Файл: Лекция Педагогическая праксеология в системе научного знания План Литература.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 544
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1. Педагогическая праксеология в системе научного знания
План:
Литература:
- Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М., 2000.
- Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 128 с.
- Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.- С.27-31; 258-261.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя.- М., 1994.
Вопрос 1. Становление педагогической праксеологии.
Французские историки (к примеру, Л. Эспинас) в конце XIX в предложили идею создания отдельной научной дисциплины о факторах повышения эффективности и полезности действий.
В середине XX в. польский философ Т. Котарбинский опубликовал книгу «Трактат о хорошей работе». Этот трактат стал для европейской науки отправной точкой в понимании целесообразности и рациональности деятельности, а также основанием формирования праксеологического подхода как особого способа анализа и объяснения человеческой практики.
В буквальном переводе праксеология — это «знание о действиях».
Праксеология возникает на рубеже XX и XXI вв.,
Праксеология рассматривает общие принципы и способы рациональных {правильных), целесообразных, успешных действий
Предпосылки выделения праксеологии в самостоятельную науку:
- Я.А. Коменский, жившим на рубеже XVI и XVII вв. предпринимал попытки изучения закономерностей продуктивных педагогических действий. «Великая дидактика» Я.А. Коменского
- «Азбука действия» швейцарского педагога И. Г. Песталоцци,
- идея оптимизации обучения, сформулированная советским академиком Ю.К. Бабанским,
- комплексный подход, широко распространившиеся в практике обучения ряда стран в 1970-е гг: «эффективный учитель» и «педагогика успеха», разнообразные методики и технологии. Идеи, содержащиеся в них, затрагивают проблему целесообразной, рациональной организации педагогической практики; проблему легкого, быстрого, радостного, глубокого учения.
Рост требований общества к качеству образования обусловливает значительное усложнение педагогической деятельности:
- увеличении числа функций педагога, расширении содержания его деятельности.
- наукоемкость педагогического труда, под которой подразумевается обязательное включение в структуру профессиональной деятельности фундаментальных знаний, работа с большими потоками информации, повышение уровня образовательной подготовки педагогов.
- появлению новых специализаций и видов профессиональной деятельности, носящих интегративный (комплексный) характер.
- увеличивается степень технологизации педагогической деятельности.
- в содержании обучения и воспитания уменьшается просветительская, информационная доля, увеличивается развивающее, стимулирующее начало.
Педагогическая праксеология способна выступить методолого-практической базой овладения навыками профессионального функционирования в образовательном пространстве, предпосылкой к формированию умения владеть своими действиями. Работа по осознанию и овладению каждым из компонентом деятельности и ее структуры в целом актуализируют субъектные возможности носителей педагогической профессии.
Педагогическая праксеология раскрывает не только оптимальный образ действия, но и, что принципиально важно, необходимый образ мысли о действии. Эта наука рассказывает не только о том что и как делать педагогу, но и о том, как рационально думать, чтобы хорошо делать.
Педагогическая праксеология – это общая теория педагогической деятельности, в которой рассматриваются общие принципы и пути повышения эффективности и полезности профессиональных действий, закономерности и условия целесообразного и рационального построения деятельности педагога.
Педагогическая праксеология выступает в системе педагогического знания как общая теория педагогической деятельности.
Для построения концептуального образа того или иного элемента науки необходимо раскрыть и обосновать следующие ее характеристики:
- предмет научного познания;
- объективное назначение данной научной дисциплины (или области, течения, направления), ее цели, функции, основные исследовательские задачи;
- категориальный (понятийно-терминологический) аппарат;
- основания структурирования научного знания;
- исследовательский аппарат (типология и методы научных исследований);
- характер связей с другими научными дисциплинами и областями;
- связи с практикой.
Предмет педагогической праксеологии — закономерности и условия достижения рациональности и успешности преобразовательной активности человека в педагогической действительности.
Цель педагогической праксеологии — получение и представление профессиональному сообществу практико-ориентированного методологического знания об общих принципах и способах рациональной и продуктивной педагогической деятельности.
Задачи педагогической праксеологии:
- является разработка и обоснование норм успешной и эффективной педагогической деятельности, «норм максимальной целесообразности»
- изучение становления мастерства человека. В педагогической праксеологии имеется в виду изучение закономерностей становления профессионализма педагога.
- аналитическое описание элементов профессионального действия. В научном и прикладном плане значимо выявление и представление разнообразия форм действия и его элементов. Педагогическая праксеология призвана научить специалиста быть творцом собственной успешной деятельности от начала до конца, оказать ему поддержку в превращении его в субъекта профессиональной деятельности и преодолении рецептурного (исполнительского, репродуктивного) типа профессионального поведения.
Методы педагогической праксеологии.
Методы, которые используются в рамках педагогической праксеологии, обусловлены спецификой ее задач. Среди них выделяются:
- методы описывающие закономерности и условия формирования правильных педагогических действий; фиксирующие опыт успешной работы;
- методы праксеологической экспертизы, направленные на оценку структуры педагогической деятельности с позиций ее продуктивности, на рефлексию профессионально-педагогического поведения и всех видов опыта, на оценку действий педагога и их результатов;
- методы праксеологического моделирования и проектирования, функцией которых является разработка, апробация установление норм профессионально-педагогической деятельности, поиск способов повышения ее успешности.
Вопрос 2. Основные категории педагогической праксеологии.
Основные категории педагогической праксеологии:
- педагогический труд,
- работа педагога,
- педагогическая практика (в широком смысле),
- педагогический опыт,
- профессиональное поведение,
- педагогическая деятельность.
