Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1636
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
84 воспитание в педагогическом процессе. Труд является и педагогической ценностью, и педагогическим средством. Идея включения труда в учебный процесс зародилась еще в
XVII—XVIII вв., развивалась в XIX в., трудовое обучение как часть образовательного процесса стало почти везде обязательным в XX в. Советская школа строилась на принципе связи обучения с трудом учащихся, она называлась единой трудовой школой, а затем и политехнической, и в ней были и есть уроки трудового и профессионального обучения. На этих уроках ученики начальных и средних классов получают навыки работы с бумагой, тканями, деревом, металлом, знакомятся с бытовой электротехникой, домоводством. Стар- шеклассники получают начальные знания и умения по ряду профессий, состав которых зависит от возможностей школы и базовых предприятий: автодело, делопроизводство, машинопись, компьютер, модельер, парикмахер и др. В школах, кроме того, имеются программы и учебники по технологии современного производства.
Психолого-педагогическими исследованиями показано значение труда в развитии и воспитании ребенка, выявлена экспериментально связь физической, двигательной активности и интеллектуального, психоэмоционального развития даже в самом раннем возрасте. Глубоко понимал значение труда в психическом, умственном и нравственном развитии человека еще много лет назад великий К. Ушинский. Он писал, что труд — «такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека», которая ведет его к достижению «истинно человеческой цели в жизни» (Педаг. соч.: В 6 т. М., 1988.
Т. 2. С. 11).
Кроме уроков труда в школе, сложились такие виды труда учащихся: труд по самообслуживанию (бытовой труд), общественно полезный труд, производительный труд.
Надо помнить, что основной труд школьника умственный, учебный, и этому труду школа тоже обучает детей с первого класса. Производительный труд учащихся (работа по производству реального продукта, товара) не всегда имела и имеет место. Это вообще спорный вопрос, должны ли дети, подростки учиться и работать. В советской практике был отличный опыт А. Макаренко по организации производительного труда учащихся. В 60—70- е гг. были ученические бригады и даже заводы для школьников. Вряд ли сегодня это можно оценить однозначно. Правильно думать, что привлечение учащихся к производительному труду должно быть подчинено исключительно целям их воспитания, обучения и развития. Педагоги должны также знать, что часть школьников работает сегодня
во время учебы и летом, муниципальные органы создают рабочие места для них, и этот свободный труд подростков, очевидно, как-то меняет их сознание, отношение к жизни, влияет на развитие, социальное становление. В учебно-воспитательной деятельности школ это явление пока мало учитывается.
В настоящее время в условиях рыночной экономики система образования, школа осуществляют и экономическое воспитание учащихся, которое тесно связано с трудовым.
Для экономической подготовки юношества разработаны программы, учебные пособия.
Школьники должны не только знать элементарные основы экономической жизни общества, но и приобрести навыки экономического мышления, целесообразного личного эконо- мического поведения. Уже в школе нужно учить умению рационально решать вопросы о доходах и расходах, об экономике семьи школьника; учить умению рассчитывать экономическую сторону его ближайшей и отдаленной жизни, сознательно выбирать нужный для этого образовательный и профессиональный путь, делать карьеру. Необходимо давать знания о сущности и динамике экономических процессов в стране и мире.
Экономические знания и поведение человека связаны с социальным, нравственным развитием, поэтому задачей экономического воспитания является формирование у школьников стремления активно участвовать в трудовой и экономической жизни своей страны. Средства массовой информации внушают молодежи: «Бери от жизни все» — и не говорят, что надо много работать, чтобы хорошо жить. В развитых странах мира люди много работают, производительность труда в США значительно выше, чем в Европе, тем более в России. Мысль о необходимости много работать, чтобы много получать, еще очень слабо усвоена молодежью, и это составляет педагогическую проблему.
