Файл: Орнамент и ритм в композиции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Орнамент начинает свою историю в глубине веков, когда древние народы использовали его для оформления художественных произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из дерева и металла, из глины и стекла, разно- образного текстиля. Сегодня орнамент широко распространен и используется в текстильной промышленности, в архитектуре и дизайне ин- терьеров, также при создании печатных изда- ний и других визуальных областях, например, при создании элементов фирменного стиля.
Орнамент (от лат. ornamentium — украше- ние) — узор, состоящий из ритмически упоря- доченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов.
Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геоме- трический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный. Характер орнамента часто проявляется в единстве изображения с проектируемым изделием, его функционально- стью, также назначение объекта находит свое отображение в композиционном построении орнамента. Орнаментальные композиции часто называют паттерном. Паттерн (англ. pattern
— образец, шаблон, система) — закономерная регулярность, встречающаяся в природе и в че- ловеческом дизайне, а также предсказуемо повторяющийся шаблон, образец. Паттерн мо- жет выглядеть идентично орнаменту, а может представлять собой сложный повторяющийся типовой элемент.
При формировании орнамента особое вни- мание необходимо уделить композиции. Орна- ментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содер- жанием, характером и назначением.
Композицию стоит рассматривать в контексте эпохи и стиля. Нужно хорошо понимать время, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом времени.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции. Художники создают новые узоры, однако, старинные орнаменты, например меандр (рис. 1) или пейсли (рис. 2), не теряют своей популярности и в наши дни.
Введение
рис. 1
рис. 2


Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Например, древнегреческий меандровый орнамент - «меандр» являет- ся, наверное, самым известным геометрическим узором. Известный ещё со времён палеолита и распространённый тип ортогонального орнамента, который представляет собой бордюр, составленный из прямых углов, скла- дывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки
Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес).
В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древне- греческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах.
Меандр легко встретить в айдентике современных брендов.

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Изобразительный орнамент может быть геометрическим или растительным. Для изобра- зительного орнамента характерны свои излю- бленные мотивы, они меняются в зависимости от времени и географии. Этот орнамент вклю- чает и архитектурные мотивы, мотивы неживой природы, предметов утвари и быта. Выделяют комбинированный орнамент.
Разберем такие конструктивные элементы орнамента как раппорт и мотив. Среди мно- гообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции, в которых орнаментальный мотив периодиче- ски повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направле- ниях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовоч- ной проливной керамике. Раппортом называ- ется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Раппортная сетка явля- ется конструктивной основой рисунка. Повто- рения одного и того же элемента с заданными пространственными промежутками создает ви- зуальный ритм. С его помощью можно создать ощущение напряженности или же наоборот, свободы и спокойствия.

Итак, вы создаете геометрический орнамент, с чего начать?
В первую очередь необходимо нарисовать мотив, элемент раппорта, который будет повто- ряться в орнаментальной полосе или сетке.
Важную роль на этапе формирования мотива играет умение мыслить абстрактно, заранее предполагать как элемент будет использован.
Конечно, можно использовать чередование белых и чёрных квадратов и получить класси- ческий рисунок «шашечку», но если вы попы- таетесь спроектировать такой мотив, который по форме будет вписываться в треугольник или будет иметь подобную треугольнику форму, то в вашем распоряжении помимо 1-2 стандартных орнаментов будет целое множество различных орнаментальных конфигураций и сочетаний.
Поэтому подчеркнем, что при формировании орнамента предпочтительно выбирать мотив, близкий к треугольной форме.
Условные грани мотива делать различной длины, при том стоит опираться на пропор- ции золотого сечения. После создания мотива необходимо скопировать его и расположить дочерний элемент в определенном отношении к родительскому. Далее операция повторяется несколько раз, создаётся массив из подобных элементов.


Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Ниже приведены некоторые возможные кон- фигурации расположения треугольного мотива для линейного и сетчатого орнаментов.

