Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 237
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
конкурентной борьбы с международными компаниями, разоряются, что тормозит развитие национальной экономики.
- Глобализация ставит под вопрос сохранение государственного суверенитета. Во многих вопросах международные организации берут на себя функции национальных государств, диктуют проведение определённой политики, которая не всегда соответствует национальным интересам.
- Обратной стороной технического прогресса является рост безработицы. На рынке труда значительно возросла конкуренция. Получение рабочего места часто зависит от уровня квалификации человека, а далеко не все государства в состоянии предоставить возможность получения качественного образования всем своим гражданам.
- Взаимозависимость национальных экономик друг от друга несёт угрозу финансовой стабильности в глобальном масштабе. Серьёзные потрясения мировой экономики вызвали азиатский финансовый кризис 1997–1998 гг. и ипотечный кризис в США 2008 г.
- Широкое распространение массовой культуры, в первую очередь западной, приводит к унификации духовной жизни, создаёт угрозу утраты самобытности национальных культур.
- Бурный рост миграции, проблемы с интеграцией иммигрантов в общество страны пребывания ведёт к росту неприятия «чужаков», которое обусловлено боязнью того, что они могут разрушить социокультурную среду, систему национальных ценностей и традиций.
- Неравномерность в распределении благ и преимуществ, которые даёт глобализация, приводит к конфликтам на национальном и межнациональном уровне.
Глава II. Теория глобализации И. Валлерстайна
И. Валлерстайн начинал свой путь в науке в середине 1950-х гг. как специалист по современному социально-экономическому и политическому развитию стран Африки. Первоначально (это отражено в его книгах "Африка: политика независимости" (1961) и "Африка: политика единства" (1967)) он занимал леволиберальные позиции, а его концепция была близка теориям модернизации3. Однако вскоре его взгляды трансформировались в антиимпериалистические, и он начал разрабатывать концепцию мир-системного анализа. Главным произведением Валлерстайна является труд "Современная мир-система" в трех томах. Область знания, в которой преимущественно работает американский ученый, следует охарактеризовать как экономическую и социально-политическую историческую социологию. Теория Валлерстайна довольно быстро стала очень популярной и влиятельной, а на ее основе сформировалась целая международная научная школа (Дж. Арриги, Т. Гопкинс, К. Чейз-Данн и др.). Мировым центром мир-системного анализа вот уже три десятка лет является созданный и возглавляемый И. Валлерстайном Центр им. Фернана Броделя по исследованию экономик, исторических систем и цивилизаций при Университете штата Нью-Йорк в Бингхэмптоне. Свидетельством влиятельности и авторитетности мир-системного подхода в мировой общественной науке служит то, что Валлерстайн в 1994—1998 гг. занимал пост президента Всемирной социологической ассоциации.
Концепция Валлерстайна опирается на весьма знаменитые традиции. Мир-системный анализ имеет три основных источника — классический марксизм, учение Фернана Броделя о мирах-экономиках и теорию зависимого развития. Так, К. Соринель полагает, что у К. Маркса Валлерстайн взял идеи противостояния труда и капитала, накопления капитала, а также понятия общественных формаций, таких как феодализм и капитализм, диалектический метод и многое другое. У школы «Анналов»4 Валлерстайн заимствовал идеи долгих исторических циклов и крупных хозяйственных регионов, объединенных торговыми связями, а у теоретиков зависимости — идею о противостоянии центра и периферии.[ 1, стр.220-224]
В том, что в основе теоретического взгляда на мир, предложенного Валлерстайном, лежит марксистская парадигма, не сомневается никто из исследователей. С большой долей уверенности можно также говорить о том, что классик школы «Анналов» Ф. Бродель также работал в рамках этой парадигмы, хотя и внес существенные нововведения. Что же касается представителей теории зависимости, то практически все они были неомарксистами.
Соединив концепцию мира-экономики с идеей эксплуатации периферии странами ядра, Валлерстайн создал собственную теоретическую парадигму, нацеленную на анализ больших исторических систем, обладающих собственными экономическими закономерностями и локализованных во времени и пространстве. Такой подход привел к отказу от многих категорий, без которых общественные науки ранее не могли обойтись. Прежде всего, Валлерстайн предложил отказаться от понятия общества, поскольку рассматривать отдельные государства, народы или культуры вне их места в общей мировой системе разделения труда представляется ему непродуктивным.
