Файл: Научноисследовательская работа по теме Международная валютная система и российский рубль.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность государственной валютной системы
1.2 Элементы валютной системы, валютный курс, его регулирование и контроль
2 Проблемы развития валютной системы россии
2.1 Влияние мирового финансового кризиса на государственную валютную систему
2.2 Проблемы валютного регулирования
3 Перспективы развития валютной системы россии
3.1 Анализ российского валютного рынка
Самарская валютная межбанковская биржа; Краснодарская межбанковская валютная биржа.
Лидирующее место на валютном рынке занимает Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). В соответствии с уставом ММВБ имеет статус закрытого акционерного общества. На момент организации уставный капитал ММВБ составлял 249 млн. руб. Учредители ММВБ — юридические лица: 30 ведущих банков (в том числе Банк России, Сбербанк РФ), две финансовые компании, Ассоциация российских банков и Правительство г. Москвы. Предмет деятельности ММВБ — организация и проведение операций на валютном рынке, обеспечение необходимых условий для осуществления регулярных операций на денежном рынке, развитие и организация торговли ценными бумагами, а также поддержание высокого профессионального уровня этих рынков.
Основными задачами ММВБ являются:
Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля следующие:
Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы, к которым относятся: Правительство РФ; органы валютного контроля (Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти); агенты валютного контроля (уполномоченные банки и организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти). К основным полномочиям органов и агентов валютного контроля относятся: издание нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием проводимых на территории России валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям.
Формирование и развитие валютной системы страны сильно пошатнул мировой финансово-экономический кризис.
Начиная со II квартала 2009 года, вмешательство Центрального банка в процесс курсообразования значительно сократилось. Нельзя отрицать тот факт, что существенное влияние на поведение национальной валюты оказывает конъюнктура мирового рынка энергоносителей. В настоящее время внешний фон, который связан с ценами на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта, а также потоками капитала, неблагоприятен для страны. Слабая же валюта повышает риски инфляции, снижает привлекательность инвестиционных вложений, ведёт к консервации существующей неэффективной структуры производства.
Мировой кризис вновь поднял вопрос об обеспечении мировых валют. Вплоть до того, что некоторые финансовые аналитики говорят о необходимости вернуться к золотому стандарту. Однако, за последние три десятилетия в мировой финансовой системе накопились столь серьёзные проблемы и диспропорции, что простого рецепта, такого, как возврат к золотому стандарту, для разрешения сложившейся ситуации нет. Современная валютная система мира не может вернуться к золотому стандарту или к другому товарному эквиваленту. Это в прошлом.
Нынешний кризис имеет глобальный характер и затрагивает практически все сферы – экономическую, политическую, социальную. Соответственно, выход из него предполагает работу по всем направлениям.
Большинство экономистов и политиков понимают, что для выхода из кризиса потребуется кардинальная перестройка – причём не только мировой финансовой системы как набора кредитных и финансовых институтов, но в значительной степени и мирового экономического уклада. Уже происходящие изменения касаются системы международных институтов, призванных выполнять стабилизирующие функции. На фоне ослабления позиций доллара как резервной валюты активно идёт формирование и развитие региональных валютных союзов
, заметно возрастает роль развивающихся экономик. Параллельно предпринимаются скоординированные действия в области ужесточения стандартов финансовой отчётности. То же самое можно сказать о налоговой политике.
Мировой финансово-экономический кризис изменил перспективы системы резервных валют мира. Важнейшей функцией резервов является обеспечение стабильности национальной валюты. В условиях расширения рынка капитала и увеличения интенсивности капитальных потоков стабилизирующая роль резервов существенно снизилась.
В настоящее время основными мировыми резервными валютами остаются доллар и евро. В долларах в 2008 г. было деноминировано 64% всех мировых валютных резервов, в евро – 27%. В начале кризиса эти валюты рассматривались как наиболее надёжные.
