Файл: Методические рекомендации по изучению дисциплины 3 формы социального обслуживания, виды социальных услуг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(ст. 1). Вместе с тем соответствующее регулирование закреплено в разделе 2.2 "Виды социальных услуг" национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утв. и введ. в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 532-ст.

В соответствии с ФЗ № 422 предусмотрены следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Пункт 2.2.6 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит подобное определение понятия "социально-бытовая услуга": социальная услуга, направленная на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту;

2) социально-медицинские услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья. В пункте 2.2.3 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-медицинская услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.3.1 названного документа содержит определение понятия "социально-медицинский патронаж": социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи;

3) социально-психологические услуги, в т.ч. оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде.
Пункт 2.2.4 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит следующее определение понятия "социально-психологическая услуга": социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности. В пунктах 2.2.4.1 - 2.2.4.8 названного документа также даны определения следующим понятиям:

социально-психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем;

психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми;

психодиагностика и обследование личности - социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений;

психологическая коррекция - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента;

психотерапевтическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе "психолог - клиент", направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов;

психопрофилактическая и психологическая работа - социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента;



психологический тренинг - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям;

социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи;

4) социально-педагогические услуги. При этом определено, что такие услуги направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в т.ч. в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей. В пункте 2.2.5 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-педагогическая услуга" определено как социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.5.1 содержит определение понятия "социально-педагогический патронаж": социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей;

5) социально-трудовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривался. Вместо этого в п. 2.2.2 дано следующее определение понятия "социально-экономическая услуга": социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности. Наряду с этим пункт 2.2.2.1
документа содержит следующее определение понятия "материальная помощь": социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

6) социально-правовые услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями оказание помощи в получении юридических услуг, в т.ч. бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг. В пункте 2.2.7 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-правовая услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.7.1 названного документа содержит определение понятия "социально-правовой патронаж": социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи;

7) социальные услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в т.ч. детей-инвалидов. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривал. Вместо этого в п. 2.2.9 и 2.2.10 названного документа даны определения следующих понятий:

консультирование - предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации;

социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи.

Представляется уместным упомянуть, что Закон 1995 г. содержал отдельную статью, посвященную социально-консультативной помощи (ст. 23). В
пункте 1 этой статьи было определено, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Так же определялось, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды, организацию их досуга;

консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;

обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;

правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста и инвалидов;

8) срочные социальные услуги. В отличие от этого нового вида услуг в Законе 1995 г регламентировалось срочное социальное обслуживание. Однако в п. 2.2.8 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 имелось определение понятия "срочная социальная услуга": неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Предоставление срочных социальных услуг регламентировано статьей 21 ФЗ № 442, в соответствии с которой предоставление таких услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.



Задания для самоконтроля