Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1673
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
46
К методам педагогического исследования относится изучение и обобщение педагогического
опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики.
Объектом изучения может быть массовый опыт — для выявления ведущих тенденций;
отрицательный опыт — для выявления характерных ошибок и недостатков; передовой опыт
— для выявления и обобщения элементов нового, эффективного в деятельности организаторов образовательно-воспитательного и управленческого процессов.
М. Н. Скаткин выделяет два вида передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.
Педагогическое мастерство состоит в рациональном использовании рекомендаций науки и практики.
Новаторство — это собственные методические находки, новое содержание.
Шкалирование — также один из методов педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды.
Шкалирование дает возможность, например, качества личности изобразить в виде шкалы.
Шкалы могут быть односторонними и двусторонними.
Например, отношение учащихся к умственному труду можно оценить по пятибалльной односторонней шкале:
— 1 — отрицательное,
—2 — равнодушное,
—3 — заинтересованное, —4 — активное, —5 — очень активное.
Отношение к работе можно оценить по трехступенчатой двусторонней шкале:
+ 1 — очень доволен работой +0 — равнодушен
— 1 — недоволен работой
Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называется рейтингом.
Разновидностью шкалирования является метод парного сравнения.
К методам научного исследования относится также метод обобщения независимых
характеристик — предполагает выявление и анализ мнений, полученных от различных людей. Этот метод повышает объективность выводов. Например, изучая личность школьника, исследователь узнает о нем от учителя, классного руководителя, родителей, сверстников и т. д.
Метод педагогического консилиума предполагает коллективное обсуждение и оценивание результатов изучения воспитанников, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку способов преодоления обнаруженных недостатков.
В последние годы все большее распространение получают социометрические методы,
которые позволяют устанавливать социально-психологические взаимоотношения членов какой-либо группы в количественных параметрах. Эти методы дают возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в этой группе, поэтому методы называются также методами структурного анализа коллектива.
Особую группу составляют математические методы и методы статистической
обработки исследовательского материала.
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для
47 теоретических обобщений. Обработка полученных результатов математическими методами по специальным формулам позволяет наглядно отобразить выявленные зависимости в виде графиков, таблиц, диаграмм.
Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Следует сказать, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон педагогического процесса. Для всестороннего изучения применяются методы исследования в совокупности.
4. Структура педагогического исследования
Программа педагогического исследования, как правило, включает ряд этапов.
1-й этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование актуальности исследования, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования.
Формулирование цели исследования и соотнесенных с целью задач.
Педагогическое исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. «Проблема педагогического исследования отражает противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания и незнанием путей, средств и методов их решения»'.
Проблема должна найти отражение в теме исследования. Тема — это лаконичная формулировка проблемы исследования. Сформулировать тему не просто. Ее следует так обозначить, чтобы в ней нашло отражение движение от достигнутого наукой к новому, неизвестному.
1
Полонский В. М. Исследование в педагогике // Российская педагогическая энциклопедия. М.,
1993.
При выборе темы следует иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.
Затем определяется цель исследования. Цель — это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цели научно- исследовательской работы могут быть разнообразны: выявить зависимости, существующие между факторами; определить связи между явлениями; разработать условия для устранения недостатков; раскрыть возможности усовершенствования процесса; охарактеризовать обстоятельства и т. д.
Цель влечет за собой выбор объекта исследования. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект — это то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования — часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются
исследовательские задачи. Задачи конкретизируют цель исследования. Они дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
2-й этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, методов познания, единого замысла, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования.
48
В современных педагогических исследованиях реализуются различные исследовательские подходы:
—системный — раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений;
—комплексный — рассмотрение группы явлений в совокупности;
—целостный — целостное представление объекта, при этом целое не сводится к простой сумме частей;
—личностный — отношение к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия;
—деятельностный — признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельного опосредования межличностных отношений;
—исторический — изучение конкретно-исторического генезиса и развития объекта исследования;
—качественный — установление своеобразия изучаемого явления, его отличия от других явлений;
—количественный — анализ и оценка явлений и процессов в количественных величинах и числах;
—феноменологический — описание наблюдаемых внешне характеристик изучаемого явления;
—сущностный — выявление устойчивых характеристик, внутренних связей, механизмов и движущих сил изучаемого явления
1
В практике научно-педагогических исследований существуют и другие исследовательские подходы.