Теперь, после окончания периода «бегства в качество», вновь встаёт вопрос об изменении структуры резервов. Это связано с предположениями о возможности девальвации доллара. Ведь, с одной стороны, в условиях кризиса произошло крупномасштабное вливание долларовой ликвидности в экономику на фоне ограниченных возможностей для инвестирования средств, а с другой стороны, дефицит и внешний долг США достигли рекордных значений.
Возможные изменения в системе резервных валют можно подразделить на две категории: диверсификация резервов за счёт существующих национальных валют либо использование наднациональных резервных валют – например евро – и создание новых.
Вопросы отхода от доллара и включения в резервы ценных бумаг, деноминированных в валютах стран – торговых партнёров, обсуждались на саммитах ряда региональных организаций, таких как Меркосур, Боливарианская альтернатива для Америк и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Россия также не осталась в стороне от обсуждения этого вопроса, предложив на саммите БРИК странам-участницам перевести часть валютных резервов в обязательства друг друга.
Что касается использования наднациональных резервных валют, следует упомянуть инициативу Китая об использовании специальных прав заимствования МВФ. При этом Китай предложил расширить корзину валют, к которой привязаны СДР. За введение искусственной валюты выступает и Конференция ООН по торговле и развитию, по мнению которой, это позволило бы решить ряд проблем, связанных с дисбалансами в международной торговле и государственным долгом. Однако укрепление такой валюты требует большой многолетней работы и её судьба не определена. Создание наднациональных валют типа евро требует глубокой координации государств в регулировании и унификации законодательств. Создание новых союзов – долгосрочная и кропотливая работа.
В кратко- и среднесрочной перспективе вряд ли можно ожидать резких изменений в структуре валютных резервов, в силу того что «распродажа» долларовых обязательств привела бы к существенному сокращению их стоимости. Это относится и к российским резервам, которые уже характеризуются меньшей долей доллара, чем мировые: около 49%, при 41% для евро. Вероятнее всего, будет происходить дальнейшая плавная диверсификация резервов, в том числе за счёт наднациональных единиц. В контексте предложений ЮНКТАД перспективным было бы изменение структуры резервов с тем, чтобы она отражала структуру внешней торговли. Впрочем, в данном случае возникает проблема недостаточной ликвидности рынка соответствующих обязательств и/или неполной конвертируемости соответствующей валюты, поэтому это предложение трудновыполнимо.
Резервной валютой может стать только та, которая устойчива на протяжении десятилетий при последовательной политике правительства по обеспечению стабильной макроэкономики. Кроме того, она должна быть конвертируемой и страна-эмитент должна иметь заметную долю в мировой торговле. Китайский юань сейчас неконвертируемая валюта, но лет через 10 она может стать конвертируемой и резервной.
Российский рубль если ещё не стал полностью региональной резервной валютой, то имеет признаки таковой. Наиболее благоприятные условия для расширения сферы использования рубля как одной из валют международных расчётов складываются в торгово-экономических отношениях с партнёрами по ЕврАзЭС, СНГ и с Китаем. В 2008 г. доля расчётов в рублях между участниками ЕврАзЭС составила 52,6%. Наибольший прогресс в использовании российского рубля достигнут с Белоруссией – порядка 60%.
Взаимосвязь стоимости нефти и курса рубля еще одна из наиболее важных проблем. Встает вопрос о том, что в будущем эта связка может неблагоприятно отразиться на курсе рубля. С одной стороны, если посмотреть на данные по ценам на нефть и реальному обменному курсу за последнее десятилетие, вывод о «глобальности» подобной связи напрашивается сам собой. Эпизоды роста цен на нефть сопровождались укреплением, падения – ослаблением курса.
