Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Состав и назначение учетной политики, структура и содержание различных разделов подробно рассматриваются в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.
ПБУ 1/2008 устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций). Это положение пришло на замену ПБУ 1/98, просуществовавшему практически без изменений 10 лет. Общие положения, которыми открывается ПБУ 1/2008, не претерпели существенных изменений. По-прежнему оно предписывает формировать учетную политику всем организациям. А компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность, должны раскрывать положения учетной политики в пояснительной записке.
Принципиально новым в ПБУ 1/2008 является то, что формированием учетной политики вправе заниматься не только главный бухгалтер. Эту обязанность можно возложить и на иное лицо, которое ведет бухучет в организации. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель организации может:
- учредить бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
В свою очередь руководитель организации своим приказом должен утвердить подготовленный документ и ввести его в действие.
В учетной политике необходимо утвердить:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- формы документов внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- иные решения по организации бухгалтерского учета.
Новшеством ПБУ 1/2008 является требование утвердить в учетной политике все формы первичных документов, которые применяются организацией, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее. При этом по-прежнему все первичные учетные документы организации должны создаваться по унифицированным формам, приведенным в соответствующих альбомах.
А документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухучете (наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной операции, личные подписи и т. д.).
Другим существенным новшеством ПБУ 1/2008 является требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета. К таковым можно отнести журнал регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, мемориальные ордера, Главную книгу, оборотную ведомость и т. д.
Если по конкретному вопросу в российском законодательстве не установлены способы ведения бухучета при формировании учетной политики, организация может исходить из принципов МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008). Такого положения в ПБУ 1/98 нет. При этом, если правила бухучета допускают несколько вариантов учета, организация должна выбрать один, наиболее оптимальный с ее точки зрения. Если же в учете тех или иных операций никакой вариантности нет, дублировать в учетной политике положения нормативных актов не следует.
Учетная политика действует с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
Вновь созданные организации должны разработать и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации п. 9 ПБУ 1/2008. И применять ее с момента регистрации.
Учетную политику должны применять все филиалы, представительства и обособленные подразделения организации независимо от их местонахождения. Разработка для них отдельной учетной политики не допускается.
1.2.1 Изменение и дополнение учетной политики
Ежегодно при утверждении учетной политики на очередной финансовый год главный бухгалтер отслеживает изменения, произошедшие в действующих нормативно-правовых актах, влияющие на порядок ведения учета и, соответственно, на содержание учетной политики. Изменить свою учетную политику, согласно п. 10 ПБУ 1/2008, компания может:
- если внесены поправки в законодательство России или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
- если организация разработала новые способы бухгалтерского учета;
- в случае существенного изменения условий хозяйствования, к которым относятся реорганизация, переход к новым видам деятельности и т. п.
Ранее в данный список входила также смена собственника организации. Однако теперь это основание исключено.
Измененная учетная политика вводится в действие с начала следующего отчетного года, "если иное не обусловливается причиной такого изменения" п. 12 ПБУ 1/2008. То есть данное ПБУ разрешает это сделать и в текущем году. Такая оговорка весьма логична, учитывая, что смена деятельности или реорганизация может произойти в начале или середине текущего года.
Допускается без ограничения вносить дополнения в учетную политику. Это актуально, например, в случае, если организация в отчетном году впервые возьмет кредит у банка.
Внося изменения в учетную политику, необходимо дополнительно оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации.
При существенном характере такого влияния организация обязана будет скорректировать бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период. Такой метод получил в ПБУ 1/2008 название "ретроспективный".
При этом впервые введен алгоритм действий при ретроспективном методе. Предлагается корректировать входящий остаток по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в отчетности период, а также значения связанных с этой статьей показателей бухгалтерской отчетности. При этом нужно исходить из предположения, что вносимые изменения применялись с самого начала. То есть с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Нередко изменения в учетную политику трудно, а то и просто невозможно оценить. В этом случае предлагается применять новый способ бухучета только в отношении тех хозяйственных операций, которые совершены уже после нововведений, то есть "перспективно". В связи с существенной трудоемкостью корректировки показателей бухгалтерской отчетности при ретроспективном методе большинство малых и средних организаций могут использовать именно перспективный метод.
1.2.2 Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности
Для организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность, ПБУ 1/2008 содержит требование раскрывать в пояснительной записке существенные способы ведения бухгалтерского учета. Состав и содержание информации, которую надо раскрыть, конкретизируются в отдельных положениях по бухгалтерскому учету, например, в ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" или в ПБУ 6/01 "Учет основных средств".
Кроме того, для случая, когда изменения в учетную политику внесены после того, как составлена годовая бухгалтерская отчетность, их следует раскрыть в промежуточной бухгалтерской отчетности.
К обязательной информации об учетной политике, раскрываемой в пояснительной записке, относятся:
- способы амортизации основных средств, нематериальных и других активов;
- методы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;
- способы признания выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т. д.
Если компания вносит изменения в учетную политику, в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности дополнительно указывается:
- причина, по которой вносятся изменения;
- содержание таких изменений;
- порядок отражения их последствий в бухгалтерской отчетности;
- суммы корректировок по каждой статье бухгалтерской отчетности, а для акционерных обществ также данные о базовой и разводненной прибыли (убытке) на каждую акцию;
- факт применения нового нормативного акта - для изменений, вызванных его применением;
- факт невозможности отразить в бухгалтерской отчетности корректировки за предшествующие периоды, связанные с изменением учетной политики.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности дополнительно нужно раскрывать информацию об изменениях оценочных значений. И в том числе влияние таких изменений на будущие периоды, если это влияние можно оценить. Правила раскрытия информации об изменениях оценочных значений изложены в Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008). Если оценить нельзя, это также нужно указать в пояснительной записке.
1.3 Факторы, влияющие на учетную политику хозяйствующего субъекта
Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики нужно иметь в виду, что на нее влияют:
Организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
Отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
Особенности деятельности
- производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы)
- коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями),
- финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой),
- управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой).
Масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.);
Управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
Финансовая стратегия организации.
Например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличить себестоимость, - применение ускоренных методов амортизации основных средств, метода ЛИФО при оценке израсходованных производственных запасов. Если для организации, наоборот, важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, - понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.;
Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);