Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1631
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
79
Какова природа морали и почему надо поступать нравственно? Ответы на эти вопросы составляют основу нравственного воспитания.
Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.
Мораль — одна из форм общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль — это совокупность правил, норм,
принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам
и друг другу. В отличие от правовых нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в сознании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».
Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.
Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.
В зависимости от мотивов нравственного поведения и от места контроля над ним выделяют уровни нравственного развития. Л. Кольберг (США) экспериментально проверял доморальный, конвенциональный и автономный уровни нравственности, которые различаются по мотивам и внешнему или внутреннему контролю морального поведения человека. Доморальный уровень: ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания — внешний контроль. На конвенциональном уровне со- блюдение морали состоит в подчинении требованиям общества, чтобы сохранить себя, успешно жить в мире с другими — это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный.
На третьем, автономном уровне морального развития человек добровольно следует моральным нормам, которые становятся его жизненными принципами, и он следует им, даже если это угрожает его жизни, — это внутренний контроль нравственного поведения.
Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства — оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или от- рицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала — это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.
Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, положительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание —
это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных
знаний, чувств и оценок, правильного поведения.
Социальным же аспектом содержания нравственного воспитания являются нормы и принципы морали, принятые в обществе. Какие же моральные ценности должны составлять содержание нравственного воспитания в системе образования, семье, обществе? С одной стороны, все просто: каждая семья, народ передает молодежи те ценности, которые усвоили от предшествующего поколения. С другой стороны, жизнь в мире и в России стремительно меняется — меняется и мораль. Этические нормы отражают- ся в политических решениях, в культурной, социальной, образовательной политике и практике и в определенном смысле регулируются социальными институтами.
80
В развитых странах мира принята этика прав человека, современный гуманизм, приоритет личности. Это имеет противоречивое значение. Да, человек — высшая ценность, и общество должно обеспечить его полноценное существование и развитие природных задатков. С другой стороны, этот приоритет трактуется как абсолютный и ведет к полному освобождению личности от всяких моральных обязательств, что и доказывается историей и современной жизнью: сексуальная революция, рок-культура, преступность, наркомания, терроризм, разгул насилия на бытовом и государственном уровнях, война цивилизаций. В
Европе, начиная с эпохи Возрождения, происходит процесс секуляризации жизни человека и общества — освобождение от влияния церкви и христианской морали на духовную, умственную, художественную, практическую жизнь человека. Это привело и к отделению школы от церкви, значит, к разделению религиозного и светского воспитания.
В XX и наступившем XXI в. люди доказывали и доказывает, что могут пренебрегать традиционными, религиозными и новыми, гуманистическими, ценностями.
Тем не менее современный мир нуждается в моральных нормах и придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следующие:
1) гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать;
2) вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам;
3) воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным;
4) ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения;
5) уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение;
6) честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом;
7) сдержанность в половой жизни, готовность к самоограничению, умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.
Это не моральный кодекс гражданина России, но это основные нравственные нормы, которые могут быть основой воспитательной работы в школе, семье, обществе.
Кроме либерально-гуманистической морали, в современном обществе продолжает иметь влияние религиозная, в частности христианская, нравственность. Философы, социологи, педагоги, ориентирующиеся на религию в деле воспитания, связывают с церковью возможность в рамках традиционной морали удержать молодежь от сексуальной распущенности, преступности, насилия, наркотиков. По их мнению, светская гуманисти- ческая мораль не может быть опорой в жизни, ее принципы относительны и условны, нравственный закон не абсолютен, если он не исходит от Бога. Христианские философы- моралисты и педагоги считают, что подлинная мораль, абсолютные нравственные законы даны человеку Богом, освящены высшей могучей, сакральной силой. Это предполагает не просто нравственное воспитание, но духовную жизнь, опыт, т. е. познание Бога через молитву, смирение, доброделание, и как результат — спасение души. Духовная, божественная природа морали для религиозно ориентированных педагогов является несомненной, и в этом они видят основу нравственного воспитания и преграду для нравственного падения и цинизма.
В России уже выходит журнал «Духовно-нравственное воспитание», составлена программа и учебники по основам православия для школ. Однако, во-первых, преподавание христианской морали в школе противоречит закону и встречает противодействие общественности; во-вторых, усвоение христианской нравственности невозможно без веры, церкви, духовного опыта и принятия всего христианского мировоззрения. В-третьих, несмотря на привлекательность этого пути, на двухтысячелетнюю историю христианства, на великую силу христианского идеала, человечество все же идет путем науки, на основе рационального объяснения мира, на основе другого, научного, мировоззрения. И вряд ли русская система воспитания должна быть православной, несмотря на возрождение русской церкви.
