Файл: Закаливание солнцем. Расчет часов самостоятельных занятий. Положения, определяющие личную и социальноэкономическую необходимость специальной психофизической подготовки к труду.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дозировка физических упражнений, т. е. увеличение или уменьшение их интенсивности, обеспечивается:
•͙ изменением͙ исходных͙ положений͙ (например,͙ наклоны͙ туловища вперед-вниз, не сгибая ног в коленях, касания руками пола легче делать, если ноги врозь, и труднее, если ноги вместе);
•͙ изменением͙ амплитуды͙ движений,͙ ускорением͙ или͙ замедлением темпа;
•͙ увеличением͙ или͙ уменьшением͙ числа͙ повторений͙ упражнений;
•͙ включением͙ в͙ работу͙ большего͙ или͙ меньшего͙ числа͙ мышечных групп;
•͙ увеличением͙ или͙ сокращением͙ пауз͙ для͙ отдыха.
Во время занятий избранным видом спорта рекомендуется во время утренней гимнастики совершенствовать технику выполнения определенных упражнений, а также больше внимания уделять отстающим физическим качествам.
Можно использовать утреннюю гимнастику в сочетании с самомассажем и закаливающими процедурами для более длительного положительного результата. Самомассаж выполняется от 2 до 5 мин на больших мышечных группах на каждом участке тела. Закаливающие процедуры необходимо выполнять с учетом правил и принципов закаливания.
Рассмотрим упражнения в течение учебного дня, которые, как правило, выполняются в перерывах между учебными занятиями, на больших переменах. Их можно выполнять как самостоятельно, так и в группах. Данный вид физической культуры обеспечивает предупреждение от утомления или переутомления, способствует поддержанию работоспособности и ее восстановлению.
Выполнение любых упражнений по 10-12 минут каждые 1,5 часа вдвое больше повышает работоспособность, чем пассивный отдых в течение 20 мин.
Необходимо отметить, что любые физические упражнения необходимо выполнять в хорошо проветренных помещениях, а если есть возможность, то и на открытом воздухе.
Заниматься рекомендуется от двух до пяти раз в неделю по часу-полтора. Заниматься менее двух раз в неделю нецелесообразно, так как это не повышает тренированности организма. Лучшим временем для тренировок является вторая половина дня, через два-три часа после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше, чем через два часа после приема пищи и не позднее чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (утром лучше выполнять гигиеническую гимнастику).
Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т. е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма. Специализированный характер занятий, т. е. занятий избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.
Каждое самостоятельное тренировочное занятие состоит из трех частей.
Подготовительная часть (разминка) делится на две части: общеразвивающую и специальную. Общеразвивающая часть состоит из ходьбы (2 минуты), медленного бега (женщины - 6-8 минут, мужчины - 8-12 минут), общеразвивающих гимнастических упражнений на все группы мышц.
Упражнения рекомендуется начинать с мелких групп мышц рук и плечевого пояса, затем переходить на более крупные мышцы туловища и заканчивать упражнениями для ног. После упражнений силового характера и на растягивание следует выполнять упражнения на расслабление.
Специальная часть разминки преследует цель подготовить к основной части занятий те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат и обеспечить нервно-координационную и психологическую настройку организма на предстоящее в основной части занятия выполнение упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений (имитационные, специально-подготовительные), а также основные упражнения по частям и в целом. При этом учитываются темп и ритм предстоящей работы.
Например, на тренировке в беге на 100 м специальная разминка может состоять из бега с ускорением на 30-60 м, семенящего бега на 30-40 м, бега с высоким подниманием бедра на 30-40 м, бега прыжковыми шагами на 20-30 м. Каждое упражнение повторяется по 2-4 раза.
Если в тренировке запланировано два и более вида занятий, например бег на 100 м и прыжки в длину с места, то перед началом каждого вида необходимо сделать специальную разминку. В данном случае перед выполнением прыжков в длину с места необходимо проделать несколько упражнений для ног, поясничного отдела туловища, имитационные упражнения без полной нагрузки, скоординировать одновременно работу (выстрел) суставов ног и мах руками, правильность приземления.
В основной части занятий изучаются спортивная техника и тактика, осуществляются тренировка, развитие физических и волевых качеств. При выполнении упражнений в основной части занятия необходимо придерживаться следующей наиболее целесообразной последовательности: сразу же после разминки выполняются упражнения для развития силы и в конце основной части занятия - упражнения для развития выносливости.
В заключительной части выполняется медленный бег (3-8 минут), переходящий в ходьбу (2-6 минут), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.
При тренировочных занятиях продолжительностью 60 (или 90) минут можно ориентироваться на следующее распределение времени по частям: подготовительная 15-20 (25-30) минут, основная - 30-40 (45-55) минут, заключительная - 5-10 (5- 15) минут.
3. ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЛИЧНУЮ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К ТРУДУ.
Рассматривая необходимость специальной психофизической подготовки к труду, должны быть учтены профессиограммы будущих специалистов, а также требования общегосударственного стандарта подготовки специалиста по данному профилю. Необходимо учитывать характер трудовой деятельности. Подбор специальной литературы, особенно работ по физиологии и психологии труда, профессиональным заболеваниям и травматизму, поможет определить конкретный перечень необходимых специалисту прикладных умений и навыков, которые могут быть сформированы на занятиях по учебной дисциплине и в процессе самостоятельных тренировок. Особенности физической и психической проф. нагрузки - заблаговременное акцентированное развитие прикладных психофизических и специальных качеств.
Сегодня уже имеются соответствующие исследования, характеризующие особенности труда представителей многих профессий. В них представлены данные о предельных нагрузках на сердечно-сосудистую систему при выполнении различных видов профессиональных работ. Примеры:
•͙ выход͙ космонавта͙ в͙ открытый͙ космос͙ - пульс͙ до͙ 200͙ удар/мин;
•͙ выполнение͙ геодезических͙ работ͙ в͙ условиях͙ среднегорья - до 180 удар/мин (неоднократно в течение рабочего дня);
•͙ работа͙ переводчика͙ (синхронный͙ перевод)͙ - до͙160͙ удар/мин;
•͙ работа͙ юриста-следователя͙ с͙ подследственным͙ (допрос)͙ - 100 -110 удар/мин (в течение нескольких часов).
Интересен пример одного из последних исследований взаимосвязи между вестибулярной устойчивостью студентов и результативностью обучения стрельбе, проведенного в Московском юридическом институте МВД РФ, где огневая подготовка является профилирующей учебной дисциплиной. Оказалось, что абитуриенты и студенты, имеющие лучшую вестибулярную устойчивость (контроль по пробе Ромберга), показывают более высокие результаты в стрельбе. Но главное в том, что лица, которые прошли дополнительную подготовку, направленную на улучшение вестибулярной устойчивости (гимнастические и акробатические упражнения), значительно повысили свои результаты в стрельбе по сравнению со студентами, не прошедшими такой подготовки.
Фактические данные важно использовать для того, чтобы обосновать выбор и применение тех или иных прикладных физических упражнений, прикладных видов спорта. Такие материалы показывают логику определения профессионально-прикладных зачетных требований и нормативов, а также необходимый уровень этих требований.
Пол, возраст, состояние здоровья, типичные профессиональные заболевания, географоклиматические условия, национальные традиции в регионе обучения и месте работы выпускников оказывают влияние на содержание программы подготовки. Важное значение имеют материалы о половых особенностях организма, возрастной физиологии, медицинской географии и профессиональных заболеваниях.
Психическое состояние является не менее важным компонентом в вопросе влияния на подготовленность будущего специалиста. Физиологический, эмоциональный, интеллектуальный компоненты психических состояний оказывают, как правило, определяющее воздействие на скорость и качество действий человека, результаты его деятельности. В состоянии воодушевления легко убеждать, в состоянии утомления сделать это намного сложнее. Напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы по-разному воздействуют на людей, но общее для всех то, что естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное возникновение заболеваний.
В оптимальном рабочем состоянии деятельность выполняется быстро и качественно, а в состоянии депрессии все «валится из рук». Например, когда спортсмен не настроился, рассеян и апатичен, он не сможет показать наилучший свой результат, а в оптимальном боевом состоянии он может превзойти самого себя и при этом без травм. Каждое психическое состояние представляет собой целый набор доступных ресурсов - необходимых для одной деятельности и неуместных для другой. Не владея своими психическими состояниями, человек лишает себя возможности сознательно использовать данные ресурсы, включать их по требованию.
Исследования и опыт учебных заведений и организаций всего мира указывает на бесспорную необходимость специальной психофизической подготовки к труду. Личная необходимость такой подготовки выразится в сохранности психического и физического здоровья специалиста, а социально-экономическую необходимость покажут результаты успешного выполнения его трудовых функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По представленной в реферате информации можно полноценно усвоить: каким является назначение закаливания солнцем, какой порядок его проведения, и какая есть техника безопасности при проведении этого типа физического совершенствования. Был изучен вопрос как может проводится расчет часов самостоятельных занятий физической культурой. В конце реферата были представлены положения, определяющие личную и социально-экономическую необходимость специальной психофизической подготовки к труду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка : учебное пособие для вузов / С. М. Воронин [и др.] ; под редакцией Н. А. Воронова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
2. Психические состояния : учебное пособие для вузов / В. Е. Лёвкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
3. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006
4. Самостоятельная работа студента по физической культуре : учебное пособие для вузов / В. Л. Кондаков [и др.] ; под редакцией В. Л. Кондакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.