Файл: Социальное поведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Книги, запрещаемые (или сжигаемые на кострах) тем или иным политическим режимом, ярко свидетельствуют о конфликте идеологий, о несовместимости культур (в том числе и внутри одной национальной культуры).

Разумеется, чтение иностранных авторов — это вторжение в чужой монастырь. Мы видим и, главное, оцениваем этот чужой мир через призму своей культуры, что, соответственно, также оказывается конфликтом культур.

В такой взрывоопасной ситуации перед наукой и образованием остро стоят сложные и благородные задачи: во-первых, исследовать корни, проявления, формы, виды, развитие культур разных народов и их контактов и, во-вторых, научить людей терпимости, уважению, пониманию других культур. Для выполнения этой задачи и проводятся конференции, создаются объединения ученых и педагогов, пишутся книги, в учебные планы и средних, и высших учебных заведений вводятся культурологические дисциплины.


  1. Влияние глобализации на развитие национальных культур. Культура и цивилизация. Теории О. Шпенглера, А.Тойнби.

Глобализация привела к коренным изменениям в системе взаимоотношений между национальной, элитарной и массовой культурой, она понизила статус не только первых двух, но и культуры как таковой, которая сегодня многими воспринимается отнюдь не как конечная цель человеческого рода. Одновременно она возвеличила массовую культуру, превратив ее в ведущий элемент системы культуры постиндустриального общества.

Глобализация – это принятие норм, ценностей и институтов западного бытия всем человечеством в качестве необходимости закона, “веления времени”. В этой стратегии все “незападное”, своеобразное, другое должно исчезнуть или занять свою скромную нишу в установленной системе ценностей. Очевидно, что глобализация приносит ощутимые выгоды одним странам и является бедствием для других.

Глобализация резко обострила проблему национально-культурной идентичности, которая сегодня превратилась в одну из важнейших проблем, тревожащих не только культурологов, но и политиков, общественных и религиозных деятелей, прогрессивно мыслящих представителей естественнонаучного знания. Глобализация вместо того, чтобы быть средством обогащения каждой культуры всеми иными в процессе их равноправного диалога, превратилась в форму обезличивания практически всех культур.


Принятие установок глобализации широкими массами (а именно к этому стремятся идеологи глобализации) чрезвычайно опасно, ибо история не знает примеров того, чтобы нация, признавшая свое духовное поражение, сохранила бы свой креативный потенциал и смогла превратиться в активного исторического субъекта, оказывающего влияние на процессы, протекающие в различных сферах жизни общества.

В современном мире происходит переход от национальной культуры к глобальной культуре, языком которой служит английский язык. Глобализация ведет к понижению статуса национальных языков, утверждению в качестве единственного средства межкультурного взаимодействия английского языка. Сегодня на английском языке издается большая часть книг, газет и журналов. Более 80% материалов, размещенных в Интернете, представляют собой англоязычные тексты. Знание английского языка стало непременным требованием, которое ставится перед теми, кто рассчитывает получить хорошо оплачиваемую работу.

В процессе глобализации исчезает многообразие типов культурного взаимодействия. По мере ее углубления и расширения доминирующим типом взаимодействия между различными культурными мирами становится экспансия, в ходе которой происходит насильственное внедрение в систему ценностей одной культуры.

Культурный стержень глобализации – западная культура. Средствами, с помощью которых осуществляется культурная экспансия, выступают кино, телевидение, музыка, Интернет. Все это приводит к тому, что в процессе глобализации исчезает многообразие национальных культур и доминирует Западная культура.

Глобализация нанесла мощный удар по базовым структурам практически всех национальных культур и это является, конечно же, негативным последствием превращения глобализации в мировой феномен.

Культура и цивилизация. Теории О. Шпенглера, А.Тойнби.