Лидирующее место на валютном рынке занимает Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). В соответствии с уставом ММВБ имеет статус закрытого акционерного общества. На момент организации уставный капитал ММВБ составлял 249 млн. руб. Учредители ММВБ — юридические лица: 30 ведущих банков (в том числе Банк России, Сбербанк РФ), две финансовые компании, Ассоциация российских банков и Правительство г. Москвы. Предмет деятельности ММВБ — организация и проведение операций на валютном рынке, обеспечение необходимых условий для осуществления регулярных операций на денежном рынке, развитие и организация торговли ценными бумагами, а также поддержание высокого профессионального уровня этих рынков.
Основными задачами ММВБ являются:
-
проведение операций на валютном рынке и установление текущего рыночного курса рубля к иностранным валютам; -
организация обмена денежных средств предприятий в различных неконвертируемых валютах между собой и на свободно конвертируемые валюты по курсам, складывающимся на основе спроса и предложения; -
организационное и информационное обеспечение операций на денежном рынке; -
осуществление операций с ценными бумагами; -
разработка типовых договоров и контрактов для оформления операций на валютном и денежном рынках, а также на рынке ценных бумаг; -
организация и осуществление расчетов в иностранной валюте и в рублях по заключенным на бирже сделкам через Расчетную палату биржи; -
оказание консультационных, информационных и других видов услуг, необходимых акционерам и членам биржи; -
разработка, внедрение и распространение программных средств и автоматизированных комплексов для осуществления операций и расчетов на валютном и денежном рынках, а также на рынке ценных бумаг.
Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля следующие:
-
определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; -
проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; -
проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; -
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы, к которым относятся: Правительство РФ; органы валютного контроля (Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти); агенты валютного контроля (уполномоченные банки и организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти). К основным полномочиям органов и агентов валютного контроля относятся: издание нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием проводимых на территории России валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям.
2 Проблемы развития валютной системы россии
2.1 Влияние мирового финансового кризиса на государственную валютную систему
Формирование и развитие валютной системы страны сильно пошатнул мировой финансово-экономический кризис.
Начиная со II квартала 2009 года, вмешательство Центрального банка в процесс курсообразования значительно сократилось. Нельзя отрицать тот факт, что существенное влияние на поведение национальной валюты оказывает конъюнктура мирового рынка энергоносителей. В настоящее время внешний фон, который связан с ценами на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта, а также потоками капитала, неблагоприятен для страны. Слабая же валюта повышает риски инфляции, снижает привлекательность инвестиционных вложений, ведёт к консервации существующей неэффективной структуры производства.
Мировой кризис вновь поднял вопрос об обеспечении мировых валют. Вплоть до того, что некоторые финансовые аналитики говорят о необходимости вернуться к золотому стандарту. Однако, за последние три десятилетия в мировой финансовой системе накопились столь серьёзные проблемы и диспропорции, что простого рецепта, такого, как возврат к золотому стандарту, для разрешения сложившейся ситуации нет. Современная валютная система мира не может вернуться к золотому стандарту или к другому товарному эквиваленту. Это в прошлом.
Нынешний кризис имеет глобальный характер и затрагивает практически все сферы – экономическую, политическую, социальную. Соответственно, выход из него предполагает работу по всем направлениям.
Большинство экономистов и политиков понимают, что для выхода из кризиса потребуется кардинальная перестройка – причём не только мировой финансовой системы как набора кредитных и финансовых институтов, но в значительной степени и мирового экономического уклада. Уже происходящие изменения касаются системы международных институтов, призванных выполнять стабилизирующие функции. На фоне ослабления позиций доллара как резервной валюты активно идёт формирование и развитие региональных валютных союзов
, заметно возрастает роль развивающихся экономик. Параллельно предпринимаются скоординированные действия в области ужесточения стандартов финансовой отчётности. То же самое можно сказать о налоговой политике.
Мировой финансово-экономический кризис изменил перспективы системы резервных валют мира. Важнейшей функцией резервов является обеспечение стабильности национальной валюты. В условиях расширения рынка капитала и увеличения интенсивности капитальных потоков стабилизирующая роль резервов существенно снизилась.
