Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1632
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
212
Ежедневно во время «погружения» предусматривается по 5 уроков химии и 1—2 урока по предмету (физкультура, музыка, живопись), не меняющему основной доминанты. Значит, за неделю будет проведено 25 уроков химии, за год — 75—125 уроков (в зависимости от количества «погружений»). Уроки отличаются по содержанию, структуре проведения, домашние задания не даются.
Возможно также чередование обычного проведения уроков (1—2 урока в неделю) с
«погружением». Например, в начале четверти проводится «погружение» в течение недели, а далее по 1—2 урока этого предмета в неделю
Такова краткая история развития организационных форм обучения. Наиболее устойчивой из всех перечисленных форм массового обучения оказалась классно-урочная система, так как имеет несомненные преимущества:
• четкая организационная структура;
• удобство управления деятельностью класса;
• возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы;
• стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика;
• тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся;
• эмоциональное влияние личности учителя на учащихся;
• экономичность обучения, так как учитель работает одновременно с группой учащихся.
Эта система имеет и недостатки:
• ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных;
• трудность учета индивидуальных особенностей учеников;
• одинаковый темп и ритм работы;
• ограниченное общение между учениками.
В целом же классно-урочная система, действительно, является ценным завоеванием педагогической мысли и передовой практики работы массовой школы.
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 43
3. Формы организации учебного процесса
Существуют разнообразные формы организации учебного процесса: урок, лекция,
семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив,
экскурсия, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация,
экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада,
курсовое проектирование, дипломное проектирование и др.
В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно- познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся.
Урок — это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение
точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной
группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и
методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали
основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания
и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
В каждом уроке можно выделить его основные компоненты {объяснение нового материала;
закрепление; повторение; проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т. е. его структуру.
Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной
последовательности и взаимосвязи между собой. Структура урока зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.
213
Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке.
Рассмотрим некоторые из существующих классификаций типов уроков.
1. Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу проведения (Казанцев
И. Н.). По первому критерию (содержанию) уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них — в зависимости от содержания преподаваемых тем. По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.
2. Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного
процесса (С. В. Иванов):
—вводный урок;
—урок первичного ознакомления с материалом;
—урок усвоения новых знаний;
—урок применения полученных знаний на практике;
—урок закрепления, повторения и обобщения;
—контрольный урок;
—смешанный, или комбинированный, урок.
3. Классификация уроков по цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню
обученности учащихся (М. И. Махмутов). В соответствии с этим подходом выделяются пять типов уроков:
—уроки изучения нового учебного материала;
—уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
—уроки обобщения и систематизации;
—комбинированные уроки;
—уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
4. Классификация уроков по преобладающему компоненту урока (В. И. Журавлев). По этой классификации уроки подразделяются на смешанные
(комбинированные) и специальные. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным урокам относятся:
— урок усвоения нового материала;
—урок закрепления;
—урок повторения;
—урок контроля, проверки знаний.
5. Классификация уроков по дидактической цели (Б. П. Есипов, И. Т. Ого родников, Г. И. Щукина и др.):
— урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения
(изучения) новых знаний;
—урок закрепления знаний;
—урок выработки и закрепления умений и навыков;
—обобщающий урок;
—урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок). Рассмотрим более подробно данную классификацию.
Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний.
Это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе учитель сам излагает новый материал или проводится самостоятельная работа учащихся под его руководством.
Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
214
Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной работы на этом уроке является повторное осмысление ранее приобретенных знаний с целью их более прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в третьих — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т. п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и
навыков. Процесс закрепления умений и навыков идет на нескольких уроках подряд. От урока к уроку материал должен усложняться, чтобы действительно было видно, что учащиеся все успешнее справляются с данной учебной задачей.
На обобщающих уроках (обобщения и систематизации знаний) систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.
Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позволяют учителю выявить уровень обученное™ учащихся в определенной области; установить недостатки в овладении материалом; наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме.
Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
В практике работы школы наибольшее распространение получили уроки, на которых решаются сразу несколько дидактических задач. Такой тип урока называется
комбинированным, или смешанным. Примерная структура комбинированного урока:
• проверка домашней работы и опрос учащихся;
• изучение нового материала;
• первичная проверка усвоения;
• закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений;
• повторение ранее изученного в виде беседы;
• проверка и оценка знаний учащихся;
• задание на дом.
Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются
организационный момент и подведение итогов урока. Организационный момент предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов данного урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценивание работы учащихся и определение перспективы дальнейшей работы.
К любому типу урока предъявляются определенные требования, наиболее общими из которых являются следующие:
• единство образовательной, воспитательной и развивающей целей урока;
• использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
• реализация на уроке в оптимальном соотношении дидактических
215 принципов и правил;
• организационная четкость урока;
• целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требованиями стандарта и учебной программы по предмету, а также целями урока, с учетом возраста и уровня подготовки учащихся;
• выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих разнообразную деятельность учащихся;
• формирование у учащихся на основе приобретенных знаний научного мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов;
• развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти, внимания, воображения, эмоций и др.);
• формирование познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями;
• развитие творческой инициативы и активности учащихся.
Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организационные формы обучения.
Лекция — это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал из пишется концентрированно, в логически выдержанной форме. Лекция допускает импровизацию, которая оживляет ее, придает ей творческий харак- ггр, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.
И зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе вынем и ют «водные,
установочные, текущие, заключительные, обзорные лекции.
Вводная лекция открывает лекционный курс по предмету. На этой лек ции показывается теоретическое и прикладное значение предмета, его снизь с другими предметами, роль в понимании (видении) мира, в подгонке специалиста. •
Установочная лекция (используется, как правило, в очно-заочном и за очном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. На установочной лекции преподаватель знакомит обучающихся структурой учебного материала, основными положениями курса, организацией самостоятельной работы, особенностями выполнения контрольных заданий, т. е. дает установочную информацию по последующей
Моте.
'
Текущая лекция служит для систематического изложения материала учебного предмета.
Заключительная лекция завершает изучение учебного материала. На ней ранее изложенный материал обобщается на более высоком теоретическом уровне, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки.
Обзорная лекция содержит краткую, в значительной мере обобщенную, информацию по пройденному материалу. Эти лекции чаще используются на завершающих этапах обучения
(например, перед государственными именами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения.
В зависимости от способа проведения выделяют:
Информационные лекции — самый традиционный тип лекций в высшей школе.
Используется объяснительно-иллюстративный метод изложения.
Проблемные лекции предполагают изложение материала с использованием проблемных вопросов, задач, ситуаций; Процесс познания происходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение разных точек зрения и т. д.
Визуальные лекции предполагают визуальную подачу материала средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых материалов.
216
Бинарные лекции (лекция-диалог) предусматривают изложение материала в форме диалога двух преподавателей, например ученого и практика, Представителей двух научных направлений и т. д.
Лекции-провокации — это лекции с заранее запланированными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.
Лекции-конференции проводятся как научно-практические занятия с заслушиванием докладов и выступлений слушателей по заранее поставленной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель Подводит итоги, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.
Лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы — ответы» или «вопросы — ответы — дискуссия».
Лекции подразделяются и по другим основаниям:
• по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие,
развивающие;
• по содержанию: академические и научно-популярные;
• по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеждений.
В структурном отношении лекция обычно включает три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части
подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формируются выводы. Даются ответы на вопросы.
При чтении лекции необходимо:
• поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;
• обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых суждений;
• ясно и точно излагать мысли;
• активизировать мышление слушателей;
• устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории;
• выделять базовые понятия, давать их дефиниции;
• использовать обратную связь.
Семинар — учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.
Семинару предшествует длительная заблаговременная подготовка: сообщается план занятия, основная и дополнительная литература. Начинаются семинары, как правило, с краткого вступления преподавателя (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия преподаватель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые тоже готовятся заранее.
Руководящая роль преподавателя проявляется в тщательном планировании учебной работы, выделении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в Лекции подразделяются и по другим основаниям: