Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1635

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

89 большинства населения и нездоровая морально-психологическая атмосфера в обществе, в том числе безответственное поведение взрослых. Среди педагогических причин надо назвать такие: перегрузка учебных планов школ и вузов (слишком много дисциплин и аудиторных занятий); мало уроков физкультуры и внеурочных оздоровительных и спортивных занятий; в больших городах часто нет условий проводить уроки физкультуры на воздухе. Все сказанное делает проблему физического воспитания сложной и комплексной.
И тем не менее образовательные учреждения всех уровней, а также учреждения дополнительного образования, общественные, спортивные организации, предприятия, органы федерального и местного управления проводят работу по физическому воспитанию.
Физическое воспитание — это процесс организации оздоровительной и познавательной
деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических
навыков и здорового образа жизни. Физическая культура одна из ценностей общества,
комплекс представлений об идеале, гармонически развитом человеке, знание о единстве тела и
духа и система деятельности по сохранению здоровья, развитию духовных и физических сил.
В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Известны древневосточные и античные учения о гармоническом развитии человека, о духовно-нравственном и физическом совершенствовании человека. На эти традиции опирается физическое воспитание в современных обществах. Для совершенствования теории физического воспитания в современной России важно использовать весь спектр культуры и знаний в этой области: научные теории, народные традиции и культуру, философско-религиозные учения и системы совершенствования человеческого духа и тела. Анализ народного опыта и учений прошлого показывает, что здоровое и гармоническое развитие личности зависит от искусства дыхания, движения, питания и все вместе от сознания человека. '
К задачам и содержанию физического воспитания в школе относятся:
• развитие основных двигательных качеств, умений и навыков;
• обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;
• воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, спортом;
• формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни;
• формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.
Систему физического воспитания в школе составляют физические упражнения, а также знания, приобретаемые в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства физического воспитания включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).
Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки наряду с убеждением, инструкциями, положительным примером взрослых. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима дня в школе и дома.
К сожалению, уроки физкультуры в России носят излишне академический, спортивный характер, т. е. у нас больше искусственных гимнастических упражнений на снарядах. Это имеет отрицательные стороны: не все дети могут выполнить нормы и потому негативно относятся к занятиям; кроме того, на уроке слишком мало времени для активной работы каждого ребенка, если снаряд один на тридцать человек. Более активное использование подвижных, народных и спортивных игр целесообразно на уроках физической культуры.
Большие возможности для физического развития и просвещения детей в области физического самосовершенствования имеет внеучебная работа: ежемесячные дни здоровья для всей школы, кружки, секции, соревнования, туристические походы, прогулки, игры на воздухе и др.
Физическое воспитание, как мы сказали, тесно связано с формированием здорового
образа жизни школьников. Напомним, речь идет о предупреждении, профилактике вредных привычек и поведения, которые оказывают разрушительное воздействие на физическо- физиологическое здоровье и имеют серьезные морально-психологические и социальные