Приступая к анализу историко-культурной концепции О.Шпенглера (1880-1936), следует отметить, что она строится на сопоставлении двух понятий «культура» (сложившийся в веках исторический индивидуум, самостоятельно существующий организм, имеющий определенную ценность) и «цивилизация» (поздний этап развития культуры, выступающий как ее логическая стадия, завершение и исход). Суть концепции О.Шпенглера заключается в том, что культура, пройдя свой жизненный цикл роста, переходит в стадию «омертвления» или цивилизацию. Цивилизация, являясь последней, неизбежной стадией культуры. Выступает как ее перерождение, как резкий надлом всех творческих возможностей, расцвет, линия подъема, а цивилизация как нисходящая линия развития.



Жизненный цикл каждой культуры О.Шпенглер подразделял на три основные фазы: культурное, этнографическое состояние, в котором рождается культура; собственно культурный период, в процессе которого происходит интенсивный рост материальных и духовных ценностей; период цивилизации, который характеризуется неуклонным и неизбежным дряхлением и угасанием.

Мировая история по О.Шпенглеру – это сумма отдельных историй, изолированных друг от друга замкнутых культур, каждая из которых так или иначе связана с религией.

Концепция О.Шпенглера о циклическом развитии культур оказала большое влияние на формирование различных моделей исторического развития, в частности на религиозную интерпретацию историю А.Тойнби (1889-1975).

Суть концепции А.Тойнби заключается в том, что история представлена им в виде некоторой совокупной последовательности локальных, имеющих неповторимый облик цивилизаций. Являющихся, по его мнению, основными структурными элементами исторического процесса. Первоначально он насчитывал 21 такую цивилизацию, но затем сократил до 13. По мнению А.Тойнби. Каждая цивилизация в своем развитии проходит стадию возникновения, роста, надлома и разложения.

Основу истории составляет взаимодействие Логоса-вселенского Разума, Божественного Закона и человечества: Прогресс человечества А.Тойнби видел в его духовном совершенствовании, который проявляется прежде всего в религиозной эволюции от примитивных языческих верований через мировые религии к единой религии будущего.
Занятие (семинарское) №4

Темы «Семья как социальный институт. Образование как социальный институт.»


  1. Семья как социальный институт: функции, типология. Семья в современном обществе, проблемы современной семьи.

Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступлением в брачные отношения; стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Функции семьи. Наиболее полно содержание деятельности семьи может быть описано путем анализа тех функций, которые выполняет семья для общества в целом и отдельных ее членов (См. таблицу).

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции семьи главные, однако, необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.


Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции семьи - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

Основные функции современной семьи.

Сфера семейной деятельности

Общественные функции

Индивидуальные функции

Репродуктивная сфера

Биологическое воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная сфера

социализация молодого поколения

Удовлетворение потребности в родительстве

Хозяйственно-бытовая сфера

Поддержание физического здоровья членов общества

Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других

Экономическая сфера

Экономическая поддержка несовершеннолетних и не трудоспособных членов общества

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Сфера первичного социального контроля

Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение общественной и семейной жизни

Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, обязательства родителей и ответственность перед детьми

Сфера духовного общения

Развитие членов семьи

Духовное взаимообогащение членов семьи

Социально-статусная сфера

Предоставление социального статуса

Воспроизводство членов структуры удовлетворение потребности в социальном продвижении

Сфера досуга

Организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга

Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга

Эмоциональная сфера

Эмоциональная стабилизация индивидов и их, психологическая терапия в семье, удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки

Сексуальная сфера

сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей


Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание и социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого, и др.

Эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Содержание и возможность реализации этих функций меняются с развитием человечества и общества в целом. Неизменным остается самое главное - воспроизводство поколений, воспитание и уход за ними. Именно эти функции обеспечивают социализацию личности и социальную непрерывность.

Типология семей

1.В зависимости от характера супружества семьи подразделяются на:

а) моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной;

б) полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов:

полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами,

полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами

д) экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы-фратрии.

е) эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

2. На основе принципа доминирования в семье мужчин или женщин прибегают к выделению патрилинейных и матрилинейных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери (соответственно).

3. По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой, и матриархальные семьи, где верховенствует мать. Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены.