Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
происходящие в налоговом законодательстве, и корректировать учетную политику для целей налогообложения.
Вновь созданные организации применяют учетную политику с момента создания. Срок для утверждения учетной политики такой категорией налогоплательщиков прямо установлен только для целей исчисления НДС -- не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Глава 25 Кодекса содержит обязанность налогоплательщика определять и закреплять в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения новых видов деятельности. Для вновь созданной организации любые виды деятельности будут новыми. Кстати, если в учетной политике не предусмотрены необходимые элементы, в качестве дополнения к ней должны быть приняты принципы и порядок отражения новых видов деятельности.
Учетная политика организации едина и распространяется на все ее обособленные подразделения -- как уже существующие, так и вновь созданные. Это общий принцип. В отношении НДС он прямо закреплен в пункте 12 статьи 167 НК РФ.
1.11.2Структура учетной политики для целей налогообложения
Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит, как правило, из двух разделов.
Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение, и т. д. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.
Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.
На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:
- для налога на добавленную стоимость;
- налога на прибыль организаций;
- налога на добычу полезных ископаемых;
- акцизов;
- налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Кодекса подобных норм намного меньше.
Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:
1) основную. Это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;
2) дополнительную. Это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.
Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.
При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом.
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете установленного правилами бухгалтерского учета.
При расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 НК РФ составляются дополнительные расчеты. Учитывая значительные расхождения порядка группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, организация может принять решение построить налоговый учет параллельно с бухгалтерским учетом. Исходя из приведенной нормы НК РФ для расчета налоговой базы, используются прежде всего данные бухгалтерского учета. При выборе учетной политики организации необходимо предусмотреть возможность максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета.
Пример отдельного приказа об учетной политике для целей налогообложения приведен в Приложении №3.
Заключение
Учетная политика - основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета
В заключении можно сказать что, роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве "классического" примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.
В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций. Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.
Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
В-третьих, учетная политика - это мощный инструмент оптимизации. Учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п
. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.
Таким образом, с помощью учетной политики обеспечивается прозрачность и достоверность учета, оптимизация объемов и сроков налоговых платежей, снижение трудоемкости и унификация учетных процедур, решение многих других управленческих и учетных задач. От правильного понимания учетной политики, ее оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации, да и способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Следовательно, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 г. № 146-ФЗ
3. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. 2-е изд., перераб.- М.: Бухгалтерский учет, 1995. - 112с.
4. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. - Новосибирск, "ЭКОР", Москва, "КНОРУС", 2000. - 830с.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие, 4-ое издание, переработ. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2002г. - 640с.
6. Любушин Н.П., Жаринов В.В., Бородина Н.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 294с.
7. Пошерстник Е.Б., М.С. Мейксин, Н.В. Пошерстник. Самоучитель по бухгалтерскому учету. - СПб.: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - 480с.
8. Теория бухгалтерского учета: Учеб. Пособие Под ред. Е.А. Мизиковский -М.: Юристъ, 2001. - 400с.
9. Хабарова Л. П. "Учетная политика 2002 года" - М.: ООО "Бухгалтерский бюллютень - ББ", 2002. - 288 с.
10. Прудников П. Составлять учетную политику на 2009 год нужно по новым правилам//Главбух.-2008-№ 23.
11. Софронова Е. Новые веяния учетной политики //Расчет.-2008-№ 12
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
По открытому акционерному обществу "XXX"
об учетной политике предприятия на 2011 год
30 декабря г. Москва
На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н ред. от 11.03.2009
Приказываю:
I. Принять на 2011 год следующую учетную политику.
1) На 1 января 2011 года отсутствуют основные средства, поступившие по договору мены.
2) По основным средствам по состоянию на 01.01.2011 г. изменена стоимость в результате:
а) переоценки (инвентарные номера ОС, новая первоначальная стоимость ...)
б) реконструкции (инвентарный номер ОС, новая первоначальная стоимость ...)
3) Срок полезного использования основных средств определяется по нормам, установленным законодательством РФ.
4) Не амортизируются следующие основные средства:
а) инвентарный номер ОС
б) …
5) Предоставлены в аренду следующие производственные основные средства...
6) Доходы от аренды являются доходами от обычных видов деятельности.
7) Улучшение арендованного имущества осуществляется за счет арендатора.
8) Амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.
9) Затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость продукции по мере производства ремонта.
10) На балансе на 01.01.2010 года находятся следующие виды нематериальных активов:
а) …
б) …
11) Амортизация по НМА начисляется исходя из срока полезного использования
12) Метод оценки материально-производственных запасов применять по средней себестоимости.
13) Материально-производственные запасы в залог не передавались.
14) Товары учитываются по покупной стоимости.
15) Транспортные расходы по доставке товаров сверх договорной цены поставки учитываются в составе фактических затрат на приобретение.
16) Учет поступления МП3 ведется с использованием счетов 15 и 16.
17) Незавершенное производство оценивается методом инвентаризации по прямым затратам.
18) Учет готовой продукции осуществляется на счете 43 "Готовая продукция" по прямым расходам.
19) Резерв по сомнительным долгам создается.
20) Проценты по заемным средствам на приобретение МПЗ до принятия их на склад учитываются и составе фактических затрат на приобретение.
21) Резервы предстоящих расходов и платежей не создаются.
Вновь созданные организации применяют учетную политику с момента создания. Срок для утверждения учетной политики такой категорией налогоплательщиков прямо установлен только для целей исчисления НДС -- не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Глава 25 Кодекса содержит обязанность налогоплательщика определять и закреплять в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения новых видов деятельности. Для вновь созданной организации любые виды деятельности будут новыми. Кстати, если в учетной политике не предусмотрены необходимые элементы, в качестве дополнения к ней должны быть приняты принципы и порядок отражения новых видов деятельности.
