Файл: I. Содержание социальной защиты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

от уровня действующей заработной платы, т.е. размер пособия автоматически индексируется с ростом заработной платы занятых;

  • программы социального обеспечении старости, дополняющие или покрывающие существующую систему пенсионного страхования.

Все виды социальных программ могут выполнять следующие функции, которые на практике пересекаются, но обычно доминирует одна из них: развитие различных социальных общностей, семей и индивидов; обеспечение социальной защищенности определенных социально-экономических, социально-демографических или социально-доходных групп населения; оптимизация условий для благоприятного функционирования каких-либо социумов и, следовательно, общества в целом.

Наиболее обширные и радикальные социальные программы обычно связаны с социальной реформой, которую государство проводит на определенном этапе развития, либо реализуя объективную потребность, либо в связи с возникшим кризисом, как, например, в странах с переходной экономикой.

Страны с переходной экономикой для успешного осуществления социальных программ должны сочетать инновационные и стабилизирующие социальные технологии, поэтому примеры больших успехов и быстрого продвижения видны там, где удается добиться сбалансированности этих технологий; с другой стороны, высокая социальная цена перехода к рыночной экономике, например, в Болгарии, задержала реформирование системы социальной защиты населения в первой половине 1990-х гг.

Отечественные и зарубежные эксперты отмечают технологическую непроработанностъ многих социальных программ в Российской Федерации и их декларативный характер в отличие от технологий западных социальных программ, имеющих опережающий характер14.

В заключение первой главы следует делать вывод о том, что социальная защита - в широком смысле - это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

  • Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Реализуя свои важнейшие функции — целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, — государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части на­селения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения,
роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.

Государство влияет на функционирование системы СЗН, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды — пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты (например, устанавливая заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и др.). Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан, и др.

Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения.

Вместе с тем, нельзя не учитывать и опыт экономически развитых стран, свидетельствующий о том, что параметры государственного регулирования проблем жизнеобеспечения населения ограничиваются 5—10% населения, находящегося за чертой бедности. Естественно, что в нашей стране, где

свыше 60% населения находятся за чертой бедности, государство в одиночку не сможет обеспечить защиту нуждающихся. Да государство и не единствен­ная структура гражданского общества, которая осуществляет защиту населения. Среди субъектов социальной защиты важное место занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах.

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что социальная защита не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд, создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия — экономические, организационные, правовые финансовые и другие — для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействия с другими субъектами социальной защиты.



II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


2.1. Процесс организации социальной защиты населения

В Нижегородской области проживает более 3,5 млн. человек. Несмотря на то, что большая часть жителей области основное время занята выполнением профессиональных обязанностей (в области - один из самых низких показателей безработицы по стране), без внимания не остается ни культурная, ни спортивная, ни религиозная, ни политическая, ни прочие сферы жизни общества. Структура министерства социальной политики Нижегородской области представлена в Приложении 6.

Структура Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области представим на рис. 1



Рис. 1. Организационная структура управления социальной сферой в Нижегородской области

Основные задачи Департамента:

  • Защита конституционных прав граждан Нижегородской области в сфере социальной поддержки, социального обслуживания, трудовых отношений и занятости граждан

  • Разработка проектов правовых актов в сфере социальной поддержки, социального обслуживания, трудовых отношений и занятости граждан Нижегородской области

  • Осуществление единой государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан на территории Нижегородской области с учетом экономических, национальных и культурных особенностей области

  • Разработка программ государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан, ветеранов, участников боевых действий, инвалидов, включая создание условий, обеспечивающих повышение уровня жизни населения, адресную социальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

  • Развитие системы учреждений социальной защиты населения, координация и методическое обеспечение их деятельности

  • Организация эффективного взаимодействия с общественными объединениями и организациями инвалидов, ветеранов, многодетных семей и другими

Участие в развитии межрегионального и международного сотрудничества в сфере социальной защиты населения, труда и занятости


В соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2006 года № 258 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» территориальные органы Роструда по вопросам занятости населения реорганизованы в форме преобразования в органы исполнительной власти субъектов российской Федерации.

На основании вышеуказанного Федерального закона Губернатором Нижегородской области В.П.Шанцевым подписан Указ от 29.12.06 № 88 «О внесении изменений в Указ губернатора Нижегородской области от 2 сентября 2005 года № 44 «О формировании системы органов исполнительной власти Нижегородской области», дополнив блок заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Геннадия Александровича Суворова позицией «управление государственной службы занятости населения Нижегородской области». Указ вступил в силу с 1 января 2007 года

В состав государственной службы занятости населения входят:

-Федеральная служба по труду и занятости (сокращенное название Роструд)

-Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области

-ГУ Центр занятости населения г.Нижнего Новгорода и районные отделы

-Центры занятости населения Нижегородской области

Преобразованный орган государственной власти Нижегородской области является правопреемником по правам и обязательствам управления Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области.

Управление осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью государственных учреждений - центров занятости населения, действующих на территории Нижегородской области.

Управление совместно с органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления (в пределах их компетенции) осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей Нижегородской области.

Структура управлении Государственной службой занятости населения Нижегородской области представлена на рис. 2.



Основные направления работы управления труда и занятости:

  • Осуществление мер по практической реализации государственной политики в социально-трудовой сфере

  • Подготовка с учетом особенностей и приоритетов региональных (тарифных) соглашений и контроль за их выполнением