ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок литературного чтения «Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»»
Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Смысл названия.
Задачи:
учить рассказывать о герое и событии на основе выборочного чтения;
учить составлять план подробного пересказа на основе иллюстраций, событий, деформированного плана.
Планируемые результаты
Предметные:
рассказывать о герое произведения и о событии;
объяснять лексическое значение слова с помощью толкового словаря;
составлять план рассказа о герое и о событии.
Метапредметные:
анализировать художественный текст на основе опорных слов;
делать выборочный пересказ текста с элементами анализа на заданную тему.
Личностные:
осознавать нравственный смысл рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;
понимать, как Тарас относился к своему приёмышу, как тосковал по нему;
понимать и принимать такие нравственные ценности, как доброта, ответственность, любовь к природе.
Метапредметные связи: окружающий мир, темы «Этажи леса», «Животные и растения»
Ресурсы урока: учебник, ч.II, с.76-84; презентация, карточки, К.Сен-Санс «Лебедь mp3
Ход урока
-
Орг. момент
- Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
2. Речевая разминка
Встретил в чаще ёж ежа:
Как погода, ёж?
Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа
3. Проверка домашнего задания
Коллективная и индивидуальная работа (тест)
А1. Как зовут Брюсова?
□ 1) Яков Валерьевич □ 3) Яков Викторович
□2) Виктор Яковлевич □ 4) Валерий Яковлевич
А2. Какое стихотворение принадлежит С.А.Есенину?
□ 1) «Опять сон»
□2) «Наши царства»
□3) «Бабушкины сказки»
□4) «Детская»
A3. Кто написал стихотворение «Наши царства»?
□ 1) С.А.Есенин
□ 2) В.Я.Брюсов
□ 3) М.И.Цветаева
□ 4) А.С.Пушкин
В1. Побери антоним к слову замолчать
□ 1) примолкнуть
□2) прикинуться
□3) сидеть тихо
□ 4) загалдеть
В2. Из какого стихотворения эти олицетворения?
Тропинка бежит. Она лениво движется
□ 1) «Детская» □ 3) «Опять сон»
□ 2) «Бежит тропинка с бугорка...» □4) «Наши царства»
С1. Отгадай загадку. В каком стихотворении об этом говорится?
Идут три человека:
Одних отца-матери дети,
Меж собой братья
□ 1) «Бежит тропинка с бугорка...»
□2) «Детская»
□3) «Наши царства»
□4) «Бабушкины сказки»
4. Введение в тему (актуализация знаний)
- А у кого дома есть домашние питомцы?
- А почему иногда домашние животные оказываются на улице?
Да, когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?
- Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили.
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
5. Организация познавательной деятельности
Слово о писателе
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – русский писатель, родился 6 ноября 1852 г.
Настоящая фамилия писателя – Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.
Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его еще в детстве любить книгу. Он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал «Детский мир». Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»
В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вел дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Печататься начал Мамин-Сибиряк в возрасте 23 лет. Публикуя свои произведения, он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.
Любовь к родному Уралу автор пронес через всю жизнь.
- А вы знаете, где находится Урал? (Урал – это регион, где располагаются Уральские горы).
1878 году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.
В 1890 писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 - 1912). Через год умирает его жена, оставив больную дочь Алёнушку на руках отца, потрясённого этой смертью.
После горькой утраты любимой жены, Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники «Детские тени», «Аленушкины сказки» имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику.
В своих произведениях автор передал дух русского народа, раскрыл их судьбы, национальные черты – мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.
Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. «Это счастье писать для детей», - говорил писатель.
- А какое произведение мы начнём изучать сегодня, вы узнаете, если расшифруете эти квадраты. Соотнесите буквы левого квадрата с цифрами правого столбика. На доске
| 4 | * | |||||||||
5 | * | 6 | |||||||||
2 | 3 | 1 |
- Сегодня на уроке, мы познакомимся с рассказом «Приемыш». Слайд 10
- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш? (приют, сирота, детский дом, одиночество)
-Какой же вывод следует?
Слайд 11
Приёмыш – сирота, которого взяли на воспитание чужие люди
Знакомство с произведением
- Не читая произведения, ответьте, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приемыш?
- В словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приемный сын или приемная дочь. А мы сегодня с вами узнаем, о каком приемыше идет речь в нашем произведении.
- О чем вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?
- Предлагаю вам план работы над произведением:
познакомиться с героями;
определить, кто такой Приемыш;
охарактеризовать главных героев;
выяснить главную мысль;
высказать свое отношение.
Работа по учебнику с.
Словарная работа
- В тексте встретятся незнакомые слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл.
Церемония – установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение;
2) тяжеловесное снаряжение.
Протока – 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема;
2) узкая соединительная полость, канал.
Сайма – рыбацкая стоянка.
Заводь – небольшой залив в реке (или озере) с замедленным течением
Муштровать – обучать, подвергать муштре.
Муштра – суровая система воспитания, обучения.
Увечить – наносить увечья кому-нибудь, калечить.
Хиреет – становиться хилым, хилее, чахнуть (болеть).
Бобылём – бедный, безземельный, бездомный, одинокий.
Божья тварь – бессловесная тварь, животное
Барин – богатый человек
6. Первичное понимание текста
- Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? Это тот, кого приняли, приютили.
- Только ли о лебеде идёт речь в рассказе? В рассказе три главных героя: старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.
- Где происходит событие, которое описал автор? Действие происходит на Светлом озере.
- Почему Тарас решил приютить птицу?
- Почему старик назвал лебедя особенной птицей?
- Лебедь – это очень красивая птица. (Предлагаю прочитать)
- Какие отношения сложились между Тарасом, Соболькой и лебедем?
- Что почувствовал Тарас, когда Приемыш улетел?
- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя? Старик поступил правильно. Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и погиб.
- Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше? Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.
- А мог ли Тарас не отпустить птицу?
Тарас любил все живое. Он не посмел бы Приемышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку… Друзья расстались.
- А легко ли расставаться с другом?
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы.
7. Работа с текстом
Дать характеристику героям
- В чём же заключается доброта старика? Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.
- Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком.
Давайте попробуем составить характеристику героям произведения Какие черты характера присущи обитателям, живущим на Светлом озере.
Работа в группах по карточкам
Проверка: зачитывание получившейся цепочки с объяснением.
Тарас - умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый,
Лебедь – умный, вольный, особенный, благодарный, добрый.
Соболько – ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный.
- В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого-нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.
- Внимание! Работаем в парах в течение 3 мин.
- Зачитываем.
(Жил на озере 40 лет, жил бобылём, родные умерли, князь князем)
- Мы дали характеристику двум главным героям, кому?
(Приёмышу, Тарасу)
- А что вы можете сказать о Соболько? Является ли он главным героем?
- Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие слова.
Время – 1 минута
(карточки у каждого на парте)
Слова из текста | Соболько |
бобыль | |
пёстрый | |
князь князем | |
лучший друг человека | |
гордая | |
умный | |
дружелюбный | |
ласковый | |
(Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)
- Мы дали характеристики всем главным героям? (Всем)
- Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем…
(читаем на слайде)
4 часть - Слайд 24
- Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским?
(Чтение последней части учителем)
- Встретились трудные слова? (Объясним)