Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1655

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

155 15)Остальные типы семей (10—15% выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а зачастую и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4—5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9—10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано
80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.
16)Невозможно однозначно ответить на вопрос, какой тип семьи, например в зависимости от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач воспитания. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со'своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что нередко вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых прежде всего страдают дети.
К сожалению, возможности современной российской семьи усложнены социально- экономическими трудностями.
Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень удовлетворенности браком.
Неблагоприятный морально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации.
В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагополучных семей. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны:
экономические (прожиточный уровень ниже черты бедности; низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица и др.);
асоциальные ('алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция);
психологические (жестокость, агрессивность, ревность, супружеская неверность, жадность, неуравновешенность характеров);
медицинские ('хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения и т. д.).
Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 г. доля детей, родившихся в
России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1998 г. она превысила 25%. А это значит, что ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к группе риска.
Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500—600 тыс. браков, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска. В
Москве на конец 90-х гг. на учете состояло 6,4 тыс. семей группы риска, в которых родители злоупотребляли алкоголем, вели антиобщественный образ жизни, не занимались воспитанием детей.
Комиссиями по делам несовершеннолетних в 1999 г. рассмотрено более 160 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На тот же период на учете в органах внутренних дел состояли почти 150 тыс. родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей.
По данным МВД России, в 2001 г. численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел, составила 1,16 млн подростков, из них более 300 тыс. — за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и почти 22 тыс. — за употребление наркотических и одурманивающих веществ. В том же году МВД зарегистрировало почти 2,4 млн преступлений, совершенных несовершеннолетними. Подростки составляют наиболее криминально активную часть населения.


156
Катастрофические размеры приобрело социальное сиротство несовершеннолетних. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн безнадзорных детей заняты бродяжничеством, попрошайничеством.
17)Сложная социально-экономическая ситуация в стране, сложившаяся в 90-е гг. и негативно отразившаяся на институте семьи и брака, вынудила правительство разрабатывать экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер по защите семьи и детства. Были приняты законодательные меры в данном направлении, в частности «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (1992 г.),
«О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1995 г.). В 1994 г. утверждается федеральная программа «Дети России». Она включает в себя серию целевых программ:
«Дети-инвалиды», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Планирование семьи» и др.
К сожалению, продолжающиеся экономические проблемы не позволяют государству полноценно финансировать программы, направленные на социальную защиту семьи и детства.
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе
Семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родитель- ская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно- бытового окружения.
В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в ее основе.
Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.
Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую,
которые неразрывно связаны между собой.
Остановимся на характеристике каждой из составляющих.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении и воспитании детей.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Деятельность педагогических коллективов предусматривает просвещение родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания:
• педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
• значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними;


157
• взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;
• воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
• социально-психологические проблемы воспитания педагогически запущенных детей, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
• сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
• поощрение и наказание в воспитаний детей в семье;
• наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
• особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
• трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии;
• организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
• нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;
• развитие представлений об общении в детском возрасте;
• причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании и наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями родителей.
Наряду с передачей родителями такого рода знаний педагоги могут организовать практические занятия, помогающие в значительной мере повысить роль семьи в воспитании детей.
Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.
Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно- психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.
Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три .'составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: передача ребенка на воспитание в приемную семью; контроль за процессом адаптации ребенка в этой семье; помещение детей в приюты, места временного пребывания детей; содействие возвращению ребенка в семью и др.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.
Вопросы могут касаться различных аспектов: прав детей, родителей, внутрисемейных отношений, медико-физиологического развития детей и пр.
Таким образом, педагог в работе с семьей выполняет одновременно ряд ролей: ' советник:
информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает об особенностях развития ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей и др.;


