Файл: Контрольная работа по дисциплине Физическая культура и Спорт тема 6 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Пензенский государственный технологический университет» (ПензГТУ)

Кафедра Физическая культура и спорт

Контрольная работа
по дисциплине: «Физическая культура и Спорт»
тема № 6 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Вариант № 19

Подготовила
студентка 1 курса
группы 22ОП1бзи

Лысова Дарья

Александровна


Пенза, 2023

Содержание

Введение

3

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

5

Формирование мотивов и организация занятий физическими упражнениями

9

Формы самостоятельных занятий

11

Содержание самостоятельных занятий

15

Особенности самостоятельных занятий

19

Заключение

23

Библиографический список литературы

25


Введение

«Движение - это жизнь, а жизнь - это движение!»

Аристотель

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается. Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Движение необходимо, как пища и сон. Недостаток пищи и сна улавливается организмом, вызывая целый комплекс тягостных ощущений. Двигательная же недостаточность проходит совершенно незамеченной, а нередко сопровождается даже чувством комфорта. При дефиците двигательной активности снижается устойчивость организма к простуде и действию болезнетворных микроорганизмов.


Актуальность данного вопроса в том, что приобщение, в первую очередь, молодежи к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Так как программой по физическому воспитанию в учебных заведениях предусмотрено недостаточно времени для занятий физической культурой, необходимы самостоятельные систематические занятия физической культурой и спортом. И человек должен знать, что для нормального функционирования организма каждому необходим определенный минимум двигательной активности. Для этого существуют определенные методы подбора комплекса самостоятельных физических упражнений, планирования интенсивности, объема данных упражнений.

Поэтому целью нашей работы стал анализ двигательной активности и его значение, изучение мотивов и методик организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также выделение основных особенностей самостоятельных занятий.

Исходя из цели работы, перед нами стояли следующие задачи:

  • анализ двигательной активности человека;

  • изучение формирования мотивов для занятия самостоятельными физическими занятиями;

  • охарактеризовать сущность, методы и виды самостоятельного занятия физическими упражнениями;

  • определить особенности и нормативы физических нагрузок при самостоятельных занятиях;


Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

Правильная нагрузка необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Когда мышцы включаются в работу, организм начинает выделять эндорфины. Гормоны счастья снимают нервное напряжение и повышают тонус. В результате отрицательные эмоции исчезают, а уровень работоспособности, напротив, взлетает.

Когда скелетные мышцы включаются в работу, происходит активация окислительно-восстановительных процессов, все органы и системы человека «просыпаются» и включаются в деятельность. Поддержание организма в тонусе необходимо для сохранения здоровья. Доказано, что у пожилых людей, регулярно занимающихся спортом, органы работают лучше и соответствуют возрастным нормам людей, которые на 5-7 лет моложе.

Согласно определению Чедова Константина Васильевича - доцента кафедры физической культуры и спорта Пермского государственного национального исследовательского университета, двигательная активность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний – гипокинезии и гиподинамии.

Гипокинезия – это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и другими причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) это может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.

Существует и близкое понятие – гиподинамия. Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность всего организма [9].

Оптимальная двигательная активность это такой уровень двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности.

Всестороннее развитие физических способностей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, укрепляет здоровье и повышает работоспособность.


Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, они представлены на рисунке 1.



Рисунок 1- Физические качества

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надёжный щит против многих болезней.

При определении нормы двигательной активности для каждого конкретного человека следует исходить из понимания того, что нет нагрузки высокой или низкой. Есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая функциональным возможностям индивида [7]. Любая нагрузка, их превышающая, является чрезмерной. Превышение адекватного объема и интенсивности двигательной деятельности истощает нервную систему, нарушает нейрогуморальную регуляцию функций, вызывает патологические изменения в органах и тканях, снижает устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Адекватные нагрузки – это нагрузки, которые в полной мере соответствуют функциональным возможностям организма. Они не вызывают больших затруднений в дыхании, не сопровождаются болевыми ощущениями в мышцах и суставах и приводят к легкой приятной усталости.

На сегодняшний день существуют различные рекомендации по обеспечению суточной и недельной нормы двигательной активности человека, которые в полной мере согласуются друг с другом. Приведем некоторые из них:

– Не менее 8 км ходьбы в сутки. Суточные энерготраты на мышечную деятельность должны составлять 1200–2000 кКал.

– От 10000 до 30000 шагов в сутки.

– Для сохранения состояния здоровья на достигнутом уровне и снижения риска развития хронических заболеваний необходимо проходить в день 10000 шагов, из них не менее 3000 шагов в непрерывном режиме. С целью значительного снижения веса в сутки необходимо проходить 12000–15000 шагов.

– Ежедневная ходьба в течение 1,5–2 ч.

– Человеку, не связанному с физическим трудом, необходимо более 6–10 ч в неделю (т. е. примерно 1,5 ч в день) заниматься физическими упражнениями. Это соответствует 10000–14000–20000 шагов в день или 7–10 км.

– Минимальный уровень двигательной активности обеспечивается медленным бегом в объеме 15 км в неделю (30–40 мин в день). Он потребует дополнительных энерготрат на мышечные сокращения в объеме 1000 кКал.


Формирование мотивов и организация занятий физическими упражнениями

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. На сегодняшний день призывы быть здоровым лишь только звучат, в то время как социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, обострении сердечно-сосудистых заболеваний и других хронических и инфекционных заболеваний; а современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса, комфорта является причиной хронического «двигательного голода» [3, 259].

Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [6].

На рисунке 2 представлены существующие виды мотивации.



Рисунок 2 – Виды мотивации

Проанализировав различную литературу и электронные пособия было выявлено, что формирование мотивов можно разделить на три устойчивые группы. К первой группе относятся те мотивы, которые возникают в результате осознания инстинктивных потребностей в познании самореализации (стремление к информированности, к активности, к созидательной деятельности, к самоутверждению, к повышению уровня своего опыта). Эти мотивы, создавая фундамент мотивационной сферы, получили название биогенных мотивов. С расширением опыта субъектов деятельности формируются новые мотивы, которые образуют группу так называемых социогенных мотивов, к которым относятся: убеждения, мировоззрение, идеалы, отношение к обществу. И, наконец, третья группа мотивов образуется в результате педагогического воздействия на обучаемых в виде стимулов. При отражении стимулирующих воздействий появляются мотивы, которые получили название стимульных (награда, поощрение, похвала, требования, давление группы и др.).

В физической культуре и спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.