Файл: Социальноэкономического развития Камчатского края до 2035 года.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как можно наблюдать из таблицы, выполнены и перевыполнены планы по ключевым экономическим показателям, таким как ВРП на душу населения, доходы консолидированного бюджета и среднемесячная номинальная заработная плата.

Фактические значения за 2018 и 2020 годы по показателям доля собственных доходов в консолидированном бюджете края, инвестиции в основной капитал, объем платных услуг населению и уровень безработицы близки к целевым значениям с незначительными отклонениями в большую или меньшую сторону.

Целевые значения целевого (сбалансированного) сценария стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2030 года по показателям численности населения, экономически активного населения и занятых в экономике не выполнены с большим отставанием от цели, что свидетельствует о продолжающемся сокращении численности населения края и недостижении целей демографической политики.
7. SWOT-анализ.

Оценка основных конкурентных преимуществ

и ограничений Камчатского края по сравнению

с территориями Дальневосточного

федерального округа
Местоположение территории Камчатского края среди субъектов Российской Федерации в ДФО, а также действие других факторов экономической среды, обусловленных этим положением, позволяют выделить основные конкурентные недостатки, преимущества и проблемы социально-экономического развития края.

Среди группы аграрно-промышленных субъектов Российской Федерации в ДФО, которые имеют одинаковый набор факторов экономической среды, выделяются три: Камчатский край, Магаданская область и Чукотский автономный округ. Центры деловой активности этих субъектов имеют разную удаленность от экономических центров других территорий, как в Российской Федерации, так и в Северо-Восточной части АТР.

Камчатский край занимает срединное положение в транспортных затратах на ввозимые факторы производства и генерируемые ими затраты на товары и услуги (тарифы на электроэнергию, ЖКХ, потребительские товары).

Инфраструктурные факторы являются основными, формирующими конкурентные недостатки территории края и сопредельных с ним территорий.

Основные или критические внешние, по отношению к экономике края, факторы влияния, состояние которых формируется на уровне Российской Федерации:

  • конкуренция на рынках товаров и услуг;

  • стабильность курса национальной валюты;

  • техника и технологии.


Кроме того, влияние на состояние экономики края оказывают следующие субрегиональные регулируемые критические факторы:

  • численность населения и равномерность его расселения;

  • уровень освоенности природных ресурсов;

  • отраслевая структура экономики;

  • уровень развития инфраструктурных отраслей;

  • производственный потенциал;

  • расходы на транспортировку сырья, материалов и продукции;

  • расходы на тепловую и электрическую энергию;

  • расходы по районным коэффициентам и региональным надбавкам.

Субрегиональные критические факторы, формируют конкурентные недостатки на уровне федерального округа. При общем сходстве результатов воздействия указанных факторов на экономику разных субъектов ДФО, они имеют различную количественную оценку и степень влияния на результаты экономической деятельности территорий.

На большинстве рынков товаров, работ и услуг, для которых в развитых странах характерны высокий уровень конкуренции (например, наличие большого числа предприятий в производстве пищевкусовых товаров, при наличии олигополий – осуществление реального контроля над их ценовым поведением), а в Российской Федерации господствуют олигополии (например, рынки нефти, сотовой связи, розничной торговли). В производстве энергии, на транспорте преобладают региональные монополии. Они действуют уже более двадцати лет, следствием этого является высокая инфляция. Официальная оценка уровня инфляции вызывает далеко неоднозначную оценку в обществе.

Отраслевая структура в Камчатском крае, как и в других регионах ДФО, за последние 20 лет сложилась, прежде всего, под воздействием конкурентных недостатков территории инфраструктурного характера, как в экономике, так и в социальной сфере.

Основные вызовы и проблемы, стоящие перед Камчатским краем:

  • рост глобальной и межрегиональной конкуренции;

  • слабая включенность Камчатки в мировые рынки товаров и услуг;

  • географическая и транспортная удаленность региона от базовых коммуникаций и рынков страны;

  • зависимость региона от внешнего снабжения товарами и ресурсами, обеспечивающими базовые процессы жизнедеятельности;

  • низкая инфраструктурная обеспеченность производственной, рыбопромысловой и транспортно-коммуникационной деятельности;

  • низкая плотность населения на фоне миграционной неопределенности и дефицита современных квалифицированных кадров;

  • энергетическая замкнутость региона и высокая стоимость энергетического обеспечения его экономики и социальной сферы.


Рост экономики Камчатского края может быть достигнут в тех областях, где у него есть реальные конкурентные преимущества на региональных и мировых рынках. В связи с этим интенсивное развитие ресурсных комплексов (рыбопромышленного, горнопромышленного, туристско-рекреационного) является для Камчатки в современной ситуации одним из важнейших факторов ускоренного экономического развития. В современной экономике промышленное развитие носит скорее не отраслевой, а региональный характер, в результате этого высокая конкурентоспособность территории обусловлена сильными позициями отдельных кластеров, представляющих собой сообщества сконцентрированных по географическому принципу предприятий, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

К основным приоритетам социально-экономического развития Камчатского края относятся:

снижение влияния на экономику края регулируемых критических факторов, которые формируют ее конкурентные недостатки инфраструктурного характера, прежде всего тарифов на энергию (существенное снижение стоимости энергетических тарифов, как минимум до уровня территорий, в которые край поставляет, или мог бы поставлять свою продукцию, для чего необходимы крупные проекты для развития топливно-энергетического комплекса);

формирование благоприятной среды для проявления инициативы и предпринимательской активности населения в сфере производства товаров и услуг;

наращивание доходной базы бюджета территории за счет содействия развитию приоритетных видов экономической деятельности, обладающих высоким экспортным и трансрегиональным потенциалом;

разработка мер по созданию условий, способствующих сокращению оттока доходов предприятий и населения с территории края;

повышение качества жизни населения через развитие и совершенствование системы расселения, что должно привести к развитию инфраструктурной составляющей очаговых территориальных образований.