В качестве единицы анализа исследователь предложил использовать мир-систему, понимаемую как саморазвивающаяся целостность. Мир-система — это совокупность политически организованных и экономически взаимодействующих территорий, соединенных узами торговли и разделения труда. Мир-система понимается как один из двух возможных вариантов существования исторической системы. Первым вариантом такой системы признается мини-система, то есть замкнутая и самодовлеющая хозяйственная и социальная единица наподобие первобытного племени. Со временем мини-системы начинают выходить за собственные рамки, включаясь в процессы обменов с другими, прежде замкнутыми хозяйственными организмами, что ведет к формированию миров-систем.
Далее Валлерстайн отмечает, что формирование капиталистической системы было изначально глобальным и мировым по своему масштабу процессом, поэтому глобализации как минимум пятьсот лет. Эта система представляла собой три зоны: ядро, периферию и полупериферию (см. приложение Рисунок 1). Ядром были страны Западной Европы, впоследствии также и страны Северной Америки, в которых проходило бурное развитие капитализма. Следует отметить, что капитализм представляет собой явление колониальное по своей сути, так как основывается на глобальном разделении труда: дешёвые или бесплатные ресурсы, в том числе человеческие (рабы), сосредоточены на периферии, а благоприобретатели - в ядре. Страны полупериферии, не столь зависимые от ядра, как страны периферии, но менее самостоятельные, чем страны ядра. С XVI в., то есть с момента возникновения капитализма, и по настоящее время, мировая система изменилась незначительно. Ядро развивалось за счёт эксплуатации периферии под разными предлогами - от прямой колонизации и работорговли до современной экономической, социальной и политической эксплуатации богатым Севером бедного Юга (см. приложение Рисунок 2). В настоящее время во главе индустриально развитых стран стоят представители промышленной и финансовой олигархии, которые осознают, что само их существование, а также обогащение, безопасность и преемственность напрямую связаны с поддержанием глобальной системы капитализма. Особую роль И. Валлерстайн приписывает абсолютизму, который с одной стороны был оплотом устаревших социальных отношений, а с другой - вкупе с развившимся чувством национальной идентичности сформировал в странах северо-запада необходимое основание для развития капиталистической мир-экономики.
Страны, сделавшиеся частью мир-системного ядра, вполне могут это ядро покинуть, поскольку между отдельными державами постоянно идет борьба за гегемонию и за экономические выгоды. В свое время Нидерланды уступили пальму первенства Великобритании, которая, в свою очередь, уступила ее Соединенным Штатам, и каждый раз изменению баланса сил внутри ядра предшествовал грандиозный военный конфликт.
На другом полюсе мира-системы располагается периферия. Эта зона играет роль аграрно-сырьевой базы стран ядра. Ресурсы периферии добываются с использованием самых простых технологий и наиболее архаичных форм эксплуатации, включая разнообразные формы принудительного труда. Полупериферия объединяет в себе черты ядра и периферии и служит буфером между ними, придавая системе устойчивость. Трехуровневая структура мира-системы оказывается чрезвычайно прочной благодаря неэквивалентному обмену между ядром, полупериферией и периферией. Фактически часть прибавочного продукта, произведенного в странах периферии, присваивается странами ядра, что делает технологическое отставание периферии хроническим, а бедность ее населения — непреодолимой.
Заключение
Таким образом, в каком бы направлении не развивалась глобализация, объективно она является неизбежным и необратимым процессом. Кроме того, в конце XX столетия феномен глобализации породил так называемую «глобальную экономику» как новую историческую реальность и современный этап эволюции МЭО (международных экономических отношений), выраженной в переходе от совокупности национальных экономик, связанных между собой обменом произведённых товаров, к взаимопроникновению всех экономических субъектов и их взаимозависимости друг от друга в международном масштабе. К сожалению, в подобных условиях негативные тенденции современной глобализации только продолжают усугубляться.
В основе исследования Валлерстайна, как было показано, лежит представление об особом духе капитализма как наборе жизненных установок, которые рассматриваются в качестве культурного ядра западной цивилизации, смещающего побудительные мотивы людей в сторону деятельности, направленной на извлечение прибыли. Капиталистическая цивилизация развивается в пространстве и во времени, разрушая на пути все другие цивилизации — миры-империи и мини-системы. Поскольку развитие капиталистического мира-экономики рассматривается как главный сюжет истории последних веков, предлагается особая исследовательская оптика, позволяющая различать явления, которые относятся к этому процессу.
