Файл: Лекция Педагогическая праксеология в системе научного знания План Литература.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 544

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1. Педагогическая праксеология в системе научного знания

План:


Литература:
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2000.
  • Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
  • Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 128 с.
  • Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С.27-31; 258-261.
  • Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя.- М., 1994.



Вопрос 1. Становление педагогической праксеологии.

Французские историки (к примеру, Л. Эспинас) в конце XIX в предложили идею создания отдельной научной дисциплины о факторах повышения эффективности и полезности действий.

В середине XX в. польский философ Т. Котарбинский опубликовал книгу «Трактат о хорошей работе». Этот трактат стал для европейской науки отправной точкой в понимании целесообразности и рациональности деятельности, а также основанием формирования праксеологического подхода как особого способа анализа и объяснения человеческой практики.

В буквальном переводе праксеология — это «знание о действиях».

Праксеология возникает на рубеже XX и XXI вв.,

Праксеология рассматривает общие принципы и способы рациональных {правильных), целесообразных, успешных действий

Предпосылки выделения праксеологии в самостоятельную науку:
  • Я.А. Коменский, жившим на рубеже XVI и XVII вв. предпринимал попытки изучения закономерностей продуктивных педагогических действий. «Великая дидактика» Я.А. Коменского
  • «Азбука действия» швейцарского педагога И. Г. Песталоцци,
  • идея оптимизации обучения, сформулированная советским академиком Ю.К. Бабанским,
  • комплексный подход, широко распространившиеся в практике обучения ряда стран в 1970-е гг: «эффективный учитель» и «педагогика успеха», разнообразные методики и технологии. Идеи, содержащиеся в них, затрагивают проблему целесообразной, рациональной организации педагогической практики; проблему легкого, быстрого, радостного, глубокого учения.

Рост требований общества к качеству образования обусловливает значительное усложнение педагогической деятельности:
  • увеличении числа функций педагога, расширении содержания его деятельности.
  • наукоемкость педагогического труда, под которой подразумевается обязательное включение в структуру профессиональной деятельности фундаментальных знаний, работа с большими потоками информации, повышение уровня образовательной подготовки педагогов.
  • появлению новых специализаций и видов профессиональной деятельности, носящих интегративный (комплексный) характер.
  • увеличивается степень технологизации педагогической деятельности.
  • в содержании обучения и воспитания уменьшается просветительская, информационная доля, увеличивается развивающее, стимулирующее начало.


Педагогическая праксеология способна выступить методолого-практической базой овладения навыками профессионального функционирования в образовательном пространстве, предпосылкой к формированию умения владеть своими действиями. Работа по осознанию и овладению каждым из компонентом деятельности и ее структуры в целом актуализируют субъектные возможности носителей педагогической профессии.

Педагогическая праксеология раскрывает не только оптимальный образ действия, но и, что принципиально важно, необходимый образ мысли о действии. Эта наука рассказывает не только о том что и как делать педагогу, но и о том, как рационально думать, чтобы хорошо делать.

Педагогическая праксеология – это общая теория педагогической деятельности, в которой рассматриваются общие принципы и пути повышения эффективности и полезности профессиональных действий, закономерности и условия целесообразного и рационального построения деятельности педагога.

Педагогическая праксеология выступает в системе педагогического знания как общая теория педагогической деятельности.

 

Для построения концептуального образа того или иного элемента науки необходимо раскрыть и обосновать следующие ее характеристики:
  • предмет научного познания;
  • объективное назначение данной научной дисциплины (или области, течения, направления), ее цели, функции, основные исследовательские задачи;
  • категориальный (понятийно-терминологический) аппарат;
  • основания структурирования научного знания;
  • исследовательский аппарат (типология и методы научных исследований);
  • характер связей с другими научными дисциплинами и областями;
  • связи с практикой.

Предмет педагогической праксеологии — закономерности и условия достижения рациональности и успешности преобразовательной активности человека в педагогической действительности.

Цель педагогической праксеологии — получение и представление профессиональному сообществу практико-ориентированного методологического знания об общих принципах и способах рациональной и продуктивной педагогической деятельности.

Задачи педагогической праксеологии:
  • является разработка и обоснование норм успешной и эффективной педагогической деятельности, «норм максимальной целесообразности»
  • изучение становления мастерства человека. В педагогической праксеологии имеется в виду изучение закономерностей становления профессионализма педагога.
  • аналитическое описание элементов профессионального действия. В научном и прикладном плане значимо выявление и представление разнообразия форм действия и его элементов. Педагогическая праксеология призвана научить специалиста быть творцом собственной успешной деятельности от начала до конца, оказать ему поддержку в превращении его в субъекта профессиональной деятельности и преодолении рецептурного (исполнительского, репродуктивного) типа профессионального поведения.


Методы педагогической праксеологии.

Методы, которые используются в рамках педагогической праксеологии, обусловлены спецификой ее задач. Среди них выделяются:
  • методы описывающие закономерности и условия формирования правильных педагогических действий; фиксирующие опыт успешной работы;
  • методы праксеологической экспертизы, направленные на оценку структуры педагогической деятельности с позиций ее продуктивности, на рефлексию профессионально-педагогического поведения и всех видов опыта, на оценку действий педагога и их результатов;
  • методы праксеологического моделирования и проектирования, функцией которых является разработка, апробация установление норм профессионально-педагогической деятельности, поиск способов повышения ее успешности.

  •  

Вопрос 2. Основные категории педагогической праксеологии.

Основные категории педагогической праксеологии:
  • педагогический труд,
  • работа педагога,
  • педагогическая практика (в широком смысле),
  • педагогический опыт,
  • профессиональное поведение,
  • педагогическая деятельность.

Педагогический труд. Труд — одна из важнейших философских категорий. Ее используют для обозначения способа преобразования действительности, основанного на целенаправленном приложении человеком физических и интеллектуальных сил, энергии, времени к какому-либо предмету. Важными признаками труда являются:
  • цель, направленная на преобразование того или иного предмета в соответствии с потребностями человека;
  • необходимость приложить усилия (затратить энергию) для получения определенного продукта;
  • социально значимый результат.

Работа педагога. Слово «работа» в профессиональном значении подразумевает временную занятость, привязанность к определенному пространству (скажем, «рабочий день», «место работы», «ходить на работу», «работать в школе»), долженствование, выполнение определенного крута обязанностей, приложение физических и умственных сил, своей энергии.

Педагогическая практика. И педагогический опыт

Педагогический опыт. Опыт — это способ познания действительности, основанный на использовании человеком той или иной формы практики.

Он соотносится с категорией «практика» как своеобразный результат деятельности, окрашенный человеческим отношением. Опыт выступает своеобразной формой отражения человеком действительности, опосредованной его активностью, действиями и интерпретацией их результатов. Под опытом подразумевается содержание жизнедеятельности, непосредственно прожитое и пережитое определенным субъектом. Это его внутреннее «приобретение», которое формируется в
реальной деятельности и остается с ним навсегда

Педагогическая деятельность.

К настоящему времени роль деятельности в становлении человека достаточно подробно представлена в философском (К. Маркс, Ф.Энгельс, М.С. Каган. Э. Маркарян, Г. Батищев), психологическом (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн. Л.Н.Леонтьев) и педагогическом (Г. И. Щукина) понимании.

Деятельность является основной формой проявления активности человека. Человек ищет деятельности вследствие врожденной потребности. Как философская категория деятельность используется для определения специфической человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Алексей Николаевич Леонтьев: Деятельность – целесообразная активность, которая вызвана мотивам и потребностями человека, которая направлена на преобразование окружающей действительности.

