Файл: Контрольная работа по дисциплине Физическая культура и Спорт тема 6 Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В популяризации спорта отлично помогает такая форма самостоятельных занятий физическими упражнениями, как игра. Причина, по которой игры так любимы людьми, заключается в том, что играющие во время процесса могут не только овладеть специальными умениями, навыками и качествами, но и отлично развлечься. Игра отличается своеобразными взаимодействиями участников, построенными на правилах и традициях. Важно помнить, что самостоятельные игровые занятия не помогут овладеть современной тактикой и техникой спортивных игр на уровне мастеров спорта. Так что, если человек планирует не только приятно и весело провести время, но и стать профессиональным спортсменом, то без занятий с тренером не обойтись. Также у состязательных игр, как и у всех других занятий, есть своя структура, которой нужно следовать: организация, разминка, само состязание, заключение. Во время игры самое важное это получить необходимые навыки и удовольствие, победа — это лишь приятное дополнение.

Если вы увлекаетесь туризмом, то вы можете совместить своё увлечение с занятиями физкультурой. Существуют специальные физкультурные туристские экскурсии, и они считаются одной из форм самостоятельных занятий. Самым главным отличием физкультурной экскурсии от общеобразовательной является то, что в общеобразовательной экскурсии способ передвижения к месту назначения не является предметом обучения, учебная деятельность участников начинается с прибытия к месту назначения, в то время как в физкультурной экскурсии самый важный фактор это как раз способ передвижения, расстояние и характер местности, по которой совершается передвижение.

Ещё одна форма самостоятельных форм физическими упражнениями - самостоятельные тренировки. Данная форма занятий повышает уровень тренированности организма, его общей работоспособности и укрепляет здоровье. Тренировочные занятия - это не зарядка. Строго не рекомендуется тренироваться сразу после сна. Лучшее время для тренировок - вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. То, что роднит тренировку с утренней гимнастикой, это регулярность. Нужно отводить тренировочным часам не менее 2-х дней в неделю. Сама тренировка должна длиться 1-1,5 часа.

При самостоятельных занятиях физическими упражнениями стоит помнить не только об особенностях их видов, но и учитывать свой пол, возраст, состояние здоровья и физическую форму. При неправильно подобранных упражнениях физкультура может даже принести вред организму.


Рассмотрим женский организм. Для него самым важным является развитие мышц брюшного пресса и тазового дна, так как от их развития зависит нормальное положение внутренних органов. Одной из причин плохого формирования этих мышц является малоподвижный образ жизни, который способствует потере у них гибкости и прочности. Эти особенности женского тела нужно обязательно принять во внимание при самостоятельном составлении комплекса физических упражнений. Разминку нужно проводить более тщательно и продолжительно. Также рекомендуется избегать резких сотрясений, напряжений и усилий. Функциональные возможности дыхательной системы и системы кровообращения у женщин гораздо ниже, чем у мужчин, вследствие этого нагрузка на выносливость у женщин должна быть меньше по объёму. Наиболее полезными упражнениями являются приседания, упражнения в положении сидя и лёжа на спине с приподнимаем и круговыми движениями ног.

С возрастом наш организм терпит изменения. Замедляется обмен веществ, ухудшается адаптация организма к нагрузкам и способность выполнять силовые упражнения и движения со сложной координацией, уменьшается эластичность мышц и кожи. Упражнения, которые молодая девушка выполняет без проблем, у женщины постарше вызывают затруднения. Всё это тоже должно учитываться при независимых занятиях физкультурой [1]. Для женщин от 30 лет рекомендуются занятия упражнениями с оздоровительной направленностью, например йога или цигун. Женщинам старше 50 лет лучше всего заниматься общеразвивающими упражнениями с элементами лечебной физкультуры.

Строение мужского организма отличается более прочным строением костей, более развитыми мышцами брюшного пресса, спины и тазового дна. Мужчинам подходят упражнения на поддержание и улучшение физической составляющей тела. Для этих целей отлично подходит бег, который также помогает развить выносливость и скорость. Помимо бега для тренировки выносливости и скорости можно заняться кроссфитом, ездой на велосипеде, лыжах, прыжками на месте с высоко поднятыми коленями. Упражнения со штангой и гантелей, поднятия максимально возможного груза, сгибание ног лёжа, подтягивания и отжимания подойдут мужчинам, которые хотят развить силовые качества.

Характер содержания занятия физической нагрузкой зависит также от возраста мужчин. Организм мальчиков всё ещё находится на стадии развития, поэтому им крайне не рекомендуется заниматься тяжёлыми физическими упражнениями, так как сильная физическая нагрузка может навредить им. Пожилые мужчины же, наоборот, уже пережили расцвет своих сил, поэтому совет не перебарщивать с физической нагрузкой можно применить и к ним. Им необходимо знать меру, потому что их организм уже не может переносить того былого напряжения, которое им с лёгкостью давалось в молодости.



Со временем необходимо увеличивать физические нагрузки. Нельзя сразу же браться за тяжёлые и невыполнимые на данный момент упражнения, так как они могут навредить здоровью неподготовленного человека. Нужно заниматься в силу своих возможностей и по нарастающей: с каждым разом увеличивать время тренировок, груз, вес и браться за всё более сложные задачи. Физкультурой нужно заниматься аккуратно и подходить к занятиям и тренировкам ответственно. Только тогда можно добиться успехов и желаемых результатов [5].

Заключение

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что самостоятельные занятия физическими упражнениями являются важной составляющей физической культуры человека, так как они позволяют без больших затрат поддерживать здоровье и трудоспособность человека на высоком уровне.

Методика самостоятельных занятий направлена на развитие общей выносливости, а она зависит от состояния ключевых систем организма - сердечнососудистой и дыхательной. На этом этапе главная задача – не нарушать основных принципов физического воспитания: доступности, систематичности, постепенности.

Принцип доступности в нашем случае – это умение. Ходить и бегать умеют все. Поэтому они и будут базовыми средствами из самостоятельных упражнений. Только создав базу общей выносливости, овладевайте новыми видами упражнений.

Принцип систематичности заключается в том, что регулярные занятия дают больший эффект, чем эпизодические, что перерывы в занятиях отбрасывают вас назад на исходные позиции и все, чего вы достигли, пропадает. Чередование дней занятий и дней отдыха, на начальном этапе занятий, должно быть регулярным: 2-3 занятия в неделю, но каждую неделю.

Принцип постепенности – главный на этом этапе занятий. Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузки. Все внимание следует обратить на объем нагрузки и стараться не переутомляться. Для планирования объема и его выполнения лучше использовать время, а не метраж. В последнем случае появляется желание быстрее закончить дистанцию и планируемая интенсивность будет увеличена, что может привести к перегрузке.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что занятия физкультурой подходят всем. Абсолютно любому человеку вне зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, финансового положения и физической формы необходимо заниматься ей, чтобы укрепить здоровье и развить высокую работоспособность и энергичность. Чтобы заниматься физическими упражнениями необязательно обращаться к тренерам, можно составить свою программу для самостоятельных занятий дома. Самое важное это учитывать отдельные особенности организма при выборе упражнений, чтобы занятия физкультурой стали полезным и приятным времяпровождением. То есть занятия должны соответствовать полу, возрасту, состоянию здоровья, роду деятельности человеку, а значит, его общему уровню физической подготовки.


Библиографический список литературы

  1. Ермакова Е.Г., Паршакова В.М., Романова К.А. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для женщин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №2.

  2. Колмыкова, С.В. Повышение эффективности физического воспитания студентов нетрадиционными средствами психофизического тренинга ушу //учебные записки Университета им. П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал.- СПб.: Изд-во государственного университета физической культуры (ГУФК), 2007.

  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

  4. Макаренко В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2008. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom (дата обращения: 15.04.2023).

  5. Мостовая Татьяна Николаевна, Донцов Владимир Владимирович, Старовойтов Юрий Николаевич Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями // Наука-2020. 2019. №9 (34).

  6. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // http://www.rae.ru/ fs/?section=content&op=show_article&article_id=7798353. [Электронный ресурс].

  7. Обоснование принципов составления программ двигательной активности для оздоровления и реабилитации / А. Т. Быков [и др.] // Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2008. – № 2. – С. 43–49.

  8. Солодовников Д.С. Утренняя зарядка // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/utrennyaya-zaryadka (дата обращения: 16.04.2023)

  9. Чедов К.В. Физическая культура. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс]: учеб. пособие / К.В. Чедов, Г.А. Гавронина, Т И. Чедова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020.

  10. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта, курс лекций, учебное пособие/ Ямалетдинова Г.А., 2014.