90 последствия. К этим привычкам и поведению, повторим, относятся: курение, употребление алкоголя, наркотиков, ранняя половая жизнь и неразборчивое сексуальное поведение, сексуальная распущенность. Такое поведение ведет к противоправным действиям, к беременности несовершеннолетних и социально незрелых девочек, соответственно к абортам, к оставленным в Доме малютки детям, к заболеваниям, передающимся половым путем. Следовательно, задача школы и общества по формированию здорового образа жизни
— это привитие резко негативного отношения к такому поведению и образу жизни, его категорического неприятия и одновременно утверждение в сознании молодежи социально одобряемых ценностей и Поведения, не вредящего здоровью.
Средняя школа, образовательные учреждения могут проводить такую работу, но при помощи специалистов, при наличии соответствующей системы и подготовки учителей.
Предупреждать названные отклонения в поведении учащихся учителя могут в процессе преподавания почти всех предметов: на уроках ботаники, биологии, анатомии, химии, физики и даже математики, с одной стороны; на уроках литературы, истории, права, об- ществоведения, музыки, физкультуры, безопасности жизни, с другой стороны. Задача учителей в том, чтобы дать информацию о «саморазрушительном поведении», о средствах,
«вызывающих химическую зависимость», сформировать способность к самоконтролю, способствовать интериоризации социально одобряемых ценностей и индивидуально приемлемых норм поведения.
Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. На Западе имеются многочисленные курсы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. В России был некоторое время предмет «Этика и психология семейной жизни», который отчасти выполнял задачи формирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Основой формирования здорового образа жизни в деятельности учителей должны быть глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали. Содержание такого обучения и воспитания не должно сводиться к «анти», т. е. к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармонической и счастливой жизни каждого. Учителя должны использовать все средства просвещения и пропаганды: не только лекции и объяснения, но и наглядные пособия, аудиовизуальные материалы, дискуссии, игры, в том числе и личное влияние, пример. Учителя не должны курить не говоря уже об алкоголе и наркотиках. Школьные психологи и учителя могут проводить тренинги по выработке поведения, сохраняющего здоровье и способствующего личностному росту.
Во внеурочной работе школы также имеются значительные возможности для антиотравляющего воспитания, для предупреждения губительного поведения подростков.
Главным условием такой работы, помимо пропаганды и просвещения, является создание условий для альтернативного поведения, свободного от вредных модных увлечений, от зависимости. Имеется в виду главный закон воспитания — воспитывать, вовлекая в деятель- ность. Лучшее, что может сделать школа, — организовать интересную и содержательную жизнь детей и подростков, предоставить возможности для разнообразных занятий: познавательных, исследовательских, художественных, технических, спортивных и др.
Конечно, в этом школа должна тесно сотрудничать с общественными организациями и государственными учреждениями, а также обучать и привлекать родителей.
Особого внимания в проблеме формирования здорового образа жизни требует половое
воспитание — система воспитательной и просветительской работы в целях формирования
полового поведения, отвечающего нормам общества, и подготовки к семейной жизни.
Проблема полового воспитания является комплексной и сложной в силу ряда социокультурных и педагогических факторов, общей либерализации жизни, и в частности из- за сексуальной революции. Главные тревожащие проявления остроты и сложности проблемы таковы: снижение моральных требований в отношениях полов, пропаганда полной свободы полового поведения, кризис семейных отношений, внебрачная беременность несовер- шеннолетних, венерические заболевания, преступления на сексуальной почве, проституция.
Названным определяются задачи полового воспитания:
• формирование полоролевой идентификации мужского и женского поведения;
• формирование психосексуальной и моральной культуры поведения в соответствии с нормами национальной культуры;
• подготовка к ответственному супружеству и родительству.
Также важно сформировать сознание связи сексуального поведения со здоровым образом жизни, со свободой от разрушающих здоровье и личность привычек.


91
Решая эти задачи, школа, во-первых, может и должна обучать, просвещать и, во-вторых, воздействовать на поведение, воспитывать. Для этого, считают специалисты, недостаточно общеобразовательных предметов, необходимы программы по половому просвещению и воспитанию всех детей школьного возраста. Такие программы имеются в школах многих стран мира, есть они и в России (см. Д. В. Колесов, В. Е. Каган). Пока проводились и проводятся экспериментальные занятия по ним, и результаты оцениваются неоднозначно.
Есть много проблем по содержанию информации, по срокам сексуального просвещения
(возраст детей), по подготовке учителей к проведению занятий, наконец, по отношению к этим программам общества.
В 1995 г. Министерство образования ввело в ряде школ экспериментальные курсы полового просвещения, что привело к скандалу и отступлению его сторонников. По мнению большинства специалистов и общественности, методология, содержание и методика программы, рекомендованной министерством, не могут быть принятыми в российских школах. Программа не просвещает, а развращает, стимулирует сексуальную активность детей и подростков, провоцирует раннюю половую жизнь, иначе говоря, дает обратный ожидаемому результат. Дело в том, что в науке имеются три модели полового просвещения: либеральная, ограничительная, и демократическая. Отвергнутая программа была либеральной, что означает: можно сообщать всю информацию и без всяких моральных оценок. /Тогда дети узнают не только то, в чем они действительно нуждаются и что* будет служить их правильной половой социализации, но и вообще все о сексуальной жизни людей, в том числе о, мягко сказать, нестандартных ее формах. При этом им объясняется, что все формы и пути одинаково хороши.
Ограничительно-охранительная модель полового просвещения предполагает: чем меньше информации, тем лучше; есть определенное поведение в отношениях полов, ему надо следовать. Согласно демократической модели полового воспитания молодежи следует сообщать только то, что требуется знать в каждом возрасте, обосновывать нормы поведения, убеждать, предоставлять выбор и одновременно формировать чувство ответственности за свое поведение
1
Половым просвещением в школе должны заниматься специалисты, учителя же и родители должны заниматься в первую очередь нравственным воспитанием детей, так как сексуальное просвещение, равно и занятия физическими упражнениями, спортом, вне морально-психологического и социального контекста дают скорее негативные результаты.
Таким образом, мы пришли к началу — нравственному и гражданскому воспитанию, ибо нездоровые привычки и поведение ведут к нарушению нравственных норм, к девиантному
(отклоняющемуся) поведению, а дальше и к правонарушениям. Необходимо единство всех направлений воспитания, комплексный подход к организации воспитательной работы в системе образования и в обществе. Вместе с тем анализ проблем в воспитании, обзор главных социальных ценностей, составляющих основу содержания воспитания, позволяет уяснить педагогам, родителям и всем членам общества, ответственным гражданам страны актуальность конкретных воспитательных задач и пути их решения школой.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   43

Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте значение слов «содержание воспитания» и подходы к нему.
2. Опишите задачи и пути решения нравственного и эстетического воспитания школьников.
3. Назовите проблемы в гражданском воспитании подростков, охарактеризуйте формирование политической и правовой культуры.
4. Опишите особенности трудового воспитания современных подростков и возможности их профессиональной ориентации.
В чем состоят проблемы физического воспитания, формирования здорового образа жизни подростков?
Основная литература
1. Газман О. С, Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы массного руководителя. М., 1992.
2. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
3. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьников. М., 2002.
Дополнительная литература
1. Кулъневич С. В., Лакодекина Т. П. Воспитательная работа в современной школе.

92
Воспитание: от формирования к развитию. М., Ростов-на-Дону, 2001.
2. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаевича. М.,
1994.
3. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.
4. Крылова Н. Б. Культурология образования. М., 2000.
5. Шнекендорф 3. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 2001.

93
Г
ЛАВА
8. М
ЕТОДЫ
,
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ВСОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
...Отдельное средство всегда может быть положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармони- чески организованных.
А. С. Макаренко
1. Понятие о методах воспитания.
2. Классификация методов воспитания.
3. Характеристика методов воспитания.
4. Средства воспитания.
5. Формы воспитания.
Базовые понятия: методы воспитания, средства воспитания, формы воспитания, метод убеждения, метод упражнения, классный час, классное собрание.
1. Понятие о методах воспитания
До сих пор речь шла об общей характеристике процесса воспитания, его целях и содержании, теперь следует выяснить пути и средства достижения результатов, помня общую схему любого процесса: цель, средства, результат. Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи, проще говоря, занимаются с детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т. д. — словом, тогда они, педагоги, думают о методах воспитания.
Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной
деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность воспитанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. Поэтому метод воспитания определяют еще и как способ педагогического воздействия на ребенка. Например, И. Ф.
Харламов пишет, что методы воспитания — это совокупность способов и приемов
воспитательной работы для развития потребностно мотивационной сферы и сознания
учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования'.
Видимо, мы не должны связывать со словом «воздействие» что-то опасное для ребенка, нечто авторитарное и насильственное.
Да, профессиональный педагог воздействует на воспитанников, и притом главным образом организуя различные виды развивающей деятельности, общение, интересную содержательную жизнь детей и работающих с ними взрослых. При этом в разнообразной воспитательной работе с детьми педагог может и жестко потребовать подчинения принятым нормам поведения, и страстно убеждать, спорить, доказывать свою правоту, и вести за собой своим собственным примером, и осудить неверное поведение, поступок ученика. Мы назвали здесь почти все наиболее известные методы воспитания, точнее, внеурочной воспитательной работы с детьми в образовательных учреждениях: вовлечение в деятельность (упражнение), убеждение, пример, требование, наказание.
Уточним, что специалисты различают методы воспитания и методы внеурочной воспитательной работы. Вслед за Ю. К. Бабанским ряд ученых рассматривают обучение и воспитание как единый процесс — целостный педагогический процесс, справедливо считая, что нет обучения без воспитания. Поэтому предлагается и единая система методов целостного педагогического процесса, куда входят методы обучения и методы воспитания, которые тра- диционно анализируются отдельно в дидактике и в теории воспитания
2
. Для объединения методов есть определенные основания, хотя эти же специалисты, говоря о процессе воспитания, все же характеризуют методы воспитания как специфические, отличные от обучения методы. При этом подчеркивается, что их лучше называть методами внеурочной воспитательной работы, которую ведут образовательные и воспитательные учреждения.
Учитывая эту близость методов обучения и воспитания, мы в духе традиции рассматриваем методы воспитания отдельно, соглашаясь с тем, что они используются педагогом в учебной и во внеурочной работе с детьми.