В Камчатском крае имеются существенные возможности формирования центров опережающего развития для быстрого подъема экономики и социальной сферы края за счет освоения уникального природоресурсного потенциала и использования его геоэкономического положения по следующим направлениям:

1. Развитие топливно-энергетического комплекса. Обеспечение края собственными энегоресурсами или стабильными поставками природного газа позволит устранить главный конкурентный недостаток региона – высокие удельные расходы по тепловой и электрической энергии, а также решить многие инфраструктурные проблемы, решение которых во многом зависит от тарифов на тепло- и электроносители.


2. Развитие транспортно-логистического комплекса. Качественной перспективой развития водного транспорта Камчатского края является создание современной транспортной системы в Арктической зоне Дальнего Востока и транспортного использования Северного морского пути с модернизацией портовой инфраструктуры и обустройством пунктов пропуска через государственную границу для обеспечения международных транспортных сообщений.

По мере развития Северного морского пути, как элемента международных транспортных коридоров, Петропавловск-Камчатский морской порт станет опорным на его восточной части. Развитие порта Петропавловск-Камчатский и строительство пассажирских морских судов позволит возобновить регулярное пассажирское сообщение на линии Петропавловск-Камчатский – Владивосток, а также вдоль побережья полуострова Камчатка. В дальнейшем, маршрутная сеть морских каботажных перевозок охватит Курильские острова Сахалинской области.

Сохраняющееся слабое покрытие сетью дорог территории Камчатского края препятствует росту инвестиционной привлекательности территории, останется главным препятствием развитию горнопромышленного, туристско-рекреационного комплекса, социальному развитию территорий края.

Приоритетное развитие топливно-энергетического и транспортно-логистического комплекса позволит создать инфраструктуру для развития в крае обрабатывающих производств и обеспечит инвестиционную привлекательность региона.

3. Развитие горнопромышленного комплекса. Анализ рынка металлов, пользующихся устойчивым спросом, таких как золото, серебро, никель, медь устанавливает тенденцию роста цен. Эта ситуация позволяет прогнозировать стабильное инвестирование в минерально-сырьевой комплекс Камчатского края отечественными и иностранными предпринимателями при условии создания инвестиционной среды в регионе.

Видовая структура минерально-сырьевой базы Камчатского края имеет благоприятные перспективы с позиции востребованности в СВА и АТР, поскольку имеющиеся прогнозные оценки показали, что приоритеты в добыче отдельных видов минерального сырья до 2025 года в АТР не изменятся, и наибольший интерес по-прежнему будет вызывать добыча золота, меди, цинка, серебра, титана, циркония. Следующими по рангу приоритетами для перспективной добычи обозначены никель, алмазы, платина, свинец, редкоземельные металлы, кобальт, алюминий.

Горнопромышленный комплекс в Камчатском крае развит меньше, чем в целом в ДФО, что обусловлено ограничениями, связанными с неразвитостью инфраструктуры края, территориальной удаленностью перспективных месторождений, а также необходимостью сохранения уникальной экосистемы и режима нерестовых рек Камчатки;


4. Развитие рыбопромышленного комплекса. В ближайшей перспективе основное внимание должно уделяться дальнейшему развитию транспортной, промышленной и социальной инфраструктуры на побережье. При этом, развитие рыбной промышленности края следует по-прежнему рассматривать как развитие одной из приоритетных отраслей региональной экономики с одновременным развитием других отраслей.

В силу этого, основное внимание должно уделяться дальнейшему развитию транспортной, промышленной и социальной инфраструктуры на побережьях полуострова.

5. Развитие туристско-рекреационного комплекса. В регионе имеются значительные возможности для развития туристического кластера, предлагающего различные виды туризма. Как одно из приоритетных направлений развития туристической отрасли на Камчатке рассматривается экологический туризм.

Вместе с тем, на пути становления новых, высокодоходных видов регионального туристско-рекреационного бизнеса существуют ограничения, в основном связанные с неразвитостью инфраструктуры (в первую очередь транспортной) и системы коммуникаций, высокой стоимостью туристических услуг.

Регулируемые критические факторы регионального уровня, формирующие конкурентные недостатки региона: затраты по тепловой и электрической энергии; затраты на транспортировку сырья, материалов и продукции; затраты по районным коэффициентам и региональным надбавкам.

Территория Камчатского края, как опорная точка Российской Федерации в выражении ее геоэкономических интересов в АТР, выполняет ряд стратегических функций, основными из которых являются следующие:

  • обеспечение эффективного комплексного освоения биоресурсов внутренних рек и водоемов, смежных морей и акватории северной части Тихого океана, включая вопросы безопасности деятельности и влияния на иностранное присутствие в зоне экономических интересов;

  • доминирование в макрорегионе в транспортно-коммуникационном и связанным с этим сервисным обслуживанием российских межрегиональных и международных морских и воздушных перевозок;

  • инфраструктурная, ресурсная и сервисная поддержка российской деятельности по освоению шельфа смежных морей и Арктики, в том числе СМП.

Богатые запасы природных ресурсов, выгодное транспортно-географическое положение, высокий рекреационный потенциал – конкурентные преимущества Камчатского края, которые должны стать основной для комфортной, содержательной жизни и работы людей.