Файл: Веке до н э. на базе мифологии. Оттуда она заимствует некоторые идеи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Китайская философия

Зародилась она примерно в 6 веке до н.э.на базе мифологии. Оттуда она заимствует некоторые идеи(закон Дао, идея о наличии пяти стихий). Особенностями китайской философии являются:

  1. наивные представления о человеке, о мире и взаимосвязи;

  2. наивнодиалектический характер, связанный с природой и обществом;

  3. традиционализм( многие авторы не выдвигают свои положения и свою точку зрения, а просто комментрируют тексты);

  4. носит практический характер и тесно связана с политикой и этикой

  5. достаточно оригинальная система категорий и понятий (Дао, Ли, Жень- гуманность.

В начале формирования философии в Китае существовало большое кол-во школ.Некоторые исследователи говорят о наличии ста школ.Но в последствии для удбства эти школы были сведены в несколько основных философский направлений. Можно выделить такие направления, как :

1)конфуцианство 2)даосизм 3)легизм 4)моизм

5)натурфилософия 6)номинализм
Конфуцианство.

Основоположник-Конфуций.Его учение базировалось на 6 книгах(«Ши-цзин»-книга песен, «Шу-цзин»-книга документов, «Ли-цзи»-записи о ритуале, «Чунь-цю»-книга, в которой содержаться хроники царств Валу, начиная с 722 г.до н.э.,«Юэ-Цзин» - книга музыки,«И-Цзин»-книга перемен, гадательная книга.). Основную инф. Можно подчеркнуть из произведения «Лунь-юй», составленное учениками Конфуция. Основная проблематика — этика. Сам Конфуций считал своей задачей — рассказ ученикам о культурном наследии прошлого( как он говорил: «Я не создаю, а передаю»). Однако в процессе такой интерпретации текстов Конфуций накладывал свои особенности на передаваемые знания и мнение о тех или иных событиях.
Все это передавалось через призму его представлений о мире, и через его этические идеи. Центральное место занимает Концепция о благородном муже (или в современном мире - «о благородном человеке», где образ противоставлялся человеку низкому). Благородным человека делает ни происхождение, ни богатство, а его моральные качества.
Даосизм

Основоположник- Лао-цзы. Как понятно из названия центральным понятием является - Дао, которое понимается как основной мировой или вселенский закон, которому следует развитие природы, ход всех вещей, и сам человек. В жихни человека само дао проявляется как «Д»(-проявление Дао , как благородная сила, которая ему присуща и уже это относится именно к жизнедеятельности человека).

Позднее появляется идея Цзы ( как изначальной энергией и 5 первоэлементов).Даосизм имеет развитые концепции этики.
Моизм

Основоположник- Мо Дзы. «За основу нравственного поведения нужно положить небо». Основой управления государством в моизме считается любовь, причем всеобщая, а не к отдельным личностям. Моисты говорили о том, что конфуцианская идея судьбы и предопределения обесмысливает все человеческие поступки, не придерживаясь этой теории.
Легизм

Легисты (законники) в основу философии положили законотворчество и занимались вопросами разработки закона и гос. управления. Они считали, что человек изначально — это низкое эгоистичное существо, думающее лишь о своих интересах, поэтому такие принципы управления государством, как : всеобщая любовь, справедливость и некоторые другие просто не работают. Единственный принцип, по которому можно управлять государством в

легизме считается законность и внедрение системы наказаний за неподчинение закона. Поэтому правитель, как основной законотворец должен следовать в своем правлении как раз идеям таким, чтобы государство стало максимально крепким и могущественным и поэтому допустимы в политики все средства( насилие, поощрение, продажа должностей чиновников, запугивание).
Номинализм(фистика,школа имен)

Представителями являются - Гунсунь Лунь,Хуэй Ши и др. Они базировались на природной теории языка. Согласно данной теории названия вещей изначально соотносятся с какой-то идеальной сущностью и при этом все вещи существуют в гармонии, но постояпенно эта гармония нарушается. Допустим, в силу невежественное использование названий и это несоответстви в будуще пиводит к дисгармонии в мире и плохим ситуациям, к ухудшению положений в гос-ве. Основной задачей номиналисты считали приведение в соответсвие названий или имен. Некоторые представители там известны благодаря своим достаточно смелым пародоксам.
Натурфилософия

Представителями школы являются : Цзы-вэй и Цзоу янь. В основе мира представители видели два первоначальных направления или две противостоящие и взаимодействующие силы( Инь Ян). В процессе взаимодействия эти силы пораждают пять первоэлементов или первостихий. Эти пять первоэлементов начинают соотносится со всеми явлениями и вещами в мире. Все явления комбинируются по пять и начинают соотноситься с каким-то элементом. В случае нарушения каких-то вещей друг с другом ведет к дисгормонии в мире. Позднее стали считать, что это взаимводействие присутствует в природе и в обществе и, накладывая
взаимодействие первоэлемента на события, представители Инь Ян объясняли зарождение, расцвет и упадок династий правления и тд.