Но вопрос не только в этом. Есть проблема мотивации труда, соотношения содержания работы и вознаграждения за труд и связанные с этим варианты экономического поведения и жизненные установки, стратегии. Согласно прагматической экономической стратегии работа — только источник материального благополучия: здесь есть ориентация на зарплату независимо от содержания работы. Молодежь с таким поведением легче вписывается в рыночную экономику. Согласно второй стратегии (можно сказать, профессиональной) важно содержание труда: работа служит реализации способностей, развитию, росту личности. Таким людям трудно найти место в рыночных отношениях.
Третью стратегию, тип экономического поведения, можно назвать безразличной: все равно что делать, лучше вовсе не работать. Так пишут специалисты по проблемам молодежи
1
Они полагают, что в зависимости от типа экономического поведения складываются два
85
«основных модуса жизни». Один, ориентированный на труд как на ценность и условие реализации личности, другой — на внетрудовые ценности (семья, материальные блага).
Как видит читатель, вопросы труда, экономики, воспитания, морали очень тесно связаны. Чтобы частично облегчить молодежи вхождение в мир труда, в обществе создана служба профессиональной ориентации. Составной частью трудового и
экономического воспитания является профессиональная ориентация — процесс оказания
помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и
рынком труда. Система профориентации включает в себя следующие компоненты:
• профессиональное просвещение — ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения;
• профессиональная диагностика — изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть медицинской, социально- психологической, педагогической;
• профессиональная консультация — выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению;
• профессиональный отбор — выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии;
• профессиональная адаптация — процесс приспособления молодых людей к требованиям профессии и условиям производства.
Специальную деятельность по профориентации проводят центры профессиональной ориентации, где работают специалисты. В профориента ционной .работе имеются два подхода — адаптационный и развивающий. Первый состоит в подборе профессии ученику по его наличным возможностям, обнаруженным в учебных достижениях и с помощью диагностических методик. Второй подход предлагает развивать ученика, обеспечить условия для разностороннего развития и готовить его к самостоятельному выбору спектра специальностей. Российская школа ориентируется на второй подход и в определенной мере проводит профориентационную работу, цель которой — профессиональное самоопределение учащихся. Она конкретизируется в следующих задачах: помощь в изучении мира профессий, производства; руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения; изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.
Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности, в учебно- производственных комбинатах силами учителей, врачей, психологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры.
Итогом профессиональной ориентации является
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 43
профессиональное самоопределение
учащихся, понимаемое полностью как состояние готовности выпускника к реальному и
осознанному выбору профессии. Показатели готовности к выбору профессии: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специально- сти, наличие общих трудовых навыков.
5. Эстетическое воспитание школьников
Спорят ли о вкусах, читатель? Да, спорят. Эстетические вкусы, ценности, идеалы, культура толпы, массовая культура, получившая огромное распространение в XX в., обсуждается и осуждается, подвергается резкой критике со стороны ученых, интеллигенции, представителей, так сказать, высокой культуры. Проблема в том, что в XX в. начался и продолжается, как считают культурологи, социологи и другие специалисты, кризис культуры вообще и эстетической культуры, искусства, в частности. Он состоит в том, что искусство, основной носитель, агент формирования эстетической культуры, превратилось в товар.
Ценность произведения искусства измеряется его способностью развлекать и быть проданным, тогда как в прошлом искусство прежде всего ценилось за способность возвышать, облагораживать людей, за то, что оно вызывало высокие чувства, служило средством познания жизни. Согласно эстетической теории восприятие прекрасного, искус- ство — способ отражения и познания мира человеком через эстетическое переживание, эмоции. Состояние духовного, эмоционального потрясения, нравственного очищения и возвышения зрителя античной трагедии греки назвали катарсисом.
О кризисе искусства блестяще писал великий социолог П. Сорокин еще в 30-е гг. прошедшего столетия. Искусство «... вынуждено фактически пренебрегать всеми религиозными и моральными ценностями, так как они редко бывают
86
«развлекательными» и «забавными»... Из царства абсолютных ценностей оно опускается до уровня производства ценностей товарных... Искусство становится лишь приложением к рекламе кофе, лекарств, бензина, жвачки и им подобных»'.