Подводя итоги, теория мир-системы Иммануила Валлерстайна только доказывает вышесказанное. Несмотря на недостатки в положениях теории, которые выделяют некоторые учёные, она не перестаёт быть прогрессивной и действующих в сегодняшних реалиях. Стоит лишь посмотреть на обстановку в мире в целом, и не только в экономическом, но и в социологическом плане, и сразу будет видно, где находятся центры (ядра) благ, с высоким уровнем здравоохранения, благ, обстановки в обществе и тому подобное, а где люди находятся в условиях дефицита вроде бы обыденных для нас благ, где социальная обстановка в целом находится ниже среднего.
Список источников и литературы
Приложение
Рисунок 1. Мир по Валлерстайну (ядро, полупериферия, периферия)
Рисунок 2. Богатый Север и бедный Юг (геополитическая карта)
1 Владимир Петрович Оболенский (1943-2021 г.г.) – доктор экономических наук, в Институте экономики РАН главный научный сотрудник.
2 Унификацция - выбор оптимального количества размеров и видов изделий, услуг и процессов, предназначенных для удовлетворения основных потребностей. Обычно направлена на сокращение многообразия.
3 Теория модернизации — это модель экономического и социального развития, в рамках которой глобальное неравенство объясняется технологическими и культурными различиями между обществами.
4 Школа «Анна́лов» (фр. École des Annales), также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) — историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшаяся вокруг журнала «Анналы», оказала значительное влияние на развитие всей мировой историографии XX века.
- Глобализация ставит под вопрос сохранение государственного суверенитета. Во многих вопросах международные организации берут на себя функции национальных государств, диктуют проведение определённой политики, которая не всегда соответствует национальным интересам.
- Обратной стороной технического прогресса является рост безработицы. На рынке труда значительно возросла конкуренция. Получение рабочего места часто зависит от уровня квалификации человека, а далеко не все государства в состоянии предоставить возможность получения качественного образования всем своим гражданам.
- Взаимозависимость национальных экономик друг от друга несёт угрозу финансовой стабильности в глобальном масштабе. Серьёзные потрясения мировой экономики вызвали азиатский финансовый кризис 1997–1998 гг. и ипотечный кризис в США 2008 г.
- Широкое распространение массовой культуры, в первую очередь западной, приводит к унификации духовной жизни, создаёт угрозу утраты самобытности национальных культур.
- Бурный рост миграции, проблемы с интеграцией иммигрантов в общество страны пребывания ведёт к росту неприятия «чужаков», которое обусловлено боязнью того, что они могут разрушить социокультурную среду, систему национальных ценностей и традиций.
- Неравномерность в распределении благ и преимуществ, которые даёт глобализация, приводит к конфликтам на национальном и межнациональном уровне.
Глава II. Теория глобализации И. Валлерстайна
И. Валлерстайн начинал свой путь в науке в середине 1950-х гг. как специалист по современному социально-экономическому и политическому развитию стран Африки. Первоначально (это отражено в его книгах "Африка: политика независимости" (1961) и "Африка: политика единства" (1967)) он занимал леволиберальные позиции, а его концепция была близка теориям модернизации3. Однако вскоре его взгляды трансформировались в антиимпериалистические, и он начал разрабатывать концепцию мир-системного анализа. Главным произведением Валлерстайна является труд "Современная мир-система" в трех томах. Область знания, в которой преимущественно работает американский ученый, следует охарактеризовать как экономическую и социально-политическую историческую социологию. Теория Валлерстайна довольно быстро стала очень популярной и влиятельной, а на ее основе сформировалась целая международная научная школа (Дж. Арриги, Т. Гопкинс, К. Чейз-Данн и др.). Мировым центром мир-системного анализа вот уже три десятка лет является созданный и возглавляемый И. Валлерстайном Центр им. Фернана Броделя по исследованию экономик, исторических систем и цивилизаций при Университете штата Нью-Йорк в Бингхэмптоне. Свидетельством влиятельности и авторитетности мир-системного подхода в мировой общественной науке служит то, что Валлерстайн в 1994—1998 гг. занимал пост президента Всемирной социологической ассоциации.