Учетная политика организации едина и распространяется на все ее обособленные подразделения -- как уже существующие, так и вновь созданные. Это общий принцип. В отношении НДС он прямо закреплен в пункте 12 статьи 167 НК РФ.
1.11.2Структура учетной политики для целей налогообложения
Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит, как правило, из двух разделов.
Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение, и т. д. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.
Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.
На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:
- для налога на добавленную стоимость;
- налога на прибыль организаций;
- налога на добычу полезных ископаемых;
- акцизов;
- налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Кодекса подобных норм намного меньше.
Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:
1) основную. Это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;
2) дополнительную. Это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов.
Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.
При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом.
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если Налоговым кодексом предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете установленного правилами бухгалтерского учета.
При расхождении правил бухгалтерского учета и требований главы 25 НК РФ составляются дополнительные расчеты. Учитывая значительные расхождения порядка группировки и учета хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете, организация может принять решение построить налоговый учет параллельно с бухгалтерским учетом. Исходя из приведенной нормы НК РФ для расчета налоговой базы, используются прежде всего данные бухгалтерского учета. При выборе учетной политики организации необходимо предусмотреть возможность максимального совмещения бухгалтерского и налогового учета.
Пример отдельного приказа об учетной политике для целей налогообложения приведен в Приложении №3.
Заключение
Учетная политика - основной документ, регламентирующий ведение бухгалтерского и налогового учета
В заключении можно сказать что, роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. В качестве "классического" примера последней ситуации можно назвать установленную п. 7 ст. 346.27 НК РФ обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при совмещении ЕНВД и иного режима (иных режимов) налогообложения, когда законодатель вообще не указал, каким образом и на основе каких показателей такой раздельный учет должен быть организован.
В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций. Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.
Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
В-третьих, учетная политика - это мощный инструмент оптимизации. Учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п
. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.
Таким образом, с помощью учетной политики обеспечивается прозрачность и достоверность учета, оптимизация объемов и сроков налоговых платежей, снижение трудоемкости и унификация учетных процедур, решение многих других управленческих и учетных задач. От правильного понимания учетной политики, ее оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации, да и способы отражения операций в бухгалтерском учете всегда принимаются во внимание при управлении предприятием. Следовательно, руководителю и главному бухгалтеру следует серьезно отнестись к формированию и утверждению учетной политики.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 г. № 146-ФЗ
3. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. 2-е изд., перераб.- М.: Бухгалтерский учет, 1995. - 112с.
4. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. Эффективное пособие по бухгалтерскому учету. - Новосибирск, "ЭКОР", Москва, "КНОРУС", 2000. - 830с.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие, 4-ое издание, переработ. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2002г. - 640с.
6. Любушин Н.П., Жаринов В.В., Бородина Н.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 294с.
7. Пошерстник Е.Б., М.С. Мейксин, Н.В. Пошерстник. Самоучитель по бухгалтерскому учету. - СПб.: Издательский Торговый Дом "Герда", 2000. - 480с.
8. Теория бухгалтерского учета: Учеб. Пособие Под ред. Е.А. Мизиковский -М.: Юристъ, 2001. - 400с.
9. Хабарова Л. П. "Учетная политика 2002 года" - М.: ООО "Бухгалтерский бюллютень - ББ", 2002. - 288 с.
10. Прудников П. Составлять учетную политику на 2009 год нужно по новым правилам//Главбух.-2008-№ 23.
11. Софронова Е. Новые веяния учетной политики //Расчет.-2008-№ 12
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
По открытому акционерному обществу "XXX"
об учетной политике предприятия на 2011 год
30 декабря г. Москва
На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 г. № 129-ФЗ Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н ред. от 11.03.2009
Приказываю:
I. Принять на 2011 год следующую учетную политику.
1) На 1 января 2011 года отсутствуют основные средства, поступившие по договору мены.
2) По основным средствам по состоянию на 01.01.2011 г. изменена стоимость в результате:
а) переоценки (инвентарные номера ОС, новая первоначальная стоимость ...)
б) реконструкции (инвентарный номер ОС, новая первоначальная стоимость ...)
3) Срок полезного использования основных средств определяется по нормам, установленным законодательством РФ.
4) Не амортизируются следующие основные средства:
а) инвентарный номер ОС
б) …
5) Предоставлены в аренду следующие производственные основные средства...
6) Доходы от аренды являются доходами от обычных видов деятельности.
7) Улучшение арендованного имущества осуществляется за счет арендатора.
8) Амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.
9) Затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость продукции по мере производства ремонта.
10) На балансе на 01.01.2010 года находятся следующие виды нематериальных активов:
а) …
б) …
11) Амортизация по НМА начисляется исходя из срока полезного использования
12) Метод оценки материально-производственных запасов применять по средней себестоимости.
13) Материально-производственные запасы в залог не передавались.
14) Товары учитываются по покупной стоимости.
15) Транспортные расходы по доставке товаров сверх договорной цены поставки учитываются в составе фактических затрат на приобретение.
16) Учет поступления МП3 ведется с использованием счетов 15 и 16.
17) Незавершенное производство оценивается методом инвентаризации по прямым затратам.
18) Учет готовой продукции осуществляется на счете 43 "Готовая продукция" по прямым расходам.
19) Резерв по сомнительным долгам создается.
20) Проценты по заемным средствам на приобретение МПЗ до принятия их на склад учитываются и составе фактических затрат на приобретение.
21) Резервы предстоящих расходов и платежей не создаются.