Внешнее выражение кризис культуры находит в таком явлении, как массовая культура, в которой художественная, эстетическая продукция, товар, живут по законам спроса и предложения. Массовая культура проникла во все виды искусства: литературу, кино, музыку, театр, изобразительное искусство. Массовый потребитель ценит в искусстве детектив, любовный роман, мюзикл, комикс, эстраду, шлягер — все то, что приятно развлекает и на языке подростков, не «грузит», т. е. не заставляет напрягаться умственно и эмоционально. Чтобы всегда отвечать спросу, продукция массовой культуры должна захватывать внимание, интерес потребителя. Для этого современная массовая культура все более изощряется, играет на низких чувствах зрителя: все больше насилия, патологии, эротики, точнее порнографии, мистики — словом, хорошо все то, что, опять-таки на языке этой культуры, «цепляет», т. е. заинтересовывает, заставляет смотреть тот или иной канал
ТВ.
Наряду с массовой культурой существует молодежная субкультура, которая имеет много общего с первой, но и отличается от нее. Трудно отделить, да, вероятно, и не надо, эстетические вопросы в культуре от нравственных, социальных, гражданских, правовых.
Более всего нравственные и эстетические вкусы и ценности молодежи проявляются в моде, внешнем облике, в поведении и общении (дружеском и публичном), в музыкальных пристрастиях, во времяпрепровождении, образе жизни.
Все это видно всем нам в повседневной жизни и в СМИ, приведем только несколько деталей. Внешний облик представителей разных групп, неформальных направлений нарочито антиэстетичен, рассчитан на эпатаж, на конфликт, на устрашение: крашеные гребни волос, металл на кожаной одежде и он же на лице, голове, животе и прочих местах; одежда большого размера и иллюзорно огромного размера; бритая голова, камуфляж, тяже- лые ботинки и т. д. Эстетичным считается стоять в кругу с пивом, сигаретами и сплевывать в центр. Все знают, что такое диско-клуб, куда ходят средние и старшие школьники: оглушительная музыка и специфический свет, алкоголь, наркотики, дух агрессии и секса.
Социологи изучали ценности, отраженные в текстах рок-музыки (не говорим уже о самой атмосфере рок-концерта). Первая ценность — сама музыка и уход от жизни:
«металлический рай», «тяжелый нектар», сны, ирреальное, алкоголь, наркотики, секс.
Второй комплекс ценностей — агрессия, черный юмор, цинизм, вандализм, насилие, ненависть. Ярко выражены также мотивы смерти, самоубийства, одиночества, страха, гибели
2
Для взрослых, которые думают о настоящем и будущем жизни людей на земле, такая эстетика и мораль, мягко сказать, неприемлемы. Есть, однако, взрослые, которые молодежную эстетику в моде, музыке, образе жизни, поведении поддерживают и поощряют, потому что делают на этом деньги. Эти люди всегда видны на телеэкране, их занятие так и называется — шоу-бизнес. К сожалению, это явление — эксплуатация подростковой незрелости — подтверждает сказанное выше: главное — продать. Происходит ком- мерциализация и дегуманизация искусства, культуры и самой жизни. Это тот фон или та среда, в которой школа, система образования, родители и само общество должны решать вопросы эстетического воспитания детей и подростков, это является предметом тревоги, проблемой для тех, кто занимается воспитанием.
Что же может сделать школа, другие социальные институты и ты, читатель, в области эстетического воспитания? Общий ответ такой. Несмотря на тяжесть проблемы, школа должна делать свое дело: передавать, прививать культурные, эстетические ценности прошлого, великих образцов классического искусства, ценности культуры так называемого образованного слоя общества. Кроме классического искусства, к традиционной, так сказать, культуре следует отнести народную культуру, фольклор с его богатым воспитательным потенциалом, а также духовную культуру в религиозном, а не светском значении слова
«духовный». Школа вообще консервативна, ее задача — передать традицию, конечно при этом учитывая современную ситуацию и выбирая адекватные средства. Гете говорил, что молодежь начинает с истории, с общего, с истоков. Школа делает прививку культуры, вводит противоядие, тем самым оберегая от слишком.поспешных шагов неокрепшей юности в современность и давая ей основу, опору для самостоятельного освоения мира.