Концепция Валлерстайна опирается на весьма знаменитые традиции. Мир-системный анализ имеет три основных источника — классический марксизм, учение Фернана Броделя о мирах-экономиках и теорию зависимого развития. Так, К. Соринель полагает, что у К. Маркса Валлерстайн взял идеи противостояния труда и капитала, накопления капитала, а также понятия общественных формаций, таких как феодализм и капитализм, диалектический метод и многое другое. У школы «Анналов»4 Валлерстайн заимствовал идеи долгих исторических циклов и крупных хозяйственных регионов, объединенных торговыми связями, а у теоретиков зависимости — идею о противостоянии центра и периферии.[ 1, стр.220-224]
В том, что в основе теоретического взгляда на мир, предложенного Валлерстайном, лежит марксистская парадигма, не сомневается никто из исследователей. С большой долей уверенности можно также говорить о том, что классик школы «Анналов» Ф. Бродель также работал в рамках этой парадигмы, хотя и внес существенные нововведения. Что же касается представителей теории зависимости, то практически все они были неомарксистами.
Соединив концепцию мира-экономики с идеей эксплуатации периферии странами ядра, Валлерстайн создал собственную теоретическую парадигму, нацеленную на анализ больших исторических систем, обладающих собственными экономическими закономерностями и локализованных во времени и пространстве. Такой подход привел к отказу от многих категорий, без которых общественные науки ранее не могли обойтись. Прежде всего, Валлерстайн предложил отказаться от понятия общества, поскольку рассматривать отдельные государства, народы или культуры вне их места в общей мировой системе разделения труда представляется ему непродуктивным.
В качестве единицы анализа исследователь предложил использовать мир-систему, понимаемую как саморазвивающаяся целостность. Мир-система — это совокупность политически организованных и экономически взаимодействующих территорий, соединенных узами торговли и разделения труда. Мир-система понимается как один из двух возможных вариантов существования исторической системы. Первым вариантом такой системы признается мини-система, то есть замкнутая и самодовлеющая хозяйственная и социальная единица наподобие первобытного племени. Со временем мини-системы начинают выходить за собственные рамки, включаясь в процессы обменов с другими, прежде замкнутыми хозяйственными организмами, что ведет к формированию миров-систем.
Далее Валлерстайн отмечает, что формирование капиталистической системы было изначально глобальным и мировым по своему масштабу процессом, поэтому глобализации как минимум пятьсот лет. Эта система представляла собой три зоны: ядро, периферию и полупериферию (см. приложение Рисунок 1). Ядром были страны Западной Европы, впоследствии также и страны Северной Америки, в которых проходило бурное развитие капитализма. Следует отметить, что капитализм представляет собой явление колониальное по своей сути, так как основывается на глобальном разделении труда: дешёвые или бесплатные ресурсы, в том числе человеческие (рабы), сосредоточены на периферии, а благоприобретатели - в ядре. Страны полупериферии, не столь зависимые от ядра, как страны периферии, но менее самостоятельные, чем страны ядра. С XVI в., то есть с момента возникновения капитализма, и по настоящее время, мировая система изменилась незначительно. Ядро развивалось за счёт эксплуатации периферии под разными предлогами - от прямой колонизации и работорговли до современной экономической, социальной и политической эксплуатации богатым Севером бедного Юга (см. приложение Рисунок 2). В настоящее время во главе индустриально развитых стран стоят представители промышленной и финансовой олигархии, которые осознают, что само их существование, а также обогащение, безопасность и преемственность напрямую связаны с поддержанием глобальной системы капитализма. Особую роль И. Валлерстайн приписывает абсолютизму, который с одной стороны был оплотом устаревших социальных отношений, а с другой - вкупе с развившимся чувством национальной идентичности сформировал в странах северо-запада необходимое основание для развития капиталистической мир-экономики.
Страны, сделавшиеся частью мир-системного ядра, вполне могут это ядро покинуть, поскольку между отдельными державами постоянно идет борьба за гегемонию и за экономические выгоды. В свое время Нидерланды уступили пальму первенства Великобритании, которая, в свою очередь, уступила ее Соединенным Штатам, и каждый раз изменению баланса сил внутри ядра предшествовал грандиозный военный конфликт.
