Файл: 1. Исследовательская часть 1Характеристики предприятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для снятия старой краски используют механический и химический способы. При механической очистке применяют ручной или механизированный инструмент: металлические щетки, скребки, наждачные или карборундовые камни, шкурки и т. п. Механический способ наиболее простой, однако он трудоемок и неудобен при очистке труднодоступных мест. В этом случае перед их механическим удалением используют химический - различные смывающие составы.
После полного удаления старого покрытия металлическую поверхность кузова протирают ветошью, смоченной уайт-спиритом, для снятия остатков смывающего состава и размягченной старой краски. Затем поверхность промывают водой, обдувают сжатым воздухом и сушат в естественных условиях. Небольшие корродированные участки поверхности кузова зачищают до металла шлифовальной машинкой (можно вручную).
Удаление продуктов коррозии с поверхности осуществляют механическим и химическим способами.
При механическом способе используют различные механизированный инструмент или металл очищается вручную стальными щетками или наждачной шкуркой. Для облегчения работы проводят «мокрую» очистку (т. е. с использованием уайт-спирита, керосина).
Для удаления оксидов металлов с поверхности кузова химическим способом обычно используют растворы кислот и кислых солей. Перед травлением поверхность кузова обезжиривают. Наибольшее распространение среди составов для удаления ржавчины имеет «Автоочиститель ржавчины Омега-1».
Обезжиривание применяют для удаления следов смазочных материалов и жировых загрязнений, ухудшающих ее смачивание и адгезию покрытия. Для этого используют водные щелочные растворы и органические растворители.
Для обезжиривания используют уайт-спирит или очищенный бензин.
Фосфатирование применяют для повышения противокоррозионных свойств кузова путем образования на его поверхности слоя нерастворимых в воде фосфорно-кислых соединений.
Защиту поверхностей, не подлежащих окраске, выполняют при частичной окраске кузова. Детали, которые можно снять, лучше окрашивать отдельно. Если же окраску производят, не снимая частей, то рядом расположенные поверхности закрывают с помощью трафаретов из картона, бумаги или покрывают слоем вазелина или защитной пасты.
3) Приготовление лакокрасочных материалов.
Подбор колера заключается в получении необходимого цветового оттенка эмали путем смешения основных цветов одно-пигментных эмалей в определенной массовой пропорции.
При окраске отдельных частей кузова возникает необходимость подбора колера эмали максимально приближенного по яркости, цветовому тону, насыщенности к основному цвету.
При подборе колера необходимо принимать во внимание следующие факторы: после сушки возможно изменение оттенка эмали в сторону потемнения; лакокрасочные покрытия подвергаются старению, т. е. их цвета меняются под влиянием окружающей среды; после смешивания основных компонентов смесь требует тщательного перемешивания; цвет эмали подбирается при естественном дневном освещении (без яркого солнечного света); емкости с эмалями необходимо хранить плотно закрытыми, так как испарение растворителя влияет на оттенки.
Разбавление эмали до рабочей вязкости производят непосредственно перед нанесением на окрашиваемые поверхности, так как при хранении эмалей часть пигмента выпадает в осадок, а на поверхности образуется пленка. Загустевшие эмали разбавляют растворителем или разбавителем до нужной консистенции.
4) Способы нанесения лакокрасочных материалов.
Для нанесения грунтов и эмалей на кузова применяют воздушное (пневматическое) и безвоздушное распыление в электрическом поле и окрашивание кистями.
Воздушное распыление происходит в результате превращения лакокрасочного материала с помощью сжатого воздуха в тонкую дисперсную массу, которую наносят на окрашиваемую поверхность в виде мельчайших капель, которые сливаясь друг с другом, образуют покрытие.
Наибольшее применение имеют ручные краскораспылители. Для получения высококачественных покрытий необходимо правильно выбрать нужную модель распылителя и режим его работы. Для окраски кузова выбирают, как правило, круглую форму факела. После окончания работы краскораспылитель рекомендуется тщательно очистить от краски.
При работе с ручным краскораспылителем необходимо соблюдать следующие правила: при окраске нельзя делать волнообразных и петлеобразных движений; распылитель держат перпендикулярно поверхности; скорость передвижения должна быть равномерной и составлять 14…18 м/мин; расстояние от распылителя до поверхности должно быть 250…350 мм.
Безвоздушное распыление - лакокрасочный материал подается насосом к соплу краскораспылителя под высоким давлением со скоростью, при которой поток жидкости дробится на мелкие частицы. По сравнению с пневматическим распылением способ безвоздушного распыления имеет ряд преимуществ: потери краски снижаются на 10-15 %; время окраски сокращается вследствие нанесения меньшего числа слоев и т. д.
К недостаткам относятся: необходимость применения материала более тонкого помола; более низкое качество покрытия.
Электроокраска распылением основана на физическом явлении переноса заряженных частиц лакокрасочного материала к окрашиваемой поверхности в электрическом поле высокого напряжения. Электрическое поле создают между кузовом и краскораспылителем, на котором создан высокий электрический потенциал. Частицы краски, получая отрицательный заряд, притягиваются к положительно заряженному кузову и осаждаются равномерным слоем.
Окраска кистью применяется при локальном восстановлении покрытия кузова и отсутствии оборудования для пневматического распыления материалов. Кроме того, кистями окрашивают отдельные внутренние поверхности, двигатель, шасси, грунтуют внутреннюю поверхность крыльев, днище снизу, детали и узлы. Преимуществами окраски кистью являются: простота и универсальность; небольшой расход материалов; отсутствие необходимости сложного и специального оборудования.
К недостаткам относятся: низкая производительность и большая трудоемкость и т. п.
5) Устранение вмятин.
Шпаклевание производят для выравнивания отдельных дефектов окрашиваемой поверхности кузова, которые не удается устранить рихтовкой металла.
При использовании шпатлевок необходимо руководствоваться двумя правилами. Во-первых, все шпатлевки можно наносить только на загрунтованную или окрашенную поверхность. Во-вторых, толщина слоя должна быть минимальной. При выравнивании поверхности шпатлевку сначала следует наносить на наиболее углубленные места. После просушки зашпаклеванные участки должны быть обработаны шкуркой и в случае необходимости должно быть проведено второе шпаклевание поверхности.
Выравнивание лицевых поверхностей кузова с помощью пластмассы ТПФ-37 применяют при больших объемах работ и производят путем ее нанесения на металлическую основу. Перед нанесением пластмассы поверхность металла нагревается пламенем горелки до появления золотисто-желтого цвета, соответствующего температуре 200…220 ?С. После подогрева металла наносится слой пластмассы (толщина не более 0,5 мм). Пластмассовый слой уплотняется металлическим катком или лопаткой.
6) Сушка лакокрасочных покрытий.
Различают три стадии высыхания лакокрасочного покрытия:
- высыхание «до отлипа», когда на поверхности образуется поверхностная пленка;
- практическое высыхание, когда пленка утрачивает липкость;
- полное высыхание.
Режим сушки (температура, продолжительность) оказывает большое влияние на качество покрытий. С повышением температуры процессы полимеризации и окисления протекают значительно быстрее, что способствует увеличению адгезии, твердости, прочности и уменьшению водопоглащаемости. Нанесенные на поверхность материалы сушат при комнатной температуре 18 23 С (естественная сушка) или при повышенной температуре 60 175 С (искусственная сушка). Первая (продолжительность от 2 до 48 часов) должна осуществляться в хорошо отапливаемых и вентилируемых помещениях при отсутствии пыли, копоти и влаги. Она применяется для кузовов, окрашенных быстросохнущими нитроцеллюлозными и перхлорвиниловыми эмалями. Искусственная сушка получила наибольшее распространение. Время сушки зависит от толщины металлического листа, цвета покрытия и расстояния от источника излучения. Если применяют горячую сушку, то продолжительность процесса сильно сокращается.