158
консультант: консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье, и др.;
защитник: защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенного быта, отсутствием внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Различные исследования свидетельствуют, что не все современные молодые родители владеют методикой воспитания своих детей. Среди причин такого явления А. П. Ситник выделяет следующие:
• однодетность и малодетность (особенно в городских условиях) приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений;
• жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
• основательно утрачены традиции народной педагогики;
• если раньше в условиях деревни, где все люди знали друг друга, родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась автономность общения детей и взрослого населения;
• возникающие социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей снижают уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание.
Названные причины диктуют необходимость активизации работы по повышению педагогической культуры родителей, под которой понимается достаточный уровень их педагогических, психологических, физиологических знаний из наук о человеке, а также сформированные умения и навыки семейного и общественного воспитания детей с учетом их индивидуальных и возрастных различий (М. Е. Иванова, Г. Н. Пашкевич).
Важный компонент педагогической культуры родителей — их педагогическая подготовленность; определенная сумма психолого-педагогических, физиолого- гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную, организаторскую
и коммуникационную.
Конструктивная деятельность заключается прежде всего в определении цели воспитания, в выборе его форм и методов. В нее также входит составление плана собственной деятельности по воспитанию.
Организаторская деятельность реализует конструктивную на практике. Она включает, с одной стороны, организацию жизни и занятий детей (режим, труд, домашняя учебная работа, спорт и т. д.), с другой — организацию своей собственной деятельности и отдыха
(работа в домашнем хозяйстве, уход за детьми, отдых, общественная работа по воспитанию детей и т. п.).
Коммуникативная деятельность включает в себя установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, членами семьи и окружающими людьми.
Взаимодействие всех этих видов педагогической деятельности в значительной степени обусловливает уровень педагогического мастерства родителей.
Важным компонентом педагогического мастерства является педагогический такт,
характеризующийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но и требовательным.
Важнейшими направлениями работы школы по повышению педагогической культуры родителей можно выделить следующие:
научно-педагогическое просвещение (лектории для родителей, университеты родительских знаний, родительские собрания по обмену опытом, изучение материалов средств массовой информации);
педагогическая
деятельность,
связанная с реализацией контролирующей, коммуникативной, организаторской, корректирующей и других функций, связанных с участием в разнообразных делах по воспитанию детей;


159
педагогическое самообразование ('чтение научно-педагогической литературы, просмотр телевизионных передач и др.).
Практическое осуществление повышения педагогической культуры родителей включает следующие основные звенья:
• общее ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания прежде всего с помощью средств массовой информации;
• подготовка юношей и девушек к семейной жизни в старших классах школы, учреждениях профессионального образования;
• подготовка родителей к воспитанию детей дошкольного возраста — в дошкольных образовательных учреждениях;
• подготовка родителей к воспитанию учащихся — в школах, профессиональных учебных заведениях;
• подготовка учителей и воспитателей к работе с родителями — в вузах, на курсах, семинарах и т. п. (И. В. Гребенников).
В работе по повышению педагогической культуры принимают участие многие учреждения и организации. Но первую скрипку в этой работе играет школа. Она — ведущий общественный институт в воспитании подрастающего поколения, а семья является ее ближайшим союзником.
Остановимся на конкретных методах и формах работы с родителями. Они определяются следующими факторами: уровнем педагогической культуры родителей, типами семейных отношений, спецификой работы школы, возрастными особенностями детей и др. Как правило, выделяют массовые (педагогические лекции; научно-педагогические конференции для родителей; беседы за «круглым столом»; вечера вопросов и ответов; родительские собрания и конференции), групповые (работа с родительским комитетом класса, школы; консультации для родителей мальчиков или девочек; психолого-педагогические семинары для родителей; групповые беседы; практикумы для родителей) и индивидуальные
(педагогические консультации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; посещение семей учащихся с целью изучения быта и жизни ребят, характера семейного воспитания) формы работы.
Педагогические умения и навыки по воспитанию детей формируются посредством
практикумов для родителей. Они могут проводиться как в конце родительских лекториев и собраний, так и в качестве самостоятельной формы работы. В ходе практикумов родителям можно предложить следующие задания: составить режим дня школьника; охарактеризовать индивидуальные особенности своего ребенка; на основе прочитанных фрагментов проанализировать отношение к самообслуживанию и труду детей в собственной семье; прослушав ряд фрагментов об использовании различных методов поощрения и наказания детей в семье, прокомментировать эти высказывания, выразить свое отношение к ним.
Практикумы для родителей дают возможность всестороннего обмена опытом по различным аспектам семейного воспитания.
Одной из наиболее распространенных массовых форм работы по формированию педагогической культуры родителей являются общешкольные и классные родительские
собрания. К сожалению, часто они сводятся лишь к обсуждению поведения и успеваемости учащихся. В то же время, как свидетельствует практика, родительские собрания могут играть важную роль в педагогическом просвещении родителей. Уже на первом собрании не- обходимо обратить внимание родителей на возрастные и соответственно психофизиологические особенности возраста детей конкретного класса. Известно, что существуют определенные неблагоприятные периоды, сопряженные с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы. Кризис
3 лет связан с процессом формирования основных индивидуально-психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально-нравственных качеств. В 7—8 лет происходит адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима жизни, установление отношений с учителем, детским коллективом. Для периода 12—
17 лет характерен процесс самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом. В 18—21 год происходит социальное самоопределение.
Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования — задача педагога заключается путем «педагогизации» родителей в какой-то мере предупредить назревание такой ситуации, а в случае ее возникновения — оказанием непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.
В процессе родительских собраний необходимо принимать совместные программы по формированию личности школьника, согласовывать планы совместной деятельности школы и семьи по их выполнению.