Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1628
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Виды обучения
В практике работы образовательных учреждений сложились относительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обучения.
Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая
особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и
учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе
(содержательная сущность педагогических технологий будет рассмотрена в лекции
«Педагогические технологии обучения»). Выделяют следующие виды обучения:
объяснительно-иллюстративное,
догматическое,
проблемное,
программированное,
развивающее, эвристическое, лич-ностно ориентированное, компьютерное, модульное,
дистанционное, межпредметное и др.
Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение -^ вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.
Догматическое обучение — вид обучения, построенный на принятии информации без доказательств на веру.
Проблемное обучение — вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Развивающее обучение — вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся.
Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися.
Эвристическое обучение — вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
Личностно ориентированное обучение —
вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
Компьютерное обучение — вид обучения, основывающийся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для
ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.
Модульное обучение — вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации — модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
Дистанционное обучение — вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса.
222
Межпредметное обучение — вид обучения, основывающийся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое организационные формы обучения?
2. Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?
3. От чего зависит структура урока?
4. Приведите примеры использования разнообразных форм организации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.
5. Каковы основные виды обучения и их характерные черты?
Основная литература
1. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1.
М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
3. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.
Дополнительная литература
1. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001 2. Ибрагимов Г. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994.
3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
4. Педагогический поиск/ Сост. И. Н. Баженова}М., 1990.
5. Дьяченко В. К Организационная структура учебного процесса. М., 1989.
Г
ЛАВА
18. Д
ИАГНОСТИКА И
контроль в обучении
И труд свой пристально любя — он всех основ основа, — Сурово спрашивать с себя, с других не столь сурово.
А. Т. Твардовский
1. Диагностика качества обучения.
2. Виды, формы и методы контроля.
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности.
4. Ошибки оценивания.
Базовые понятия: диагностика, контроль, проверка, оценка, учет, отметка, виды контроля, формы контроля, методы контроля.
1. Диагностика качества обучения
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика — это точное определение
результатов дидактического процесса.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.
223
Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических
данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического
процесса.
Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль — это наблюдение
за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка.
Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и
навыков.
По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний.
Учитель получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях.
Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.
2. Виды, формы и методы контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля:
предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический
контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.
Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения.
Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы.
Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.
Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.
Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.
Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.
Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.
Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на
индивидуальный, групповой и фронтальный.
При контроле используются различные методы. Методы контроля — это способы, с
помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности
обучаемых и педагогической работы обучающих.
В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического,
машинного контроля и самоконтроля.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение
224 использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.
Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.
С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке.
Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.
Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль.
Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.
Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным)
контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.
К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические
требования:
• индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
• разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);
• всесторонность контроля
(обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);
• объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);
• дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);
• единство требований со стороны обучающих.
, В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты
педагогические,
психологические,
социологические,
социально-
психологические, культурологические и др.
Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.
Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свойства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий.
Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий:
• закрытая форма тестовых заданий. Характерным для нее является то, что к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. При использовании закрытых тестовых заданий существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения. Кроме того, такая форма тестовых заданий не стимулирует самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов;
225
открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат);
• задания «на соответствие», суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого;
• задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.
Существуют и другие формы тестовых заданий.
Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает определенными преимуществами перед традиционными методами контроля:
—более высокая объективность контроля. Как известно, на оценку обучаемого, помимо уровня его учебных достижений, могут влиять взаимоотношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм последнего и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факторов исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная;
—более высокая дифференцированность оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений;
—более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты.
При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и негативные стороны:
трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее
оценке. Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Количественным выражением оценки является отметка.
Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков
обучаемых в цифрах или баллах.
До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимаются как синонимы. Так, часто, когда имеется в виду отметка, говорят «оценка» (выставление оценок, система оценок и т. д.). Между тем «оценка» и «отметка» — понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные
Я Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами.
Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями ит.д.
Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний/Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний — тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению^Вот почему в последние годы в печати возникают острые дискуссии, которые облекаются то в форму борьбы с так называемой процентоманией, т. е. завышением отметок, то принимают форму предложений о переводе из класса в класс независимо от качества знаний. В этой связи определенный интерес представляет та эволюция, которую прошла в нашей стране проблема оценки знаний.
В практике работы образовательных учреждений сложились относительно обособленные, отличающиеся рядом признаков виды обучения.
Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая
особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и
учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
Вид обучения определяется педагогической технологией обучения, лежащей в его основе
(содержательная сущность педагогических технологий будет рассмотрена в лекции
«Педагогические технологии обучения»). Выделяют следующие виды обучения:
объяснительно-иллюстративное,
догматическое,
проблемное,
программированное,
развивающее, эвристическое, лич-ностно ориентированное, компьютерное, модульное,
дистанционное, межпредметное и др.
Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение -^ вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.
Догматическое обучение — вид обучения, построенный на принятии информации без доказательств на веру.
Проблемное обучение — вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Развивающее обучение — вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся.
Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися.
Эвристическое обучение — вид обучения, базирующийся на основных принципах проблемного и развивающего обучения и предполагающий успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
Личностно ориентированное обучение —
вид обучения, в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
Компьютерное обучение — вид обучения, основывающийся на программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе для
ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.
Модульное обучение — вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации — модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
Дистанционное обучение — вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения при минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной работы в условиях информатизации образовательного процесса.
222
Межпредметное обучение — вид обучения, основывающийся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое организационные формы обучения?
2. Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?
3. От чего зависит структура урока?
4. Приведите примеры использования разнообразных форм организации учебного процесса в опыте учителей-новаторов.
5. Каковы основные виды обучения и их характерные черты?
Основная литература
1. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1.
М.: ВЛАДОС, 1999.
2. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
3. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.
Дополнительная литература
1. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001 2. Ибрагимов Г. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994.
3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
4. Педагогический поиск/ Сост. И. Н. Баженова}М., 1990.
5. Дьяченко В. К Организационная структура учебного процесса. М., 1989.
Г
ЛАВА
18. Д
ИАГНОСТИКА И
контроль в обучении
И труд свой пристально любя — он всех основ основа, — Сурово спрашивать с себя, с других не столь сурово.
А. Т. Твардовский
1. Диагностика качества обучения.
2. Виды, формы и методы контроля.
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности.
4. Ошибки оценивания.
Базовые понятия: диагностика, контроль, проверка, оценка, учет, отметка, виды контроля, формы контроля, методы контроля.
1. Диагностика качества обучения
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой определяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом. Диагностика — это точное определение
результатов дидактического процесса.
В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка знаний, умений и навыков лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Тогда как диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса.
223
Диагностика включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических
данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического
процесса.
Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль — это наблюдение
за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка.
Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и
навыков.
По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний.
Учитель получает также сведения о характере самостоятельной учебной деятельности обучаемого. Контроль показывает обучающему, насколько его собственная работа была плодотворной, удачно ли он использовал возможности педагогического процесса в обучающих целях.
Во время контроля получает информацию о своей учебной деятельности и сам обучаемый. Контроль помогает ему понять, каких успехов он добился в освоении знаний, и увидеть пробелы и недостатки в них. Постоянный контроль дисциплинирует обучаемых, приучает к определенному ритму, развивает волевые качества.
2. Виды, формы и методы контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля:
предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический
контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.
Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения.
Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы.
Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.
Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.
Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.
Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.
Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.
Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.
Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на
индивидуальный, групповой и фронтальный.
При контроле используются различные методы. Методы контроля — это способы, с
помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности
обучаемых и педагогической работы обучающих.
В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического,
машинного контроля и самоконтроля.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение
224 использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.
Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.
С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке.
Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.
Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль.
Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.
Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным)
контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.
К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические
требования:
• индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
• систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
• разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);
• всесторонность контроля
(обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);
• объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);
• дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);
• единство требований со стороны обучающих.
, В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты
педагогические,
психологические,
социологические,
социально-
психологические, культурологические и др.
Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.
Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свойства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий.
Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий:
• закрытая форма тестовых заданий. Характерным для нее является то, что к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный. При использовании закрытых тестовых заданий существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения. Кроме того, такая форма тестовых заданий не стимулирует самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов;
225
открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат);
• задания «на соответствие», суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого;
• задания на «установление правильной последовательности». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.
Существуют и другие формы тестовых заданий.
Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает определенными преимуществами перед традиционными методами контроля:
—более высокая объективность контроля. Как известно, на оценку обучаемого, помимо уровня его учебных достижений, могут влиять взаимоотношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм последнего и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факторов исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная;
—более высокая дифференцированность оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений;
—более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты.
При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и негативные стороны:
трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее
оценке. Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Количественным выражением оценки является отметка.
Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков
обучаемых в цифрах или баллах.
До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимаются как синонимы. Так, часто, когда имеется в виду отметка, говорят «оценка» (выставление оценок, система оценок и т. д.). Между тем «оценка» и «отметка» — понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные
Я Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами.
Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями ит.д.
Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний/Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний — тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может и воодушевлять обучающегося к учению, но может и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать к усилению учебной работы, и убивать охоту к учению^Вот почему в последние годы в печати возникают острые дискуссии, которые облекаются то в форму борьбы с так называемой процентоманией, т. е. завышением отметок, то принимают форму предложений о переводе из класса в класс независимо от качества знаний. В этой связи определенный интерес представляет та эволюция, которую прошла в нашей стране проблема оценки знаний.