Сушка эмалей катализаторами отвердения применяется в случае отсутствия сушильных камер. Например, для меламиноалкидных эмалей такими катализаторами являются: малеиновый ангидрид, контакт Петрова, паратолуолсульфокислота, дибутилфосфорная, сульфосилициловая кислоты и т. д. Все покрытия холодной сушки после их высыхания до начала эксплуатации важно выдержать не менее 7 суток, по возможности на солнце. Это повысит их качество.
7) Отделка поверхности кузова.
Шлифование предназначено для сглаживания шероховатостей, оставшихся после нанесения шпатлевки. Оно применяется также для создания лучшего сцепления между слоями покрытия. Шлифованию подвергают только полностью высохшие слои покрытия. Работы могут проводиться вручную или с помощью шлифовальной машинки. Правильно отшлифованная поверхность должна быть совершенно гладкой без крупных рисок. При мокром шлифовании поверхность смачивают водой или каким-либо инертным растворителем. Шлифовальную шкурку тоже смачивают.
Полирование осуществляют полировочными пастами особенно для покрытий из нитроцеллюлозных эмалей.
Полирование выполняют вручную или механизированным способом. Вручную полируют фланелевым тампоном равномерными возвратно-поступательными движениями. Для механизации полирования применяют электрическую дрель. Нужно следить, чтобы поверхность при полировке не нагревалась выше 40 С.
Полировочную воду применяют для ухода за лакокрасочными покрытиями, находящимися в хорошем состоянии (например, для восстановления блеска покрытия).
8) Контроль качества окраски кузова.
Контроль качества окраски осуществляют внешним осмотром, измерениями толщины нанесенного слоя пленки и адгезии подготовленной поверхности. Кроме того, качество процесса сушки покрытия определяют степенью высыхания лакокрасочных материалов.
Внешним осмотром выявляют наличие блеска, сорности, рисок, подтеков и др. Степень высыхания проверяют отпечатком пальца.
3. Технология окраски
Для получения качественного защитно-декоративного покрытия отремонтированного кузова необходимо выбрать схему технологического процесса окраски. Наименование и состав внешней эмали при ремонтной окраске определяется системой его окраски на предприятии-изготовителе и, как правило, по химическому составу они должны быть однородны. Грунты и шпатлевки подбирают в зависимости от выбранного покрывного состава эмали.
Полная окраска кузова
Окраска всего кузова предусматривает снятие старого лакокрасочного покрытия до металла с площади более 50 % окрашиваемой поверхности независимо от числа ранее нанесенных слоев и метода снятия, нанесение грунтовок и шпатлевок, подбора колера, окраску и сушку. Кузов автомобиля поступает на окраску в разобранном виде.
Окраску выполняют в следующей последовательности:
- устанавливают кузов на пост подготовки к окраске;
- обмывают кузов водой с помощью ветоши или трикотажного полотна;
- снимают шпателем старое отслоившееся покрытие с дефектных участков;
- выполняют мокрое шлифование (например, машинкой типа ОМП-3), в труднодоступных местах шлифуют вручную;
- промывают кузов водой, обдувают сжатым воздухом, сушат в естественных условиях;
- обезжиривают (ветошью, смоченной уайт-спиритом)
- наносят кистью типа КФК-6 герметизирующую мастику (типа Д-4А) на сварные швы и стыки в местах соединения замененных деталей с кузовом;
- изолируют бумагой поверхности, не подлежащие окраске;
- устанавливают кузов в окрасочную камеру;
- обезжиривают все окрашиваемые поверхности;
- грунтуют участки, зачищенные до металла (ГФ-073, ВЛ-02, ВЛ-08) с использованием краскораспылителя (типа КРУ-1 или СО-71);
- выдерживают нанесенное покрытие в камере в течение 5 7 минут;