Файл: Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, достижением данного периода является оформление у ребенка «системы Я» и самооценки. Происходит переход к новому этапу дошкольного детства.
-
ВЛИЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Влияние дошкольного учреждения на развитие личности ребенка
Одним из первых объектов мезосистемы, в которой ребенок не просто подчиняется взрослому, но и сам активно влияет на нее, оказывается детский сад. Анализируя детство как социально-психологический феномен, следует отметить, что характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. В связи с этим дошкольный возраст он называет детсадовским в период которого ребенок обретает уникальные индивидуальные черты и формируется как социальная единица.
Три фазы развития личности внутри этого периода предполагают:
-
адаптацию – усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими детьми; -
индивидуализацию – стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей, либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах и в том, и в другом случаях при ориентировке на оценку не столько других детей, сколько родителей и воспитательницу, -
интеграцию – гармонизацию неосознаваемого.
Для раннего дошкольного возраста характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией.
Именно в группе детского сада ребенок приобретает первый опыт социального взаимодействия и установления межличностных отношений со сверстниками.
Детский сад становится для ребенка важной ступенью социализации, где существенную роль играют как взрослые (воспитатели, специалисты, младшие воспитатели), так и сверстники.
В роли значимого социального взрослого выступает воспитатель. Значимость воспитателя как носителя культуры, социальных и моральных ценностей, человека, во многом определяет социальную позицию ребенка и влияет на его развитие. Ребенок воспринимается другими детьми через призму правил и требований, которые выдвигает воспитатель, ведь именно он выступает основным носителем нормы для дошкольников в детском саду. Мнение педагога особенно значимо в раннем и младшем дошкольном возрасте. Социальный статус ребенка также может быть поднят воспитателем. Дети готовы принять в игру того, кого им советует воспитатель. Если воспитатель начинает хвалить и поощрять низко статусного ребенка регулярно, через некоторое время (2-3 недели) статус этого ребенка поднимается. Он становится предпочитаемым в группе сверстников. Социальный взрослый, без сомнения является важным авторитетом для ребенка-дошкольника.
2.2 Деятельность воспитателя по формированию психологических особенностей детей раннего возраста
Одна из функций профессиональной педагогической деятельности воспитателя детского сада-гностическая. Эта функция предполагает, что воспитатель умеет познавать индивидуальные, возрастные и личностные особенности детей, что необходимо педагогу для обеспечения индивидуального подхода к детям.
Необходимость индивидуального подхода в воспитании неоднократно подчеркивалась педагогами и психологами. Основанный на знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, он приобретает особую значимость для осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с детьми. Такой подход предполагает, что воспитатель владеет умениями наблюдать, фиксировать, анализировать, сопоставлять психологические факты.
В рамках практической части данной работы проведен анализ деятельности воспитателя по формированию психологических особенностей детей раннего возраста на примере детского сада №111 города Ярославля.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 111» оказывает помощь в воспитании родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет), ведет деятельность по охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей.
В дошкольном учреждении устанавливается следующий уровень образования дошкольное образование. Форма обучения очная. Нормативный срок освоения 6 лет. Образовательная деятельность ведется на русском языке. Численность обучающихся 140 человек.
Образовательная деятельность строится в соответствии с основной образовательной программой детского сада. Программа МДОУ «Детский сад № 111» разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, и авторской комплексной программой «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования), под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Программа строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с обучающимися, носит коллегиальный характер.
Воспитатель наблюдает за ребенком достаточно долго, выполняет вместе с ним все бытовые процессы, организует его деятельность, читает ему книжки
, выводит на прогулки. Постепенно он накапливает знания о ходе психического развития малыша. То есть, воспитывая и обучая ребенка, педагог одновременно и изучает его, причем такое изучение включено в контекст воспитательно-образовательной работы и неотделимо от нее.
Организуя пересказ сказки, воспитатель одновременно исследует уровень развития связной речи, а рассматривая вместе с детьми их рисунки, выясняет проявления творчества.
Цель психологического исследования воспитателя отличается своей практической направленностью. Воспитатель не формулирует психологические законы, не выделяет механизмы психического развития, а прослеживает их проявление в каждом конкретном случае у своих воспитанников.
Таким образом, изучая детей, воспитатель выявляет причины их поведения, отмечает их склонности и создает условия для их развития, правильно подбирая методы и приемы воздействия на малышей, и проверяет их эффективность, вовремя заметив отклонения в ходе психического развития, его недостатки, проектирует дальнейшее психологическое развитие воспитанников, учитывая их настоящее, прошлое и будущее. В итоге воспитатель помогает ребенку реализовать его возможности, обеспечить нормальный ход психического развития малыша и формирование у него образований, позволяющих перейти на новую возрастную ступень, обеспечить становление его индивидуальности.
Важным в деятельности воспитателя по формированию психологических особенностей детей раннего возраста данного детского сада является следующее:
-
Иметь четкое представление о центральных линиях психического развития ребенка раннего дошкольного возраста, таких как развитие личности, становление видов деятельности и познавательных процессов, направления, закономерности, динамика, взаимосвязи, центральные новообразования. Например, в развитии мышления - речь идет о его формах, а также мыслительных операциях. -
Важно видеть взаимосвязи в развитии всех центральных линий и свойств психики. Так, например, речь выступает средством умственной деятельности и общения; внимание является условием успешного протекания практической и умственной деятельности. -
Важно представлять преемственность в развитии психики детей, чтобы ставить те или иные воспитательные задачи, связанные с развитием произвольного поведения, свойств внимания или мыслительных операций.
В приложении А представлена разработка плана-конспекта занятия с детьми раннего дошкольного возраста, направленного на развитие восприятия, внимания, воображения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Раннее дошкольное детство – такой период развития личности, когда перестраиваются внутреннее психическое содержание ребенка и его внешнее восприятие окружающего мира. Происходит перестройка внутренней регуляции поведения. Активное развитие психической жизни и основ саморегуляции ребенка связано с комплексом новообразований как в психике, так и сознании.
Особенностью данного возраста является формирование внутреннего плана действий. Мышление ребенка переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному типу. Он способен мыслить на уровне представлений, а не непосредственного чувственного опыта. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями. У него появляется попытка объяснить и структурировать окружающий мир. Таким образом, возникает первый этап в формировании целостного детского мировоззрения. Конструируя картину мира, ребенок додумывает, изобретает, воображает.
Ведущие достижения в раннем дошкольном возрасте в сферах деятельности, познания и личности:
-
складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; -
формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; -
возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Авторская комплексная программа «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования), под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020. - 336 с. -
Еманова С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с. -
Зюзюкова М., Сысоева О. Вот как нам хорошо! Конспекты занятий с детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2015. – №10. – с. 36-38. -
Огольцова Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68023/ (дата обращения: 14.05.2022). -
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. — URL:
https://studopedia.ru/2_26812_psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-rebenka-v-doshkolnom-vozraste.html (дата обращения 10.05.2022)
-
Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4–х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2013. – 72 с. -
Сударчикова Л. Г. Педагогическая психология / Л. Г. Сударчикова. – Москва: ФЛИНТА, 2015. – URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519305.html (дата обращения: 04.05.2022). -
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 336 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Конспект занятия в ДОУ для детей раннего дошкольного возраста по теме «В гостях у зайки»
Цель занятия – развитие координации движений, моторики рук, восприятия, внимания, воображения, закрепление знаний об основных цветах.
Задачи:
-
развивать внимание, воображение и саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений, -
развивать координацию движений, моторику рук, -
создать эмоционально комфортную атмосферу в группе, -
закрепить знания об основных цветах.
Тип занятия комбинированное.
Форма занятия фронтальная, групповая.
Продолжительность 25 минут.
Возрастная группа группа раннего возраста 2-3 года.
Материалы и оборудование: паровозик, игрушечный заяц, бантики разных цветов (узкие атласные ленточки), свисток.
Методы и приёмы работы с детьми: игровой, наглядный, словесный.
Таблица 1 Ход занятия
Этап занятия | Содержание | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная часть | Здравствуйте, ребята! Сегодня вместе с паровозиком мы поедем в гости. Давайте угадаем, к кому мы сегодня поедем в гости. Зимой – белый, Летом – серый, Прыгает ловко, Любит морковку. Конечно, это зайчик, зайчик – побегайчик. Поедем к нему в гости? Тогда скорее по вагонам и в путь. Туту! | 3 мин | |
Основная часть | Игра «Паровозик» Ход игры: взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движения паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их. | 7 мин | Цель учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции. По мере освоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено. |
Ребята, посмотрите к какому пушистому, красивому зайке мы приехали в гости. Давайте с ним поиграем. Покажите мне, как выглядит зайчик, какие у него ушки. А как ушки шевелятся? Правильно. | 2 мин | Пальчики в кулачок. Выставить верх указательный и средний пальцы. Ими шевелит в стороны и вперед. | |
Ребята, давайте представим, что мы сами превратились в зайчиков. Поиграем, как зайки. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть - Надо лапочки погреть. Раз, два, три, четыре, пять, Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал - Зайка – прыг – и убежал. | 3 мин | Присесть на корточки. Сделать «ушки» из ладошек и пошевелить ими. Обнять руками плечи. Потереть ладошки. Похлопать в ладоши. Встать. Попрыгать. Присесть, закрыть голову руками. Побежать. | |
Ребята, скажите, а какие ушки у зайки? (длинные, пушистые) А лапки? (короткие) Сколько их? (четыре) Какой у него хвостик? (короткий, маленький, круглый) Сколько у него глаз? (два) Зайка наш любит переодеваться, у него даже есть бантики разных цветов. Давайте подберем нашему зайке подарки – гостинцы. Поищите вокруг предметы такого же цвета, что и бантики у зайки. Молодцы, все справились. | 5 мин | | |
Заключительная часть | Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали? Что вам понравилось? Что не понравилось? Чем бы хотелось заняться в следующий раз? Спасибо. Сегодня мы с вами ходили в гости к зайке. Мы много играли, искали предметы разных цветов, даже в зайчиков превращались. А теперь нам пора домой, в детский садик. Скорее делаем паровозик и поехали. Туту! До свидания, ребята. До новой встречи. | 5 мин | |