Файл: Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, достижением данного периода является оформление у ребенка «системы Я» и самооценки. Происходит переход к новому этапу дошкольного детства.


  1. ВЛИЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА



2.1 Влияние дошкольного учреждения на развитие личности ребенка
Одним из первых объектов мезосистемы, в которой ребенок не просто подчиняется взрослому, но и сам активно влияет на нее, оказывается детский сад. Анализируя детство как социально-психологический феномен, следует отметить, что характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. В связи с этим дошкольный возраст он называет детсадовским в период которого ребенок обретает уникальные индивидуальные черты и формируется как социальная единица.

Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают:

  • адаптацию – усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми;

  • индивидуализацию – стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах и в том, и в другом случаях при ориентировке на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитательницу,

  • интеграцию – гармонизацию неосознаваемого.

Для раннего дошкольного возраста характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией.

Именно в группе детского сада ребенок приобретает первый опыт социального взаимодействия и установления межличностных отношений со сверстниками.

Детский сад становится для ребенка важной ступенью социализации, где существенную роль играют как взрослые (воспитатели, специалисты, младшие воспитатели), так и сверстники.

В роли значимого социального взрослого выступает воспитатель. Значимость воспитателя как носителя культуры, социальных и моральных ценностей, человека, во многом определяет социальную позицию ребенка и влияет на его развитие. Ребенок воспринимается другими детьми через призму правил и требований, которые выдвигает воспитатель, ведь именно он выступает основным носителем нормы для дошкольников в детском саду. Мнение педагога особенно значимо в раннем и младшем дошкольном возрасте. Социальный статус ребенка также может быть поднят воспитателем. Дети готовы принять в игру того, кого им советует воспитатель. Если воспитатель начинает хвалить и поощрять низко статусного ребенка регулярно, через некоторое время (2-3 недели) статус этого ребенка поднимается. Он становится предпочитаемым в группе сверстников. Социальный взрослый, без сомнения является важным авторитетом для ребенка-дошкольника.

2.2 Деятельность воспитателя по формированию психологических особенностей детей раннего возраста
Одна из функций профессиональной педагогической деятельности воспитателя детского сада-гностическая. Эта функция предполагает, что воспитатель умеет познавать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, что необходимо педагогу для обеспечения индивидуального подхода к детям.

Необходимость индивидуального подхода в воспитании неоднократно подчеркивалась педагогами и психологами. Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, он приобретает особую значимость для осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми. Такой подход предполагает, что воспитатель владеет умениями наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты.

В рамках практической части данной работы проведен анализ деятельности воспитателя по формированию психологических особенностей детей раннего возраста на примере детского сада №111 города Ярославля.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 111» оказывает помощь в воспитании родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет), ведет деятельность по охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей.

В дошкольном учреждении устанавливается следующий уровень образования  дошкольное образование. Форма обучения  очная. Нормативный срок освоения  6 лет. Образовательная деятельность ведется на русском языке. Численность обучающихся  140 человек.

Образовательная деятельность строится в соответствии с основной образовательной программой детского сада. Программа МДОУ «Детский сад № 111» разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, и авторской комплексной программой «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования), под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Программа строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с обучающимися, носит коллегиальный характер.

Воспитатель наблюдает за ребенком достаточно долго, выполняет вместе с ним все бытовые процессы, организует его деятельность, читает ему книжки

, выводит на прогулки. Постепенно он накапливает знания о ходе психического развития малыша. То есть, воспитывая и обучая ребенка, педагог одновременно и изучает его, причем такое изучение включено в контекст воспитательно-образовательной работы и неотделимо от нее.

Организуя пересказ сказки, воспитатель одновременно исследует уровень развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выясняет проявления творчества.

Цель психологического исследования воспитателя отличается своей практической направленностью. Воспитатель не формулирует психологические законы, не выделяет механизмы психического развития, а прослеживает их проявление в каждом конкретном случае у своих воспитанников.

Таким образом, изучая детей, воспитатель выявляет причины их поведения, отмечает их склонности и создает условия для их развития, правильно подбирая методы и приемы воздействия на малышей, и проверяет их эффективность, вовремя заметив отклонения в ходе психического развития, его недостатки, проектирует дальнейшее психологическое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее. В итоге воспитатель помогает ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход психического развития малыша и формирование у него образований, позволяющих перейти на новую возрастную ступень, обеспечить становление его индивидуальности.

Важным в деятельности воспитателя по формированию психологических особенностей детей раннего возраста данного детского сада является следующее:

  1. Иметь четкое представление о центральных линиях психического развития ребенка раннего дошкольного возраста, таких как развитие личности, становление видов деятельности и познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные новообразования. Например, в развитии мышления - речь идет о его формах, а также мыслительных операциях.

  2. Важно видеть взаимосвязи в развитии всех центральных линий и свойств психики. Так, например, речь выступает средством умственной деятельности и общения; внимание является условием успешного протекания практической и умственной деятельности.

