Файл: Определение понятий индивид, индивидуальность, личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение понятий индивид, индивидуальность, личность.

В процессе практической деятельности врачи разных специальностей сталкиваются с существенным влиянием психологического фактора на течение заболевания, его тяжесть, прогноз, возможность реабилитации. Таким образом, одной из центральных проблем медицинской психологии является проблема личности больного, как главного субъекта восприятия болезненных изменений. При этом имеют значение ее предболезненные (преморбидные) свойства, факторы, оказывающие влияние на формирование отношения к болезни, индивидуальные личностные особенности и установки на которые можно воздействовать в ситуации болезни, и имеющие значение для формирования терапевтического союза врача и пациента.

            Итак, прежде всего, целесообразно ввести определения тех понятий, которые мы используем при взаимодействии с пациентами:

            Индиви́д - отдельный организм с присущей ему автономией, в частности человек, как единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность ― совокупность физиологических, психологических особенностей индивида, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Б.Г.Ананьев: «...Единичный человек как индивидуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида.

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями.

            Темперамент - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма и интенсивности психических процессов.

Характер -  совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми стереотипами поведения, стиля мышления, привычек, манеры взаимоотношения с окружающими.

Гармоническая личность - индивид, который в процессе социализации, осознанно сформировался как человек, обладающий ответственностью за собственную судьбу и совершаемые поступки, самостоятельностью и автономностью в принятии решений, руководствующийся в своей жизни нравственными законами.


Под акцентуацией характера понимается чрезмерное усиление ряда отдельных черт характера, что обуславливает избирательную уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуация личности — пограничное состояние между нормальной (гармоничной) личностью и патологической (психопатической).

Понятие «акцентуированная личность» было предложено профессором Берлинского университета К. Леонгардом (1964) для обозначения людей с чрезмерно усиленными (акцентуированными) свойствами характера и темперамента, не выходящими однако за рамки нормы.

Акцентуация характера не приводит к явному нарушению социальнойадаптации или, если таковая наблюдается, то она бывает временной и непродолжительной.Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

Определение понятий индивид, индивидуальность, личность.


Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:

 1- акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый)

2- акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, эмотивный).

Д е м о н с т р а т и в н ы й  т и п.

Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, артистизму и позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощяет его. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается.

З а с т р е в а ю щ и й  т и п.

Характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен "легко отходить" от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.



П е д а н т и ч н ы й  т и п.

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъём, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты выступает редко, вступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время, очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

В о з б у д и м ы й  т и п.

Характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих.

Г и п е р т и м и ч е с к и й   т и п.

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышкигнева,раздражения,особеннокогда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.


Д и с т и м и ч е с к и й  т и п.

Характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с нимидружит и готовы им подчиниться, отличаются обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

Т р е в о ж н ы й   т и п.

Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя.

Э к з а л ь т и р о в а н н ы й  тип.

Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также влюбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Э м о т и в н ы й   т и п.

Характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным,отзывчивость, мягкосердечность. Они впе
чатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

Ц и к л о т и м н ы й   т и п.

Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

Определение и понимание типа акцентуации имеет существенное значение при построении максимально эффективного взаимодействия с пациентом, оказывающем в свою очередь влияние на процесс протекания болезни и выздоровления. В то же время,для качественного оказания помощи важную роль играют и другие факторы, связанные с особенностями самого патологического процесса. Его характер, распространенность, развитие, излечимость или неизлечимость, нарушения и выпадения функций с осложнениями или без осложнений, степень восстановления здоровья — все это имеет жизненно важное значение не только в объективном смысле, но и с точки зрения личности.  

внутренняя картина болезни (Р.А. Лурия)


У пациента формируетсявнутренняя картина болезни (Р.А. Лурия) - “все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений … его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах … – весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм, поведенческих реакций”. Внутренняя картина болезни, как субъективное переживание, это сложное, структурированное понятие, которое включает, по крайней мере, четыре уровня психического отражения болезни в психике заболевшего:

 • 1 й уровень - чувственный, уровень ощущений;

• 2 й уровень - эмоциональный (различные виды реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом, на понимание механизмов возникновения болезненных ощущений, оценки их тяжести, значения для будущего и последствий);