Файл: Специальность 40. 05. 02 Правоохранительная деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти.

Существуют следующие институты административного права:

• принципов государственного управления;

• административно-правового статуса граждан (физических лиц);

• административно-правового статуса органов исполнительной власти;

• государственной и муниципальной службы;

•административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

• административно-правовых режимов;

• форм государственного управления;

• методов государственного управления;

• административной ответственности;

• административного процесса;

• обеспечения законности в государственном управлении;

• административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

• административно-правовых основ управления в сфере экономики;

• административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

• административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Вопрос 5. Субъекты административного права: понятие, виды
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъекты административного права - это лица (индивиды и организации), которые по закону могут быть участниками административно-правовых отношений и носителями административных прав и обязанностей.

Юридическая возможность вступать в административные правоотношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием у них такого правового качества как административная правосубъектность.

Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность и административную дееспособность.

Административная правоспособность — установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.

Признаки административной правоспособности:

– управленческая сущность;

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;


– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане.

Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

Административная правоспособность и административная дееспособность коллективных субъектов (организаций) наступают одновременно. У индивидов право- и дееспособность не совпадают: административная правоспособность наступает с момента рождения, дееспособность полная - с 18 лет, а ограничения и в более раннем возрасте: чаще всего с 16 лет.

Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает три основных элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов. Он устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными актами.

Каждый вид субъектов административного права - индивиды и организации (коллективные субъекты) - обладают своим административно-правовым статусом.

Так, основные полномочия, права и обязанности коллективных субъектов закрепляются в соответствующих нормативных актах, уставах и положениях. В административно-правовом статусе коллективных субъектов также имеются различия. Он зависит от того, является ли коллективный субъект частью государственной администрации или нет, каким видом деятельности он занимается; является ли он самостоятельной единицей или включен в более сложную организационную структуру.

Административно-правовой статус органов государственной администрации определяется их компетенцией, т.е. совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. В число элементов административно-правового статуса государственных органов нередко включают их цели, задачи, функции, получившие юридическое закрепление.



Административно-правовой статус субъектов права может быть общим и специальным. Общий статус включает общие, одинаковые для всех субъектов права и обязанности. Специальный статус также предусматривает одинаковые, но уже для определенной группы субъектов права и обязанности, которые вытекают из закона и не зависят от вступления в конкретные правоотношения (например, статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом, статус субъектов разрешительной системы, статус беженцев и т.д.).

Таким образом, субъект административного права - это лицо (индивид или организация), которое обладает определенным административно-правовым статусом и имеет возможность вступать в административно-правовые отношения по своей воле либо в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой.

Как участники управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, они наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять. Субъекты административного права различаются по своему правовому статусу.

В своей совокупности они образуют определенную систему субъектов административного права, в рамках которой можно выделить такие их разновидности, как:

1. Индивидуальные субъекты:

- граждане;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- специфические индивидуальные субъекты - государственные служащие или должностные лица, действующие как официальные представители государственной власти;

2. Коллективные субъекты - группа людей, являющаяся организацией:

- государственные организации:

- органы исполнительной власти;

- государственные предприятия, учреждения и организации;

3. Негосударственные организации:

- общественные объединения (партии, союзы, движения и т.д.);

- коммерческие организации, предприятия, учреждения;

- органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения, организации.

Рассмотрим более подробно коллективные субъекты административного права.

Под организацией понимаются организованные коллективы людей, возглавляемые своим органом управления и имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Их разновидностями являются коммерческие и некоммерческие организации.


В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственные товарищества и объединения, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Некоммерческими являются организации, не имеющие своей основной целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она служит достижению основной цели, ради которой они созданы.

Предприятие — это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:

- государственные;

- муниципальные;

- находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц;

- образованные на базе смешанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:

- общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);

- предприятия субъектов федерации.

По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:

- промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);

- сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);

- строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);

- транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);

- предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);

- предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);

- жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).


Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:

- по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);

- по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);

- по характеру и сфере деятельности.

По характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:

- образования (школы и иные образовательные учреждения);

- науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);

- культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

- здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

- социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Муниципальные предприятия и учреждения — основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон ''О некоммерческих организациях''» была введена новая организационно-правовая форма юридического лицагосударственная корпорация, под которой признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Это уже подчеркивает особый статус таких организаций и предопределяет их небольшое количество.

Однако анализируемая форма юридического лица практически не применялась нашим государством. До 2007 г. было создано всего лишь две корпорации, одна из которых осуществляет свою деятельность до сих пор — государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». В 2007 г. были созданы государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк»)», Российская корпорация нанотехнологий (ГК «Роснанотех»), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» и на основе реорганизации Федерального агентства по атомной энергии — Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».