3-й этап. Построение гипотезы исследования.
Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор давал новое видение или понимание того, что он исследует.
Построение гипотезы является творческим этапом в исследовательской работе, результатом мышления, при котором исследователь создает себе представление о возможных связях между исследуемыми явлениями.
Гипотеза необходима в научной работе, так как:
• дает определенное направление исследовательской деятельности;
• предупреждает расплывчатость работы;
• направляет мысли исследователя и определяет, какие материалы необходимы для работы.
Чтобы правильно построить гипотезу, необходимо обладать широким кругозором в области исследуемой проблемы, быть хорошо знакомым с научной историей и методикой проблемы.
Гипотезы подразделяются на две категории: а) индуктивные; б) дедуктивные.
При индуктивной гипотезе исходят из наблюдения отдельных факторов, на основе которых делают обобщающие выводы, которые должны быть действительными по отношению ко всем явлениям данного вида. Состоятельность гипотезы исследователь должен проверить и доказать с помощью эксперимента.
Основой дедуктивной гипотезы является какое-либо общее положение, на основании которого делаются выводы о связях между отдельными явлениями.
В педагогическом исследовании чаще используется индуктивная гипотеза. Дедуктивная гипотеза может возникнуть на более поздней стадии работы, когда в процессе наблюдений накоплено много материалов.
4-й этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования.
О научных методах исследования, принципах их использования сказано выше. Следует лишь отметить, что на педагогический процесс, его результаты одновременно влияет множество факторов. Это требует исполь-
49
' Смирнов В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002. зования разнообразных взаимодополняющих исследовательских методов и приемов.
В ходе констатирующего эксперимента идет накопление и анализ фактов, всесторонне изучается исходное состояние предмета исследования до проведения преобразующего эксперимента.
5-й этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента. Это основной этап исследования.
Эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
В ходе преобразующего эксперимента изменения вносятся в содержание и ход педагогического процесса, проверяется состоятельность приведенных в гипотезе положений.
6-й этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Обрабатываются результаты наблюдений и экспериментов. Сравнение результатов с использованием математических, статистических методов позволяет определить степень эффективности нововведения. Формулируются выводы, создается теория. Теорией становится фактически всякая доказанная гипотеза, применяемая в различных условиях (если она относится к общим, фундаментальным, а не частным, вопросам).
Оценивается эффективность исследования. Как известно, исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Для фундаментальных исследований основной характеристикой их эффективности является теоретическая актуальность, новизна, концептуальность и доказательность, перспективность и возможность внедрения результатов в практику. При рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую актуальность и значимость, возможность внедрения в практику.
Для разработок ценна новизна, актуальность и эффективность, степень соответствия адресату, ясность изложения.
7-й этап. Выработка практических рекомендаций.
Таковы основные этапы исследования. От правильной последовательности отдельных этапов исследования и их взаимной связи зависят объективные результаты исследовательской работы и успешность оформления научного труда.
Вопросы для самоконтроля
1. Что изучает методология?
2. Охарактеризуйте уровни методологии.
3. Какие методы исследования относятся к эмпирическим, а какие к теоретическим?
4. В чем сущность педагогического наблюдения?
5. Какова логика педагогического исследования, его основные этапы?
Основная литература
1. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учеб. пособие. М.: Логос, 2002.
2. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
3. Краевский В. В. Методология педагогики. Чебоксары, 2001.
Дополнительная литература
1. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для вузов в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М., 2002.
2. Герасимов И. Г. Структура научного исследования. М., 1985.
3. Краевский В. В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика.
50
Волгоград, 2001. ,
4. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М„ 1986.
5. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований. М., 1989.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 43