Файл: Социальноэкономического развития Камчатского края до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целевой сценарий предусматривает рост объема собственных (налоговых и неналоговых) доходов консолидированного бюджета края с 44,6 млрд рублей в 2021 году до 147,5 млрд рублей в 2035 году (или в 1,8 раза в реальном выражении). Динамичное развитие экономики края обусловит устойчивый рост поступлений по налогу на прибыль организаций, в связи с чем доля этого налога в собственных доходах консолидированного бюджета увеличится с 13,5% до 22,0% в 2035 году.

При умеренном росте межбюджетных трансфертов со средним темпом 104,2%, обеспеченность бюджетными доходами на душу населения к 2035 году увеличится в 1,2 раза.

Важным результатом развития доходной базы станет повышение финансовой самодостаточности бюджета Камчатского края. Ожидается, что в целевом сценарии доля собственных доходов консолидированного бюджета вырастет с 38,7% в 2021 году до 54,0% в 2035 году.

Рост бюджетных доходов создаст условия для поддержания сбалансированности бюджета и сокращения государственного долга, в результате чего появится возможность сохранять показатель долговой нагрузки бюджета на уровне 5 и менее процентов.

Снижение дотационности позволит повысить самостоятельность региона в управлении бюджетными процессами и социально-экономическим развитием своей территории, в том числе с учетом снятия дополнительных обязательств, установленных для высокодотационных субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

По мере роста бюджетной обеспеченности появится возможность расширения «бюджета развития» края. В частности, объем бюджетных расходов на капитальные вложения может быть доведен с 9% до 15-20% к 2030-2035 годам.

Для достижения целевых ориентиров основные усилия в налогово-бюджетной политике края будут сосредоточены на следующих направлениях.

1. Увеличение доходной базы регионального и местных бюджетов на основе развития экономики региона, наращивание собственных источников доходов и повышение финансовой самодостаточности бюджетных систем.

В целях увеличения доходной базы бюджета края и местных бюджетов будет продолжена реализация широкого комплекса мер по наращиванию доходов, включая:

  • дополнительную мобилизацию налогов и сборов (в том числе за счет легализации неформальной занятости, взыскания задолженности по платежам в бюджет);

  • создание условий для повышения деловой активности и привлечения инвестиций в рамках преференциальных режимов налогообложения (ТОР, СПВ, РИП);

  • увеличение неналоговых поступлений (в том числе за счет эффективного управления государственным и муниципальным имуществом);

  • совершенствование системы стимулов к наращиванию собственных источников бюджетных доходов для муниципальных образований;

  • совершенствование взаимодействия с федеральными органами власти в целях расширения налоговой базы по налогу на имущество, земельному налогу, транспортному налогу, увеличению поступлений неналоговых доходов.


Основным источником роста бюджетных доходов будет развитие и укрепление доходного потенциала экономики края. Значительный потенциал роста бюджетных доходов в крае связан с расширением добычи и переработки морских биоресурсов, развитием добычи полезных ископаемых, реализацией туристического потенциала территории, улучшением инвестиционного климата.

Устойчивый рост доходной базы станет финансовой основой для динамичного развития социальной сферы региона, повышения инфраструктурной обеспеченности территории, реализации мер по стимулированию и поддержке приоритетных отраслей экономики, совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг, повышения уровня и качества жизни населения.

2. Повышение эффективности управления бюджетными расходами.

Одновременно с наращиванием бюджетных доходов значительное внимание должно быть уделено повышению эффективности управления бюджетными расходами. В целях повышения эффективности бюджетных расходов в Камчатском крае в долгосрочном периоде будет проводиться работа по следующим направлениям11:

  • совершенствование структуры государственных программ, повышение доли программных расходов;

  • проведение на регулярной основе анализа эффективности бюджетных расходов;

  • оптимизация расходов на содержание государственных и муниципальных органов исполнительной власти, сети государственных и муниципальных учреждений;

  • оптимизация расходов на регулирование тарифов ресурсоснабжающих организаций;

  • проведение ежегодной оценки эффективности налоговых льгот на региональном и муниципальном уровнях;

  • совершенствование процедур государственных закупок;

  • оптимизация объемов государственного долга Камчатского края и минимизация расходов на его обслуживание;

  • организация работы на региональном уровне по преобразованию муниципальных образований путем их объединения;

  • оптимизация форм и объемов предоставления финансовой помощи местным бюджетам;

  • реализация принятых на муниципальном уровне планов мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов местных бюджетов.


Важными результатами реализации Стратегии станут повышение эффективности и гибкости управления бюджетными расходами, увеличение доли бюджетных расходов, направляемых на капитальные вложения, инфраструктурное развитие территории, стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности, реализацию новых инициатив и проектов, направленных на социально-экономическое развитие края.

Помимо этого, одним из приоритетных направлений совершенствования системы управления бюджетами является повышение открытости и прозрачности бюджетного процесса. В рамках данного направления предполагается повышение доступности информации о бюджетных процессах для граждан на основе современных технологий и вовлечение граждан в бюджетные процессы на региональном и муниципальном уровнях. Предусматривается широкое вовлечение граждан в обсуждение и принятие бюджетных решений, участие граждан в общественном контроле эффективности бюджетных расходов, развитие системы инициативного бюджетирования.