Педагогический труд. Труд — одна из важнейших философских категорий. Ее используют для обозначения способа преобразования действительности, основанного на целенаправленном приложении человеком физических и интеллектуальных сил, энергии, времени к какому-либо предмету. Важными признаками труда являются:
- цель, направленная на преобразование того или иного предмета в соответствии с потребностями человека;
- необходимость приложить усилия (затратить энергию) для получения определенного продукта;
- социально значимый результат.
Работа педагога. Слово «работа» в профессиональном значении подразумевает временную занятость, привязанность к определенному пространству (скажем, «рабочий день», «место работы», «ходить на работу», «работать в школе»), долженствование, выполнение определенного крута обязанностей, приложение физических и умственных сил, своей энергии.
Педагогическая практика. И педагогический опыт
Педагогический опыт. Опыт — это способ познания действительности, основанный на использовании человеком той или иной формы практики.
Он соотносится с категорией «практика» как своеобразный результат деятельности, окрашенный человеческим отношением. Опыт выступает своеобразной формой отражения человеком действительности, опосредованной его активностью, действиями и интерпретацией их результатов. Под опытом подразумевается содержание жизнедеятельности, непосредственно прожитое и пережитое определенным субъектом. Это его внутреннее «приобретение», которое формируется в
реальной деятельности и остается с ним навсегда
Педагогическая деятельность.
К настоящему времени роль деятельности в становлении человека достаточно подробно представлена в философском (К. Маркс, Ф.Энгельс, М.С. Каган. Э. Маркарян, Г. Батищев), психологическом (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн. Л.Н.Леонтьев) и педагогическом (Г. И. Щукина) понимании.
Деятельность является основной формой проявления активности человека. Человек ищет деятельности вследствие врожденной потребности. Как философская категория деятельность используется для определения специфической человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Алексей Николаевич Леонтьев: Деятельность – целесообразная активность, которая вызвана мотивам и потребностями человека, которая направлена на преобразование окружающей действительности.
Характеристики деятельности как понятия:
- целесообразна
- вызывается потребностями и мотивами
- создает новое
Коган –деятельность характеризуют три стороны :
Субъект –человек, который, испытывая нужду, вынужден быть активным и его активность направлена на преобразование объекта;
Объект –то, что противостоит субъекту, то, что испытывает на себе действие субъекта, то, что изменяется.
Отношение между субъектом и объектом. Эти отношения мы заменим словом «процесс»
Деятельность мы рассматриваем как систему и как процесс
Деятельность как система. Структура:
- субъект,
- потребности (нужда),
- мотивы (осознанные потребности ),
- предмет (на что воздействуют для преобразования , то, из чего получают результат),
- цель (предвосхищение будущего результата, образ результата),
- метод (путь, маршрут, по которому движется предмет и превращается в результат),
- средство (орудие, инструмент),
- результат (то,что получено, полученный результат)
Субъект | Деятельность учителя | Деятельности ученика в логике учебного познания | Деятельности ученика в логике научного познания |
Потребности | Не возникает | ребенок находится в проблемной ситуации. Есть нужда найти решение проблемной ситуации) . Данилов М.А. отмечает, что переживание, внутренние противоречия между знанием и незнанием являются движущей силой учения | |
Мотивы | Не осознаются | осознанные потребности, возникает познавательный интерес, желание познавать | |
Предмет | Информация | информация( тексты, знаковые системы и др.), адаптированный социальный опыт, предназначенный для усвоения | |
Цель | Формулируется учителем,т.е. задается извне | – ученик самостоятельно ставит цель своей деятельности | |
Методы | словесные, наглядные , репродуктивные | анализ, синтез, оценка, моделирование , эксперимент | |
Средства | доска, книга и др | книга, технология | |
Результат | усвоение знания, репродуктивные умения | решение проблемной ситуации, что ведет к развитию личности |
Корректно построенная учебно-познавательная деятельность должна строится в логике научного познания. Технология развивающего обучения, проблемного обучения и др.
Деятельность выполняет 4 функции:
1. Мотивирующая (человек, который совершает деятельность развивает в себе мотивы этой деятельности – чем больше я работаю, тем больше я хочу работать)
2. Ориентирующая (в результате деятельности у людей рождаются представления о том, как правильно совершать деятельность). ориентировочную основу деятельности составляют знания :
- О цели,
- О путях достижения цели,
- Об инструментах которые помогут достичь цели,
- Об очередности и сроках выполнения действий.
3. Тренировочная (упражнения , повторы совершения действия)
4. Контрольно-коррекционная (правильно ли я работал? То ли я получил Что нужно сделать, чтобы цель была полностью достигнута?)
Учитель ,организуя деятельность ученика, должен выполнять все перечисленные функции деятельности .
Ориентировочная основа деятельности (ООД)
Учитель должен составлять 3 типа ООД. 1и2 тип формирует исполнителя, а 3 соответствует требованиям современности –это креативная личность. Современный педагог должен организовать деятельность в соответствии с 3 типом ООД
Ученик получает задание и дается образец выполнения задания. Нужно 36 повторов, чтобы запомнить.
Дается задание, дается полный инструктаж.
Детям дается задание. Упражнения в общих способах деятельности.
Нужно обнаружить основу, корень развития всего, потом переходить на частности.
Важно для личности овладеть общими способами деятельности- анализировать, синтезировать, оценивать, целеполагать и др. это ведет к приобретению субъектного опыта, субъектной позиции. Опыта решения стандартных и нестандартных задач.
Приобретение субъектной позиции есть по своей сути овладение компетентностью.
Процедурно-деятельностная характеристика процесса обучения
“Динамика” образовательного процесса
Субъект педагогической деятельности
Субъект учебно-познавательной деятельности
Результат педагогической деятельности
(ученик в новом качестве)
мотивационно-ориентировочный этап
операционально-исполнительский этап
оценочно-рефлексивный этап
целеполагание
планирование
исполнение
оценка и контроль
мотивы