делами людей, государство - практическими. Обоснование разделения функций церкви и государства богослов видел в известном евангелическом принципе: "Богу - богово, а кесарю - кесарево". Из этого делался вывод о том, что государству не следует вмешиваться в дела церковные. Церковная же власть объявлялась выше государственной, а христианским монархам предписывалось подчиняться церкви и признавать верховный авторитет Папы Римского.

Одно из немногочисленных совпадений взглядов Фомы Аквинского и Блаженного Августина касалось понимания использования государственного насилия в борьбе с ересью. Но Фома Аквинский считал, что государственное насилие следует применять только тогда, когда церковь уже исчерпала свои методы религиозного и морального воздействия на тех, кто является закоренелым грешником.

Хронология жизни Аквината

1225 - Фома Аквинский родился в Роккасекке, южная Италия. 1239 - Фома начинает учиться в университете Неаполя.

1244 - вступает в орден доминиканцев и начинает путешествие в Париж. Вскоре после этого пойман братьями и возвращен домой.

1244-1245 - заперт матерью в башне своего родового замка.

1245 - Аквинат совершает побег и идет в Париж пешком.

1248-1252 - Фома учится в Кельне у Альберта Великого.

1251 - получает ученую степень в Кельне.

1252 - 1259 - Фома преподает в Париже и пишет «Сумму против язычников». 1259 - Аквината назначают советником в курии папы Александра IV, он переезжает в Италию.

1266 - начинает писать «Сумму теологии»

1268 - Фому Аквинского переводят в Париж, чтобы разобраться в конфликте между университетом и доминиканцами, а также с радикализмом аверроистов.

1272 - Фома возвращается в Италию.

1273 - у него случается мистическое откровение

, он прекращает писать.

1274 - Папа Григорий X назначает Фому Аквинского представителем на Втором соборе в Лионе. Во время путешествия на север он заболевает.

1323 - Фома Аквинский канонизирован папой Иоанном XXII.

1879 - Папа Лев XIII объявляет работы Фомы Аквинского единственно истинной философией.