1.2.1.Концепции «недеяния» и «благородного мужа» в даосизме и конфуцианстве.
Рассмотрим две этические концепции:

1)Концепция «благородного мужа» в конфуцианстве

2)Концепция «недеяния» в даосизме.
Концепция «благородного мужа» в конфуцианстве

Этическая проблематика является центральной в концепции Конфуция, и , как раз, главное место в его этике занимает концепция «благородного мужа». По мнению Конфуция « благородный муж» должен обладать следующими моральными качествами:

1. «Жэнь» - гуманность, совокупность нравственных норм, качеств конкретного человека, моральное отношение человека к другим людям. Конфуция говорил, что «Как хочешь, чтоб поступали с тобой, поступай и с другими.»

2. «Сяо» - (переводится как <сыновья почтительность>) - включает в себя все качества, которыми должен обладать человек в его взаимоотношениях в семье, со старшими, с его начальниками, с подчиненными и т.д.

3. «Ли»( или этикет) — норма совместного проживания различных людей. «Ли» является конкретным воплощением идей жизни и регулирует данные нормы этикета

и проживания.

4. «Йи» - ( переводится как <долг, справедливость >). По мнению Конфуция «благородный муж» должен, в первую очередь, исполнять свой долг, причем он не должен заботиться о том, что принесет выполнение того или иного действия, т.е. Получит ли он какую-то выгоду, совершив это действие.Ценность выполняемого действия заключается в самом этом действии, именно поэтому оно является ценным.

5. «Мин» - знание судьбы, или знание о том, что есть судьба и воля небес. По мнению Конфуция, благородный человек не должен обращать особое внимание на то, что жизнь может быть как-то предопределена, что есть воля неба; он должен, в первую очередь, заботиться о выполнении своего долга.Как раз выполнение долга и является основным в понимании концепции «благородного мужа».


Чаще всего, благородный муж сравнивается с низким человеком и в качестве таких противоположностей их качеств приводят, например, следующее : « благородный муж, в первую очередь, думает о других, а низкий — о себе, о своей выгоде. Благородному мужу можно доверить великие дела, а низкому — ничего нельзя доверить, и т.д.»
Концепция «недеяния» в даосизме.

В основе концепций даосизма лежит концепт «Дао»( вселенский закон, мировой порядок), которы является источником гармонии в мире, появляется в жизни человека через понятие «Дэ» - некий вариант этики, поэтому основная задача мудрого человека или мудреца — это постараться уловить или понять, познать этот мировой закон и следовать ему. Со стороны может показаться, что человек не делает ничего, но как говорят представители даосизма: «Мудрец — выполняет недеяние, т. е. соотносит свою жизнь и свои действия как раз с естественным ходом вещей или с законом Дао.

Принцип недеяния лежит в основе «Даосского принципа управления государством». Даосы считают, что лучший правитель — это тот, который не вмешивается в процесс управления государством и позволяет всему идти своим чередом. В частности, они заявляют, что лучший правитель — это тот, о ком народ знает лишь то, что он есть. А когда правитель и чиновники слишком деятельны, тогда народ страдает.

Следует помнить, что по мнению даосов истинное знание о дао доступное не всем, а лишь мудрецам, которые способны за хаосом в природе видеть гармонию за отсутствием развития, саморазвития, за развитием — покой и т. д. Все другие люди, не способные увидеть эти вещи, не могут в принципе познать само Дао, и следовать, соответсвенно, естественному ходу вещей.


1.2.2. Трудные вопросы китайской философии.

Рассмотрим, в первую очередь, Конфуцианство и концепцию « Жэнь» в теории о «благородном муже.»

В книгах Конфуция и в его беседах с учениками есть такая фраза, что : « только истина, обладающая <