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Самым распространенным орнаментом можно считать растительный. Его характер- ные мотивы различны для разных странах, но при создании растительного мотива всегда используются одни и те же части растений: листья, цветки, плоды, все вместе или по отдельности. Первоначальная форма растения нередко стилизуется до полной неузнаваемо- сти. Самые распространенные растительные формы практически во всем мире одни и те же: лотос, плющ, лавр, виноградная лоза, па- пирус, пальмы, дуб.
Фактически любая возможная схема распо- ложения геометрического раппорта применима и для органического.
При создании органического орнамента зада- ча усложняется тем, что его элементом высту- пает изображение предварительно стилизован- ного растения, животного или их комбинация.
Про стилизацию более подробно поговорим в четвертом уроке.
Сегодня концентрируем внимание на геоме- трических неизобразительных орнаментах.
Неизобразительные орнаменты – геометри- ческие элементы, абстрактные изображения, которые первоначально могли иметь реальный прототип, но изменились до неузнаваемости.

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Орнамент, является основой текстильного дизайна. Тканевые фабрики были распространены в СССР, а изобразительное искусство эпохи кон- структивизма и сегодня вдохновляет дизайнеров на создание своих работ.
Обратим внимание на дизайнерские разработки советского текстиля. Здесь хорошо выдержан ритм, создана сложная композиция внутри раппорта.

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Интересный пример европейского текстильного орнамента примерно того же времени.

Современный неизобразительный текстильный дизайн несколько отли- чается от советского, в его основе не всегда читается раппортная сетка, иногда ткань сама по себе становится произведением искусства
Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Иногда, напротив, и мотивы и раппортные композиции совсем незатейливы.

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Порой дизайнеры осознанно сочетают два и более паттернов, например, испанская компания
Desigual всегда использует орнаменты, и часто смешивает их между собой.
Посмотрим несколько их работ.


Тема 2
Орнамент и ритм в композиции

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Текстуры и паттерны имеют свои преиму- щества — их можно растягивать на любые размеры, они не теряют качества и четкости при увеличении. Однако, паттерны в основ- ном однотонные изображения или картинки без особой смысловой нагрузки. Поэтому есть несколько самых распространенных способов использования узоров в дизайне.
Фон
Самый распространенный метод — создание фона макета или фоновых изображений. Это удобно для дизайнера, так как при проектиро- вании страницы не всегда удается точно рас- считать, каким будет ее размер. Паттерны лег- ко могут продолжить страницу, не потеряв при этом качество и не создавая «швов» на фоне.
Паттерны в дизайне
На примере мы видим клетчатый узор, кото- рый распределен по всему макету. У узора нет границ, поэтому мы воспринимаем фоновое изображение как одно целое. Таким образом, дизайнер добился цельной концепции, не раз- бивая при этом сайт на отдельный экраны.
Отдельные элементы
Паттерны и текстуры используют не только в качестве фона, но и как отдельные самостоя- тельные элементы. Паттерны используются как самостоятельные элементы в дизайне различ- ных карточек и прочих небольших деталей.

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Такие паттерны используются как отдельные элементы, дополняющие контент и вызываю- щие определенные эмоции у пользователей.
Декоративные детали. Дизайнеры используют различные рисунки как декоративные элемен- ты, способ создания атмосферы на сайте и вов- лечения пользователей в контент.
На изображении ниже мы видим хаотич- но расположенные фотографии продукции и рисунки, созданные с помощью паттернов. Они несут только декоративную функцию, создают особую атмосферу на сайте.

Тема 2
Орнамент и ритм в композиции
Паттерн может использоватся как часть фирменного стиля. Это один из самых часто используемых способов применения паттернов
— позиционирование бренда. Так как размеры рисунка можно изменять, не повредив при этом композицию, паттерны используют не только в вебе, но и графическом дизайне. Например, компания Piep по продаже растений при раз- работке фирменного стиля использует рисунки для создания определенного имиджа, позици- онирования компании на рынке. Паттерн обра- щает на себя меньше внимания, чем, например, логотип, но там неменее запоминается как часть образа компании, задает настроение.