Какими средствами решения задач нравственного воспитания располагает система образования, средняя школа России? Это прежде всего процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории, обществознания и др. Школы могут
81 ввести специальные уроки морали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопро- сам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.
Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе способствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном: что есть жизнь, человек, бог, природа... — тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше. Научные ответы на подобные «вечные» вопросы принято считать мировоззрением.
Мировоззрение — система философских, научных, социально-политических, нравственных,
эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину
мира и определяют направленность его деятельности. Психология рассматривает мировоззрение как часть направленности личности. Оно является результатом воспитания.
Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире как достоверные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убеждений являются научные знания. Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учеников, их опыт, приобретаемый в общении и жизни. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.
Закон РФ «Об образовании» говорит, что содержание образования должно обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п. 2). Там же сказано, что содержание образования должно «... учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст. 14, п. 4). Можно видеть, Нм, что политики и педагоги неопределенно высказываются о том, какое именно мировоззрение должна формировать государственная школа. Педагогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи. В советский период развития
России диалектико-материалистические теории о природе, обществе, человеке, познании.
Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям. В конфессиональных школах России формируется, как правило, религиозное мировоззрение.
В современных условиях при формировании мировоззренческих
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 43
и нравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, принимать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределения личности, т. е. обеспечивать свободный выбор и ответственность за свои решения и действия.
Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.
3. Гражданское воспитание молодежи
Одной из важнейших сторон воспитания в школе и обществе является воспитание гражданина — члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем. Гражданское воспитание — это
система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а
именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры
межнациональных отношений. Политика, гражданственность, патриотизм, право тесно связаны друг с другом, разберемся по порядку.
82
Политика — сфера деятельности, регулирующая отношения власти и групп людей,
отдельного человека, искусство управления государством, в том числе с помощью свода
законов, т. е. права. Это касается каждого, поэтому необходимо, чтобы выпускники образовательных учреждений обладали гражданским сознанием, политической и правовой культурой. Перечень понятий, передающих содержание гражданской культуры, обширен, приведем некоторые из них: гражданственность, гражданство, гражданское общество, гражданское поведение, государство, власть, демократия, права и свободы человека, правовое государство и многие другие.
В психологической структуре гражданской культуры выделены три элемента: знания, оценки-отношения, поведение. Это значит, что сюда входят знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны.
Это определяет и задачи гражданского воспитания.
Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нем, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской неполитической активности молодежи, стремлению подростков участвовать в жизни страны. Для решения этих задач у образовательных учреждений имеются различные средства, это прежде всего уроки по общественным дисциплинам: граждановедению, истории, обществознанию. Сегодня в школах имеется много различных учебников, пособий, программ по этим и другим дисциплинам.
Изучать разные аспекты работы власти, общественных организаций, судов, других правовых инстанций можно, приводя школьников и студентов в политические, властные, юридические учреждения. Редко, но все же учителя практикуют такие средства воспитания, как экскурсии в местный орган управления, в детскую комнату милиции, в места заключения для несовершеннолетних нарушителей закона и пр. Эффективным средством формирования гражданской культуры является вовлечение учащихся в об- щественную жизнь, когда ученики вместе с учителями участвуют в политических или общественных акциях.
Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а также организация самоуправления учащихся образовательного учреждения. Самоуправление учащихся и студентов можно считать отличной школой гражданской активности, при условии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоорганизацию учащихся в фарс.
Определим место патриотизма в гражданском воспитании, отношение гражданственности и патриотизма. Воспитание патриотизма — традиционная для отечественной педагогики и школы задача. Патриотизм — это «нравственный и
политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к
Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать
интересы Родины»
1
. Следовательно, содержанием работы по воспитанию патриотизма в школе является изучение школьниками истории, культуры своей страны, деятельность по сохранению культуры своего народа.
Вместе с тем быть патриотом — значит не только хранить «любовь к отеческим гробам», знать и оберегать свою культуру, язык. Патриотом является и тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с народом, а порой и против него, как это делал А. Сахаров и др. Еще М.
