Файл: Авторы Л. Ii. Крившенко, М. Е. ВайндорфСысоева гл. 1, 2, 4, 1419.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 1630

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

217
• по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие,
развивающие;
• по содержанию: академические и научно-популярные;
• по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеждений.
В структурном отношении лекция обычно включает три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, показывается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части
подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формируются выводы. Даются ответы на вопросы.
При чтении лекции необходимо:
• поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;
• обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых суждений;
• ясно и точно излагать мысли;
• активизировать мышление слушателей;
• устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории;
• Наиболее распространенный вид — семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя.
Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления, обсуждаются, дополняются другими выступающими.
• Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание, обсуждение (семинар-заслушивание).
• Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Семинар- диспут проводится в форме диалогического общения участников. Он имеет цель — формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.
• Педагогическое руководство преподавателя сводится к тому, что он помогает обучающимся подготовить план выступления, найти необходимую литературу для обоснования выводов и утверждений, консультирует по возникающим вопросам.
Конференция (учебная) — организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.
• Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбора вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему.
• Главное в конференции — свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у обучаемых опыта творческой деятельности.
Лабораторно-практические занятия, практикумы — формы организации обучения, на которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные, практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах.
• Основные дидактические цели таких занятий — экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов, формирование практических умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.
• Применяются эти занятия также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программы.


218
Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых.
По образовательным задачам выделяют факультативы:
1
• по углубленному изучению базовых учебных предметов;
• по изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранный язык);
• по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности
(стенография, программирование).
Направленность факультативов может быть теоретическая, практическая или комбинированная.
Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся.
Значение экскурсии состоит в том, что она служит накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогает установлению связи теории с практикой, обучения с жизнью.
В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные,
природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т. п.
По образовательным целям экскурсии могут быть тематическими и обзорными.
Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета. Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов (например, физики и химии; биологии и географии).
По месту в изучаемом разделе экскурсии могут быть вводными (предваряющими), текущими
(сопутствующими) и итоговыми (заключительными.) Вводная экскурсия проводится для того, чтобы познакомить учащихся с новым для них учебным курсом или разделом. Текущая экскурсия призвана обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы и ее практическую значимость. Итоговая экскурсия проводится после изучения раздела, крупной темы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями.
Любая экскурсия не является самоцелью, а входит в общую систему учебной работы.
Заранее планируется, при изучении каких тем, рассмотрении каких вопросов экскурсия наиболее целесообразна.
При подготовке к экскурсии педагог определяет ее содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, выясняет его образовательные возможности, знакомится с ним сам и решает вопрос о том, кто будет проводить экскурсию. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод (инженер, бригадир и др.), получивший инструктаж. При этом педагог остается организатором и руководителем познавательной деятельности обучаемых на протяжении всей экскурсии.
До экскурсии проводится организационная беседа, сообщаются дата, место, цель и задачи экскурсии, разъясняются правила безопасности и по ведения на экскурсии, кратко характеризуется экскурсионный объект. Учащиеся инструктируются о порядке обработки информации, составлении отчетов, подведении итогов.
Во время экскурсии проводится вступительная беседа, напоминается цель экскурсии, уточняются задания. После этого учащиеся приступают к осмотру экскурсионных объектов и выполнению заданий: делают записи, зарисовки, обобщают увиденное.
Заключительным этапом экскурсии является подведение итогов.
Продолжительность экскурсии зависит от ее характера. Она может занимать от 40—50 мин до 2—2,5 ч. По материалам экскурсии возможно проведение последующего урока или семинарского занятия.
Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции — многодневные походы с целью изучения экологической обстановки, сбора исторических сведений, фольклорного материала и т. д.


219
Производственная практика - одна из форм организации учебного процесса в высшей школе.
Дидактические цели производственной практики — формирование профессиональных умений и навыков; расширение, закрепление, обобщение и Систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности.
Производственная практика — сложная форма учебного процесса как в организационном, так и в методическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы сферы труда и учебного заведения, приспособить процесс обучения к практическим задачам конкретного предприятия, учреждения, организации.
Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, т. е г
выполнению основных профессиональных функций тех должностей, на которых может быть использован специалист согласно квалификационной характеристике.
Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения. Относится к внеаудиторным занятиям. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Дидактические цели домашней самостоятельной работы:
• закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий;
• самостоятельное овладение новым учебным материалом;
• формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, самостоятельности мышления.
Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей учащихся, уровня их развития. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер обучающегося.
Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем.
Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые обучающимся на зачетах и экзаменах.
Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к учащимся.
Экзамен — форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации.
Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др. *
Зачет — форма обучения, близкая по предназначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.
Предметные кружки и другие подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории,
кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Работа учащихся в предметных кружках способствует развитию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества.
На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т. д.), которые объединяют и корректируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.


220
Конкурсы и олимпиады. Данные формы обучения стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на разных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время много различных олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.
Согласно учебным планам и программам обучающиеся в профессиональных образовательных учреждениях пишут курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые
проекты выполняются по циклам общенаучных, математических и специальных дисциплин; в процессе их подготовки студенты решают технические, технологические и математические задачи. Курсовые работы выполняются по гуманитарным, общепрофессиональным и спе- циальным предметам. В процессе выполнения курсовых работ обучаемые решают задачи учебно-исследовательского характера.
Курсовое проектирование как организационная форма обучения применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета. Курсовое проектирование позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.
Дидактическая цель курсового проектирования — обучение студентов профессиональным умениям; углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по предмету; формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда; комплексная проверка уровня знаний и умений обучающихся. Курсовое проектирование завершается защитой курсовых работ.
Подготовка курсовых работ организуется поэтапно: определяется тема курсовой работы; излагаются требования, которых следует придерживаться при ее выполнении; сообщаются исходные данные для курсовой работы; рекомендуется учебная, научная, справочная литература; устанавливается объем работы; составляется график выполнения работы; намечаются дни консультаций; создаются условия для выполнения работы.
Дипломное проектирование — организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Она заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.
Дидактическими целями дипломного проектирования являются:
• расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков;
• развитие умений и навыков самостоятельного научного исследования;
• проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
Дипломная работа — это самостоятельная комплексная творческая работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные профессиональные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста.
Дипломная работа выполняется по индивидуальному графику, который студент разрабатывает совместно с научным руководителем. График включает в себя основные этапы работы с указанием контрольных сроков выполнения отдельных частей и всей работы в целом, времени представления ее руководителю и рецензентам, даты защиты.
Таким образом, в дипломном проектировании можно выделить следующие этапы:
• определение темы дипломной работы, ее утверждение, назначение научного руководителя;
• разработка плана-графика написания дипломной работы;
• накопление и обработка необходимого материала;
• проведение исследований, экспериментов и т. д.;
• написание теоретической и экспериментальной части дипломной работы;
• апробация исследований;
• оформление дипломной работы;
• представление дипломной работы на отзыв руководителю и рецензенту;
• предзащита дипломной работы и допуск к защите;
• защита дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии.


221
В целом дипломное проектирование не только помогает углубить и закрепить полученные знания, но и приучает к исследовательскому, творческому подходу к решению практических задач в период обучения и по его завершении.
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   43