94
В науке, кроме методов воспитания, имеется еще ряд понятий, характеризующих организационно-процессуальную часть воспитания, а именно: Прием воспитания, средства,
формы воспитания, а также технология воспитания и техника, точнее, педагогическая техника. Все эти понятия не слишком хорошо различимы в педагогической науке, тем не менее мы должны представлять границы между ними.
Прием воспитания обычно характеризуют как составную часть метода, подчиненную ему,
входящую в его структуру и употребляемую в конкретной ситуации. В педагогической литературе часто указываются при этом разные частные варианты метода. Например, метод поощрения реализуется в приемах: похвала, благодарность перед классом, награждение на общем собрании. Иначе говоря, проводить воспитательную беседу, поощрять, наказывать, организовывать праздник можно по-разному. Например, можно создать эмоциональный настрой с помощью музыки при проведении беседы с учениками; перейти на «вы» с учеником и назвать его полным именем с фамилией, когда надо сделать строгое замечание.
Или вот классический прием: поручить трудному ученику, нарушителю порядка, какое-либо дело, выполняя которое ученик вынужден вести себя иначе.
Из примеров видно, что прием, с одной стороны, сливается с методом, а с другой стороны — с технологией воспитания и педагогической техникой. Педагогическая
технология (в воспитательной работе) — это система последовательных и конкретных
действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации
воспитательной работы с детьми. Иногда педагогическую технологию как научно разработанную систему действий необоснованно сближают с педагогической техникой, по существу, подменяют технологию техникой.
Педагогическая техника — это комплекс умений педагога владеть собой, своим
эмоциональным внутренним состоянием и внешним поведением и воздействовать на учеников
этими профессионально-личностными средствами. К психотехническим умениям педагога относятся техника и культура речи, общения, мимика и пантомимика, умение психофизической регуляции. Можно сказать, что речь идет о личности учителя, о профессиональном индивидуальном стиле работы педагога, его профессиональном поведении, мастерстве. Вопросы технологии и техники воспитания не всеми понимаются однозначно, здесь нам важно по возможности отличить их от методов воспитания, указав в то же время на связь между объективным научным содержанием слова «метод воспитания» — характер разнообразных действий воспитателя — и личностью педагога, использующего тот или иной метод. Личность педагога во всей ее сложности и своеобразии, а также его профессиональная техника часто имеют решающую роль в выборе и реализации метода воспитания. Что получается у одного, может не получиться другого.
К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования
личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Некоторые специалисты считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.
Праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т. д. — это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств: беседа, дискуссия, конференция отнесены к методам убеждения, направленным на формирование знаний и взглядов воспитанников. Приходится мириться с тем, что в науке довольно нечетко разделяются названные понятия. Тем не менее методы — одна из основных категорий воспитания — характеризуют деятельностную сторону воспитательного процесса. Знание педагогом общей теории, сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.
Характеризуя методы воспитания, некоторые ученые говорят о структуре метода, выделяя в ней задачу, деятельность воспитателя, деятельность детей, результаты. Но это, скорее, представляет основные компоненты процесса воспитания. Если помнить определение метода, то в нем отражен способ и состав действий, операций воспитателя и учеников.
Действия педагога носят инициирующий характер, побуждают учеников к соответствующим действиям. Действия учеников реактивны, отвечают на действия воспитателя. Эта несколько упрощенная схема все же показывает метод как взаимодействие. В реальности ученики, особенно развитые коллективы, осуществляют педагогически целесообразные, воспитывающие действия по отношению к себе, товарищам и даже учителю.