Характеристики деятельности как понятия:
  • целесообразна
  • вызывается потребностями и мотивами
  • создает новое

Коган –деятельность характеризуют три стороны :

Субъект –человек, который, испытывая нужду, вынужден быть активным и его активность направлена на преобразование объекта;

Объект –то, что противостоит субъекту, то, что испытывает на себе действие субъекта, то, что изменяется.

Отношение между субъектом и объектом. Эти отношения мы заменим словом «процесс»

Деятельность мы рассматриваем как систему и как процесс

Деятельность как система. Структура:
  • субъект,
  • потребности (нужда),
  • мотивы (осознанные потребности ),
  • предмет (на что воздействуют для преобразования , то, из чего получают результат),
  • цель (предвосхищение будущего результата, образ результата),
  • метод (путь, маршрут, по которому движется предмет и превращается в результат),
  • средство (орудие, инструмент),
  • результат (то,что получено, полученный результат)

Субъект

Деятельность учителя

Деятельности ученика в логике учебного познания

Деятельности ученика в логике научного познания

Потребности

Не возникает

ребенок находится в проблемной ситуации. Есть нужда найти решение проблемной ситуации) . Данилов М.А. отмечает, что переживание, внутренние противоречия между знанием и незнанием являются движущей силой учения

Мотивы

Не осознаются

осознанные потребности, возникает познавательный интерес, желание познавать

Предмет

Информация

информация( тексты, знаковые системы и др.), адаптированный социальный опыт, предназначенный для усвоения

Цель

Формулируется учителем,т.е. задается извне

– ученик самостоятельно ставит цель своей деятельности

Методы

словесные, наглядные , репродуктивные

анализ, синтез, оценка, моделирование , эксперимент

Средства

доска, книга и др

книга, технология

Результат

усвоение знания, репродуктивные умения

решение проблемной ситуации, что ведет к развитию личности


Корректно построенная учебно-познавательная деятельность должна строится в логике научного познания. Технология развивающего обучения, проблемного обучения и др.

Деятельность выполняет 4 функции:

1. Мотивирующая (человек, который совершает деятельность развивает в себе мотивы этой деятельности – чем больше я работаю, тем больше я хочу работать)

2. Ориентирующая (в результате деятельности у людей рождаются представления о том, как правильно совершать деятельность). ориентировочную основу деятельности составляют знания :
  • О цели,
  • О путях достижения цели,
  • Об инструментах которые помогут достичь цели,
  • Об очередности и сроках выполнения действий.

  • 3. Тренировочная (упражнения , повторы совершения действия)

    4. Контрольно-коррекционная (правильно ли я работал? То ли я получил Что нужно сделать, чтобы цель была полностью достигнута?)

    Учитель ,организуя деятельность ученика, должен выполнять все перечисленные функции деятельности .

Ориентировочная основа деятельности (ООД)

Учитель должен составлять 3 типа ООД. 1и2 тип формирует исполнителя, а 3 соответствует требованиям современности –это креативная личность. Современный педагог должен организовать деятельность в соответствии с 3 типом ООД

Ученик получает задание и дается образец выполнения задания. Нужно 36 повторов, чтобы запомнить.

Дается задание, дается полный инструктаж.

Детям дается задание. Упражнения в общих способах деятельности.

Нужно обнаружить основу, корень развития всего, потом переходить на частности.

Важно для личности овладеть общими способами деятельности- анализировать, синтезировать, оценивать, целеполагать и др. это ведет к приобретению субъектного опыта, субъектной позиции. Опыта решения стандартных и нестандартных задач.

Приобретение субъектной позиции есть по своей сути овладение компетентностью.

Процедурно-деятельностная характеристика процесса обучения

“Динамика” образовательного процесса

Субъект педагогической деятельности

Субъект учебно-познавательной деятельности

Результат педагогической деятельности

(ученик в новом качестве)

мотивационно-ориентировочный этап

операционально-исполнительский этап

оценочно-рефлексивный этап

целеполагание

планирование

исполнение

оценка и контроль

мотивы