На другом полюсе мира-системы располагается периферия. Эта зона играет роль аграрно-сырьевой базы стран ядра. Ресурсы периферии добываются с использованием самых простых технологий и наиболее архаичных форм эксплуатации, включая разнообразные формы принудительного труда. Полупериферия объединяет в себе черты ядра и периферии и служит буфером между ними, придавая системе устойчивость. Трехуровневая структура мира-системы оказывается чрезвычайно прочной благодаря неэквивалентному обмену между ядром, полупериферией и периферией. Фактически часть прибавочного продукта, произведенного в странах периферии, присваивается странами ядра, что делает технологическое отставание периферии хроническим, а бедность ее населения — непреодолимой.
Заключение
Таким образом, в каком бы направлении не развивалась глобализация, объективно она является неизбежным и необратимым процессом. Кроме того, в конце XX столетия феномен глобализации породил так называемую «глобальную экономику» как новую историческую реальность и современный этап эволюции МЭО (международных экономических отношений), выраженной в переходе от совокупности национальных экономик, связанных между собой обменом произведённых товаров, к взаимопроникновению всех экономических субъектов и их взаимозависимости друг от друга в международном масштабе. К сожалению, в подобных условиях негативные тенденции современной глобализации только продолжают усугубляться.
В основе исследования Валлерстайна, как было показано, лежит представление об особом духе капитализма как наборе жизненных установок, которые рассматриваются в качестве культурного ядра западной цивилизации, смещающего побудительные мотивы людей в сторону деятельности, направленной на извлечение прибыли. Капиталистическая цивилизация развивается в пространстве и во времени, разрушая на пути все другие цивилизации — миры-империи и мини-системы. Поскольку развитие капиталистического мира-экономики рассматривается как главный сюжет истории последних веков, предлагается особая исследовательская оптика, позволяющая различать явления, которые относятся к этому процессу.
Подводя итоги, теория мир-системы Иммануила Валлерстайна только доказывает вышесказанное. Несмотря на недостатки в положениях теории, которые выделяют некоторые учёные, она не перестаёт быть прогрессивной и действующих в сегодняшних реалиях. Стоит лишь посмотреть на обстановку в мире в целом, и не только в экономическом, но и в социологическом плане, и сразу будет видно, где находятся центры (ядра) благ, с высоким уровнем здравоохранения, благ, обстановки в обществе и тому подобное, а где люди находятся в условиях дефицита вроде бы обыденных для нас благ, где социальная обстановка в целом находится ниже среднего.
Список источников и литературы
-
Soriel C. Immanuel Wallerstein's World System theory // Annals of the University of Oradea, Economic Science Series – 2010 - Vol. 19. -
Валлерстайн И. Анализ мировых систем: Современная миросистема: политическая экономия и геокультура. Дилеммы мирового политического развития и общественные науки. Пер. с англ.// Пер. с англ.- издательство URSS, 2020 -
Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация // Пер. с англ.- М.: КМК, 2008. -
Володин, А. Г. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы // А. Г. Володин, Г. К. Широков - Политические исследования. - 1999. - № 5. -
Комар, Ю. И. Формации. Цивилизация. Глобализация // Ю. И. Комар.- Обзор на Робертсон Р., Уайт К. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ. – 2006.02.01 -
Романов, М. И. Глобализация как феномен мирового развития// М .И. Романов – Международный научно-исследовательский журнал.- 2018.- №7
Приложение
Рисунок 1. Мир по Валлерстайну (ядро, полупериферия, периферия)
Рисунок 2. Богатый Север и бедный Юг (геополитическая карта)
1 Владимир Петрович Оболенский (1943-2021 г.г.) – доктор экономических наук, в Институте экономики РАН главный научный сотрудник.
2 Унификацция - выбор оптимального количества размеров и видов изделий, услуг и процессов, предназначенных для удовлетворения основных потребностей. Обычно направлена на сокращение многообразия.
3 Теория модернизации — это модель экономического и социального развития, в рамках которой глобальное неравенство объясняется технологическими и культурными различиями между обществами.
4 Школа «Анна́лов» (фр. École des Annales), также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) — историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшаяся вокруг журнала «Анналы», оказала значительное влияние на развитие всей мировой историографии XX века.