Лермонтов называл свою любовь к Отчизне странной, потому что ненавидел в ней «страну рабов, страну господ». Заметьте, что это уже гражданское мужество, чувство и поведение гражданина — сказать горькие слова о Родине и стремиться сделать жизнь ее лучше. Так сближаются понятия «патриот» и «гражданин», границу между ними во многих ситуациях трудно провести, здесь кроется острота проблемы. В России и сегодня действуют различные национал-патриотические, фашиствующие движения и объединения. Их идеология, патриотизм отличаются ненавистью ко всему неродному и агрессией, которая угрожает общественной стабильности. Известно, что их взрослые руководители активно вовлекают школьников в свои ряды, «проводя» таким образом вместо школы патриотическое и гражданское воспитание.
Поэтому задача школы —- разъяснить суть патриотизма, патриотических чувств и поведения, удержать от шовинизма, ненависти ко всякой другой культуре, народу. К сожалению, в советский период патриотическое воспитание понимали только как военно- патриотическое и как восхваление партии и правительства. Воспитание патриотов не
83 должно сводиться к военному воспитанию, надо воспитывать патриота-гражданина — человека, способного и защитить Родину, и быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее прогрессу, ее народу жить лучше.
Как мы сказали, составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры. Правовая культура — это знания о правовой системе страны, основных
юридических норм, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным
гражданином Отечества. Основной задачей правового воспитания является формирование правовой грамотности подростков и молодежи: они должны знать, что существуют законы и правовые нормы и что нарушение этих норм ведет к юридической ответственности. Поэтому в семье, в школе, в СМИ подростков следует знакомить не только вообще с законами, но обязательно с теми правовыми нормами, которые они чаще всего нарушают.
Школа, другие образовательные учреждения дают необходимые правовые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Учащиеся по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обществе, свои обязанности в классе, учатся подчиняться школьным правилам, требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю. Конечно, чем лучше поставлена учебно- воспитательная работа учреждения, тем выше правовая культура учеников. И учителя, и их ученики должны знать, что гражданская и правовая сознательность и ответственность тесно связаны с нравственностью: нарушение правовых норм чаще всего происходит на фоне неблагополучного нравственного развития, является следующей ступенью после нарушения нравственных норм.
Осуществляя правовое воспитание, учителя и воспитатели, родители, общественность должны осознавать сложность и остроту проблемы, которую можно назвать двумя словами: молодежная преступность. За этими словами стоит комплекс не только педагогических проблем. Нравственно-правовая ситуация с молодежью находит свое выражение в целом ряде явлений современной жизни молодежи во всем мире, равно как и в России: это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода эксцессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных хулиганов. Есть более
«мягкие» формы отклоняющегося поведения: уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в мир игры, фантазий, так сказать, в безответственное детство. Крайняя форма ухода от общества по тем или иным мотивам — самоубийство. Все это проблемы не для узко «школьного педагога». Эти проблемы составляют предмет забот социально-экономической и культурной политики, они требуют серьезных социальных программ, расширения и улучшения деятельности социальных педагогов и работников, хотя ответственность школы за формирование гражданской культуры молодежи тут тоже имеется.
4. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся
Трудовое воспитание в школе, семье, в обществе — это система формирования работника,
человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет
работать в избранной специальности. Это процесс формирования трудовых навыков и нравственных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др. Надо добавить, что работник должен обладать гибким экономическим мышлением, чтобы найти свое место в мире труда в наше время, когда почти каждый вынужден менять род занятий даже не один раз в жизни. Современная социально-экономическая ситуация в России сделала реальностью для всех слова: рыночная экономика, безработица, профессиональная подготовка и переподготовка, карьера. Это заставляет педагогическую науку и практику по-новому ставить вопрос о трудовой и профессиональной подготовке в общеобразова- тельной и профессиональной школе.
Задача школы, семьи и общества — подготовить каждого выпускника к успешной адаптации, к тому, чтобы он нашел свое место в жизни, в том числе благодаря работе, которая доставит ему моральное и материальное удовлетворение. Можно пояснить это цепочкой: учение — труд — профессия. Современная педагогика итогом обучения в школе считает жизненное и профессиональное самоопределение. Понятно, что жизненное самоопределение не ограничивается выбором профессии, но в этом процессе социального и психологического становления личности играет большую роль выбор профессии, что происходит обычно в старших классах. Профессиональное самоопределение зависит от общих взглядов, развития, установок старшеклассника, от многих других факторов, в том числе от помощи службы профессиональной ориентации.
Одним из факторов в решении проблем профессиональной ориентации и дальнейшей социализации выпускников школы является труд школьников, трудовое обучение и