В настоящее время основными мировыми резервными валютами остаются доллар и евро. В долларах в 2008 г. было деноминировано 64% всех мировых валютных резервов, в евро – 27%. В начале кризиса эти валюты рассматривались как наиболее надёжные.
Теперь, после окончания периода «бегства в качество», вновь встаёт вопрос об изменении структуры резервов. Это связано с предположениями о возможности девальвации доллара. Ведь, с одной стороны, в условиях кризиса произошло крупномасштабное вливание долларовой ликвидности в экономику на фоне ограниченных возможностей для инвестирования средств, а с другой стороны, дефицит и внешний долг США достигли рекордных значений.
Возможные изменения в системе резервных валют можно подразделить на две категории: диверсификация резервов за счёт существующих национальных валют либо использование наднациональных резервных валют – например евро – и создание новых.
Вопросы отхода от доллара и включения в резервы ценных бумаг, деноминированных в валютах стран – торговых партнёров, обсуждались на саммитах ряда региональных организаций, таких как Меркосур, Боливарианская альтернатива для Америк и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Россия также не осталась в стороне от обсуждения этого вопроса, предложив на саммите БРИК странам-участницам перевести часть валютных резервов в обязательства друг друга.
Что касается использования наднациональных резервных валют, следует упомянуть инициативу Китая об использовании специальных прав заимствования МВФ. При этом Китай предложил расширить корзину валют, к которой привязаны СДР. За введение искусственной валюты выступает и Конференция ООН по торговле и развитию, по мнению которой, это позволило бы решить ряд проблем, связанных с дисбалансами в международной торговле и государственным долгом. Однако укрепление такой валюты требует большой многолетней работы и её судьба не определена. Создание наднациональных валют типа евро требует глубокой координации государств в регулировании и унификации законодательств. Создание новых союзов – долгосрочная и кропотливая работа.
В кратко- и среднесрочной перспективе вряд ли можно ожидать резких изменений в структуре валютных резервов, в силу того что «распродажа» долларовых обязательств привела бы к существенному сокращению их стоимости. Это относится и к российским резервам, которые уже характеризуются меньшей долей доллара, чем мировые: около 49%, при 41% для евро. Вероятнее всего, будет происходить дальнейшая плавная диверсификация резервов, в том числе за счёт наднациональных единиц. В контексте предложений ЮНКТАД перспективным было бы изменение структуры резервов с тем, чтобы она отражала структуру внешней торговли. Впрочем, в данном случае возникает проблема недостаточной ликвидности рынка соответствующих обязательств и/или неполной конвертируемости соответствующей валюты, поэтому это предложение трудновыполнимо.
Резервной валютой может стать только та, которая устойчива на протяжении десятилетий при последовательной политике правительства по обеспечению стабильной макроэкономики. Кроме того, она должна быть конвертируемой и страна-эмитент должна иметь заметную долю в мировой торговле. Китайский юань сейчас неконвертируемая валюта, но лет через 10 она может стать конвертируемой и резервной.
Российский рубль если ещё не стал полностью региональной резервной валютой, то имеет признаки таковой. Наиболее благоприятные условия для расширения сферы использования рубля как одной из валют международных расчётов складываются в торгово-экономических отношениях с партнёрами по ЕврАзЭС, СНГ и с Китаем. В 2008 г. доля расчётов в рублях между участниками ЕврАзЭС составила 52,6%. Наибольший прогресс в использовании российского рубля достигнут с Белоруссией – порядка 60%.
Взаимосвязь стоимости нефти и курса рубля еще одна из наиболее важных проблем. Встает вопрос о том, что в будущем эта связка может неблагоприятно отразиться на курсе рубля. С одной стороны, если посмотреть на данные по ценам на нефть и реальному обменному курсу за последнее десятилетие, вывод о «глобальности» подобной связи напрашивается сам собой. Эпизоды роста цен на нефть сопровождались укреплением, падения – ослаблением курса.