Совершенствование управления бюджетными процессами является неотъемлемой частью повышения эффективности государственного управления, необходимого для достижения целей, установленных Стратегией. Основные изменения в системе государственного управления должны быть направлены на формирование эффективного сочетания программно-целевого и проектного подходов с учетом использования современных технологий управления, ориентированных на результат.
19.2. Механизмы реализации Стратегии
Достижение стратегических целей развития Камчатского края к 2035 году возможно при расширении и совершенствовании комплекса инструментов и механизмов реализации Стратегии.

Основными инструментами реализации Стратегии определены документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и законом Камчатского края от 28.12.2015 № 735 «Об отдельных вопросах в сфере стратегического планирования в Камчатском крае»:

1) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Камчатского края;

2) государственные программы Камчатского края;

3) схема территориального планирования Камчатского края.

Приоритетные направления работы по реализации Стратегии и ключевые проекты будут детализированы в Плане мероприятий по реализации Стратегии. План мероприятий станет основой для внесения изменений в государственные программы Камчатского края с указанием конкретных мероприятий, объемов и источников финансирования.


В рамках работы по обеспечению реализации Стратегии будет осуществляться контроль реализации Плана мероприятий и государственных программ, будет обеспечена своевременная актуализация и координация Стратегии, Плана мероприятий, государственных программ, а также соответствие целевым установкам, обозначенным в документах стратегического планирования федерального уровня.

Планируемый широкий комплекс инструментов и механизмов по реализации Стратегии также включает следующие составляющие:

1) совершенствование системы институтов развития Камчатского края;

2) финансовая поддержка инвестиционных проектов:

  • совершенствование преференциальных режимов налогообложения и регулярное проведение оценки эффективности налоговых расходов;

  • предоставление государственных гарантий Камчатского края по обеспечению возврата заемных денежных средств;

  • предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в целях реализации инвестиционных проектов;

  • развитие системы финансовой поддержки создания инфраструктуры (инженерной, энергетической, транспортной) в рамках реализации инвестиционных проектов;

3) использование федеральных механизмов стимулирования инфраструктурного развития территории (в том числе федерального проекта «Инфраструктурное меню»):

  • инфраструктурные бюджетные кредиты;

  • реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестпроектов;

  • финансирование объектов инфраструктуры с использованием облигаций, а также по программам Фонда ЖКХ и ВЭБ.РФ;

  • инвестиционный налоговый вычет с последующей частичной компенсацией выпадающих доходов из федерального бюджета;

4) поддержка инвестиционных проектов в форме нефинансовых мер (заключение соглашений о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами, концессионных соглашений, соглашений о ГЧП, соглашений о муниципально-частном партнерстве, контрактов жизненного цикла, предоставление земельных участков для строительства и др.);

5) развитие системы информационного обеспечения инвестиционной деятельности:

  • повышение информированности потенциальных инвесторов об имеющихся инвестиционных возможностях, активное продвижение инвестиционной привлекательности Камчатского края (в том числе развитие Инвестиционного портала Камчатского края);

  • методическая и организационная поддержка хозяйствующим субъектам при разработке инвестиционной документации, бизнес-планов и проектно-сметной документации в интересах потенциальных инвесторов;


6) формирование правовой среды для улучшения инвестиционного климата и эффективного применения механизмов государственно-частного партнерства;

7) установление эффективных межрегиональных связей, в том числе путем заключения соглашений о сотрудничестве;

8) развитие системы мер по поддержке предприятий, реализующих программы импортозамещения;

9) сокращение избыточного государственного регулирования и сокращение административного воздействия на бизнес в рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности;

10) совершенствование межведомственного взаимодействия органов власти на основе современных информационных технологий на региональном и местном уровнях.
19.3. Механизмы отраслевой поддержки
Рыбопромышленный комплекс.

Предоставление субсидий для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, на приобретение техники и оборудования для целей аквакультуры, строительство, реконструкцию и модернизацию заводов (комплексов, ферм) по развитию аквакультуры, на строительство, приобретение и модернизацию рыбопромысловых судов, предназначенных для осуществления прибрежного рыболовства и (или) транспортировки уловов водных биологических ресурсов и продукции из них, а также для возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, на приобретение техники и оборудования для целей аквакультуры, строительство, реконструкцию и модернизацию заводов (комплексов, ферм) по развитию аквакультуры, на строительство, приобретение и модернизацию рыбопромысловых судов, предназначенных для осуществления прибрежного рыболовства и (или) транспортировки уловов водных биологических ресурсов и продукции из них.

Привлечение инвесторов в рамках государственно-частного партнерства, содействие инвесторам в подключении к электро- и газовым сетям, строительстве дорог и других инфраструктурных объектов.

Регулярное участие представителей Камчатского края в международных выставочных и презентационных мероприятиях. Разработка стратегических направлений развития внешнеэкономических и внешнеторговых связей, как в целом, так и с отдельными странами и группами стран.

Развитие и применение гармонизированных с международными требованиями подходов к обеспечению выпуска качественных и безопасных продуктов промышленного рыболовства и рыбоводства.