Итак, эстетическое воспитание — процесс формирования способностей восприятия и
понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов,
развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
87
• эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства;
• эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;
• эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
• эстетические вкусы — способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
• эстетические идеалы — социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
Объем понятия «эстетическая культура» определяет задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Как уже сказано, задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным и другими видами воспитания, формированием доброты, гуманизма, гражданственности и пр.
Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего в процессе обучения: на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. В школах сегодня имеется курс «Мировая художественная культура» для учащихся средних и старших классов, в котором учитель располагает богатейшими возможностями для эстетического воспитания, изучая с подростками шедевры литературы, музыки, архитек- туры, живописи. Учителя и школы, специалисты могут разрабатывать свои курсы и делают это. Так, к факультативному преподаванию допущен курс М. Новицкой «Народоведение» для начальной школы, где дети знакомятся с русской этнографией, традиционной национальной бытовой культурой, крестьянским годовым циклом, в котором тесно слились народная и православная культура. Сейчас разработаны несколько курсов по основам пра- вославной культуры (Л. Л. Шевченко, А. В. Бородина и др.), эстетическая и нравственная культура в них формируется в первую очередь через эмоциональные переживания ребенка при знакомстве с мировой и русской живописью, музыкой.
Трудно переоценить эстетические занятия, деятельность детей во внеурочное время.
Школьные педагоги имеют возможность проводить инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, походы на природу и по историческим и художественным памятникам и многое другое. Организуется также работа кружков, студий, создаются группы художественной самодеятельности, ансамбли, наконец, школьные театры.
Все детали школьного спектакля, ученический самодеятельный театр, сделанный по законам взрослого, приобщает школьников к национальной и мировой художественной культуре, развивает их эстетические вкусы, в значительной мере защищает от массовой культуры, пошлости. Театральные кружки, студии всегда были в школах, есть и сегодня.
Так, в одной из московских школ еще в 60-е гг. был создан и работал много лет «Школь- ный поэтический театр» — ШПТ, спектакли которого отличались прекрасным эстетическим и нравственным содержанием (звучали лучшие русские стихи) и чрезвычайно высоким уровнем исполнения. Руководил им и до сих пор занимающийся театром со школьниками учитель литературы Ю. А. Халфин".
Природа, труд, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей, равно как и совместный досуг, деловое и дружеское общение детей со взрослыми, подростковые движения и объединения. Огромную роль в эстетическом воспитании детей играют музеи, театры и учреждения дополнительного образования: центры, Дома творчества, художественные и музыкальные школы, студии (кроме «фабрики звезд» и других образцов массовой культуры). Широко известна развивающая и образовательная работа Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, музеев
Петербурга и других городов. Учреждения дополнительного образования занимаются художественным воспитанием и образованием детей, реже взрослых. Художественное образование, будучи частью эстетического воспитания, использует в основном средства ис- кусства и все средства процесса обучения.
Школа и учителя не должны надеяться на работу музеев. Для эстетического воспитания надо сделать обязательным и регулярным посещение художественных музеев школьниками, особенно в больших городах. Сложнее в малых городах и селах, но сегодня все больше компьютеров. Они тоже средство эстетического воспитания: через Интернет можно видеть шедевры музеев мира, есть и образовательные, развивающие компьютерные пособия, энциклопедии (диски, программы в разных форматах), служащие удовлетворению и развитию художественных потребностей и способностей. Конечно, для учеников с их родителями и учителями должно быть нормой регулярное посещение театра, концертов серьезной, классической и современной, народной музыки.
88
Показателями эстетической воспитанности являются желание человека читать художественную литературу, ходить в музеи и на выставки, слушать серьезную музыку (И. С.
Баха, П. И. Чайковского, Р. Щедрина и др.). Эстетически воспитанный человек обычно и сам занимается каким-либо видом искусства, творчеством, создает новое, развивая лучшие традиции прошлого.
6. Физическое воспитание молодежи
Поставим сразу вопрос шире: речь следует вести не только о развитии у человека двигательных умений, силы, ловкости, которые во многом формируются естественно при нормальном образе жизни, и не о здоровье в узком смысле, т. е. отсутствии морфологических и функциональных изменений. Речь должна идти о формировании здорового образа жизни, культуры тела и духа. По существу, вопрос полноценного физического развития растущих поколений — это проблема экологии человека, сохранения его как вида. Не случайно и в античной Греции, и в культурах других народов физическое воспитание стояло наряду с умственным, нравственным и эстетическим. О связи физического развития с интеллектом и сознанием писал создатель научной системы физического воспитания в России П. Ф. Лес- гафт. Современные психолого-педагогические и медико-биологические исследования убедительно доказывают единство физического, умственного, эмоционального развития человека.
На первое место среди задач физического воспитания современная педагогика, в союзе с другими социальными и медицинскими отраслями знания, ставит вопрос о здоровье людей.
Недавно возникла даже межнаучная дисциплина валеология, изучающая проблемы здоровья
человека. В России с 1994 г. выходит журнал «Школа здоровья», публикующий материалы по разным аспектам здоровья школьников, в том числе по образовательным программам в области здоровья, т. е. о том, как обучать детей и взрослых сохранению и укреплению здоровья. Медики, психологи и социологи различают, кроме физического и физиологического здоровья, психическое, нравственное, духовное. Наука понимает здоровье
не как отсутствие болезни, а как способность активно жить, как состояние благополучия,
которое только изначально и отчасти дается природой, но в основном достигается
правильным образом жизни. Таким образом, можно видеть связь физической культуры, развития организма, здоровья и образа жизни, поведения человека.
Ученые доказывают, что здоровье не столько счастливая случайность, сколько следствие самовоспитания, поведения, стиля жизни, взглядов на жизнь, это способность к развитию, совершенствованию. Поэтому здоровью надо учить
1
В настоящее время, примерно со второй половины XX в., в физическом и нравственном развитии молодежи имеются серьезные проблемы, а именно:
• ухудшение здоровья, заболеваемость, неудовлетворительное физическое развитие;
• прямо-таки эпидемическое распространение курения, алкоголя, наркотиков;
• увеличение числа психически нездоровых молодых людей, групп молодежи с девиантным поведением.
Можно сказать, значительная часть молодежи школьного возраста и студентов ведет нездоровый образ жизни: недостаточность физических нагрузок, пребывание в закрытом помещении, в том числе у компьютера, отсутствие контактов с живой природой, нездоровое питание, отсутствие социально ценной деятельности, смысла жизни, пустое времяпрепровождение, табак, пиво, грубая речь.
В широкой печати и в специальной литературе сообщается о наиболее распространенных болезнях молодежи: хронические болезни желудка и органов дыхания, зрения, нарушение осанки и др. Делаются пугающие выводы о том, что очень мало детей школьного возраста практически здоровы. Еще более тревожат данные о росте показателей по венерическим заболеваниям, ВИЧ-инфекции, гепатитам, абортам, беременности школьниц. Эти заболевания и явления есть прямой результат образа жизни, в которой для многих на первом месте «психотропные удовольствия» и ранняя половая жизнь. Подобное медики называют болезнями поведения. Все эти «увлечения» несовершеннолетних граждан общество должно считать отклоняющимся поведением, т. е. противоречащим социальным нормам.
Следует указать на две основные группы причин нездорового состояния части детей и школьной молодежи. Это социальные и педагогические причины. К первым относится общее социально-экономическое положение в России, низкий уровень жизни