  3. Важно представлять преемственность в развитии психики детей, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного поведения, свойств внимания или мыслительных операций.

В приложении А представлена разработка плана-конспекта занятия с детьми раннего дошкольного возраста, направленного на развитие восприятия, внимания, воображения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Раннее дошкольное детство – такой период развития личности, когда перестраиваются внутреннее психическое содержание ребенка и его внешнее восприятие окружающего мира. Происходит перестройка внутренней регуляции поведения. Активное развитие психической жизни и основ саморегуляции ребенка связано с комплексом новообразований как в психике, так и сознании.

Особенностью данного возраста является формирование внутреннего плана действий. Мышление ребенка переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному типу. Он способен мыслить на уровне представлений, а не непосредственного чувственного опыта. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями. У него появляется попытка объяснить и структурировать окружающий мир. Таким образом, возникает первый этап в формировании целостного детского мировоззрения. Конструируя картину мира, ребенок додумывает, изобретает, воображает.

Ведущие достижения в раннем дошкольном возрасте в сферах деятельности, познания и личности:

  • складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

  • формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;

  • возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авторская комплексная программа «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования), под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой.  М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020. - 336 с.

  2. Еманова С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.

  3. Зюзюкова М., Сысоева О. Вот как нам хорошо! Конспекты занятий с детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2015. – №10. – с. 36-38.

  4. Огольцова Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68023/ (дата обращения: 14.05.2022).

  5. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. — URL:


https://studopedia.ru/2_26812_psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-rebenka-v-doshkolnom-vozraste.html (дата обращения 10.05.2022)

  1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4–х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2013. – 72 с.

  2. Сударчикова Л. Г. Педагогическая психология / Л. Г. Сударчикова. – Москва: ФЛИНТА, 2015. – URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519305.html (дата обращения: 04.05.2022).

  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 336 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Конспект занятия в ДОУ для детей раннего дошкольного возраста по теме «В гостях у зайки»

Цель занятия – развитие координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения, закрепление знаний об основных цветах.

Задачи:

  • развивать внимание, воображение и саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений,

  • развивать координацию движений, моторику рук,

  • создать эмоционально комфортную атмосферу в группе,

  • закрепить знания об основных цветах.

Тип занятия  комбинированное.

Форма занятия  фронтальная, групповая.

Продолжительность  25 минут.

Возрастная группа  группа раннего возраста 2-3 года.

Материалы и оборудование: паровозик, игрушечный заяц, бантики разных цветов (узкие атласные ленточки), свисток.

Методы и приёмы работы с детьми: игровой, наглядный, словесный.

Таблица 1  Ход занятия

Этап занятия

Содержание

Дозировка

Методические указания

Подготовительная часть


Здравствуйте, ребята! Сегодня вместе с паровозиком мы поедем в гости. Давайте угадаем, к кому мы сегодня поедем в гости.

Зимой – белый,

Летом – серый,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Конечно, это зайчик, зайчик – побегайчик. Поедем к нему в гости? Тогда скорее по вагонам и в путь. Туту!

3 мин




Основная часть

Игра «Паровозик»

Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движения паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

7 мин

Цель  учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.


Ребята, посмотрите к какому пушистому, красивому зайке мы приехали в гости. Давайте с ним поиграем. Покажите мне, как выглядит зайчик, какие у него ушки. А как ушки шевелятся? Правильно.

2 мин

Пальчики в кулачок. Выставить верх указательный и средний пальцы. Ими шевелит в стороны и вперед.

Ребята, давайте представим, что мы сами превратились в зайчиков. Поиграем, как зайки.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть -

Надо лапочки погреть.

Раз, два, три, четыре, пять,

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал -

Зайка – прыг – и убежал.

3 мин

Присесть на корточки.

Сделать «ушки» из ладошек и пошевелить ими.

Обнять руками плечи.

Потереть ладошки.

Похлопать в ладоши.

Встать. Попрыгать.

Присесть, закрыть голову руками.

Побежать.

Ребята, скажите, а какие ушки у зайки? (длинные, пушистые) А лапки? (короткие)

Сколько их? (четыре)

Какой у него хвостик? (короткий, маленький, круглый)

Сколько у него глаз? (два) Зайка наш любит переодеваться, у него даже есть бантики разных цветов. Давайте подберем нашему зайке подарки – гостинцы. Поищите вокруг предметы такого же цвета, что и бантики у зайки. Молодцы, все справились.

5 мин




Заключительная часть

Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? Что вам понравилось? Что не понравилось? Чем бы хотелось заняться в следующий раз? Спасибо. Сегодня мы с вами ходили в гости к зайке. Мы много играли, искали предметы разных цветов, даже в зайчиков превращались. А теперь нам пора домой, в детский садик. Скорее делаем паровозик и поехали. Туту!

До свидания, ребята. До новой встречи.

5 мин