Файл: Статья Предмет регулирования настоящего Федерального закона.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические

основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем

Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;


5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере высшего образования;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 № 232-ФЗ)

7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по

специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего

образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской

Федерации;

8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания,

структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения

по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными

федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,

планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных

настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана,

календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных

компонентов, а также оценочных и методических материалов;

10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация

(примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы

учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые

объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности,



планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной

деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по

реализации образовательной программы;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение

в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование

компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения

профессионального образования;

12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение

обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний,

умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести

профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным

профессии или специальности;

13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение

обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения

определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности,

профессий);

14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее

удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном,

физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня

образования;

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки

в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической

комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»

(ред. от 06.02.2020)

Документ предоставлен сайтом

Документы24 https://dokumenty24.ru –

Документы Российского Законодательства

Страница 5 из 164

17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;


18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании

лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с

целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании

лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного

вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а

также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям,

осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели,

осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным

законом;

21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях

с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению,

воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и

распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных

видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы

промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной

программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных

потребностей конкретного обучающегося;

24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие

практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с

будущей профессиональной деятельностью;

25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные

области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание,

преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения


образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и

инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры,

информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства,

печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты,

необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с

учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для

обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического

развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений

развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки

обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным

стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или)

потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»

(ред. от 06.02.2020)

Документ предоставлен сайтом

Документы24 https://dokumenty24.ru –

Документы Российского Законодательства

Страница 6 из 164

деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права

граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных

программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с

образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав

граждан на образование;

31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители)

несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации,

осуществляющие образовательную деятельность;