Файл: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования г. Москвы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования г. Москвы
“Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке”
(колледж)
Аннотация
на произведение
“О чём шумели деревья?”
Музыка: Тамары Александровны Попатенко
Слова: Евгения Андреевича Авдиенко
Работа выполнена студенткой II курса кафедры хорового дирижирования Герреро Анной Марией дель Кармен, класс преподавателя Маркова С.В.
2023 год
Оглавление:
Историко-биографический раздел...................................................................3
Автор музыкального текста..............................................................................3
Автор литературного текста.............................................................................6
Музыкально-теоритический анализ.................................................................7
Вокально-хоровой анализ...............................................................................11
Тесситурные трудности..................................................................................11
Интонационные трудности.............................................................................11
Дирижёрские трудности..................................................................................12
Библиография....................................................................................................12
Историко-биографический раздел
Анализируемое произведение - “О чём шумели деревья” Т.А. Попатенко на слова Е.А. Авдиенко для трёхголосного женского или детского хора без сопровождения.
Автор музыкального текста
Тамара Александровна Попатенко (1912-1991)
Попатенко Тамара Александровна 22 апреля 1912, Москва - 28 января 1991
Светлая, жизнеутверждающая, по-русски распевная музыка композитора Попатенко обращена, прежде всего, к юному поколению. Она один из самых известных и популярных детских композиторов.
Тамара Александровна Попатенко родилась 22 апреля 1912 года в городе Москве. Учиться музыке начала с восьми лет. Отец девочки был первым учителем игры на рояле. Юрист по профессии, он, однако, считал музыку истинным призванием и мечтал о музыкальном будущем для единственной дочери. В связи с частыми переездами семьи Тамара поступила в музыкальную школу лишь пятнадцати лет в городе Новочеркасске. Здесь, в музыкальной школе, Тамара впервые попробовала записать сочиненную музыку – незатейливые фортепианные пьесы. Через два года Тамара Попатенко поступает в Ростовский музыкальный техникум сразу по двум специальностям: фортепиано и сочинение. Успешно окончив музыкальный техникум, Попатенко в 1932 году едет в Москву поступать в Московскую консерваторию. Исполненные ею фортепианные «Причуды» получили одобрение экзаменационной комиссии, и Тамара Попатенко была зачислена на отделение композиции в класс профессора Р.М. Глиэра. Работой студентки непосредственно руководили и такие замечательные педагоги, как Г.И. Литинский , В.Я. Шебалин. В 1938 году Т.А. Попатенко успешно заканчивает Московскую государственную консерваторию.
Творчество
Творчество Попатенко включает музыку самых разнообразных жанров: струнные квартеты, три детские сюиты для симфонического оркестра («Новогодняя», «Игрушки», «Гуси-лебеди»), фортепианные и инструментальные пьесы, романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, Р. Бернса, французских поэтов, музыку к спектаклям, к мультфильму, оперы-сказки, одноактный балет «Репка». Музыка Попатенко часто звучит по радио в детских передачах: «Солнечный зайчик», «Королева Зубная щетка», « Дили-Дон », «Маша-растеряша», «Снегурочка и лиса ». Ею написаны хоровые произведения для взрослых: цикл «Леса шумят» на стихи П. Комарова и М. Лапирова (пять хоров смешанного состава a capella), «Осень» хор a capella на стихи Я. Шведова и В. Харьюзова ; хоры с сопровождением «Помнит солдат» и «Новички» на стихи Б. Дубровина; хоры и песни на стихи советских поэтов (1970-1971). Т. Попатенко написана кантата «Горный ветер» для детского хора, симфонического оркестра и чтеца, создано множество песен и хоров для детей всех возрастов .
Мелодии песен для малышей удобны для исполнения. Некоторые из них, например, состоят из повторений сходных мотивов, которые отличаются только каденциями. Это помогает детям легче воспринять и запомнить мелодию. В некоторых песнях Попатенко использует моменты звукоподражания в вокальной партии – изображение лая собаки, сигнала машины и т.д. для этих целей могут быть использованы « гудошники ». Намеренная скупость и сжатость вокальной линии у Попатенко восполняется остроумной гармонизацией, отделкой деталей сопровождения, которое часто носит изобразительный характер. У детей создается зримый образ; например, в песне «Самолет» (слова Найденовой) повторяющаяся остинатная фигура в фортепианном сопровождении имитирует рокот самолета. В песне «Курочка» (слова И. Лешкевич ) вступление и фортепианное сопровождение насыщено секундами, форшлагами, диссонирующими созвучиями, передающими кудахтанье курицы.
У Тамары Попатенко много обработок различных народных мелодий; русских, белорусских, венгерских, немецких, японских, индонезийских болгарских, норвежских. Например, «Гусята» - немецкая народная песня, «Веночек» - венгерская народная песня, «В гости я тебя зову» - белорусская народная песня, «Сорока-сорока» - русская народная песня, «Мальчик-замарашка» - финская народная песня . Для детей дошкольного и младшего школьного возраста Тамарой Попатенко написаны оперы-сказки: « Голубой конверт», «Снегурочка»(«Зимняя сказка»), «На лесной опушке». Т. Попатенко часто бывала на школьных праздниках и детских музыкальных фестивалях. Тамара Александровна рассказывала: «Такие контакты помогают мне в работе, я знаю, что больше всего интересует моих слушателей, какие по теме и характеру произведения они любят слушать и исполнять».
Сочинения:
Детские оперы — На лесной опушке (Москва, радио, 1961), Замняя сказка (Москва, радио, 1967), Пряничный человек (1971)
Музыкальные сказки — Теремок (1957), Лиса, Заяц и Петух (1957), Зай-кин праздник (1971), Лягушата и Цапля (1971), Лиса и Дрозд (1974)
Балет Репка (одноактный, 1964)
Для хора, чтеца и оркестра — кантата Горный ветер (сл. Ю. Островского, 1967)
Для хора и симфонического оркестра — детские сюиты Игрушки (сл. С. Погореловского, 1947), Гуси-лебеди (1951), Мы выходим в поход (сл. сов. поэтов, 1971)
Для симфонического оркестра — Классическая сюита (1938)
Для оркестра народных инструментов — Сюита (1945)
Струнные квартеты — I (1938), II (1945)
Для скрипки и фортепиано — Девять легких пьес (1948), Романс (1957), Скерцо
Для виолончели и фортепиано — Вариации (1959)
Для альта и фортепиано — Соната (1945), вальс Ива, Юмореска (1963)
Для валторны и фортепиано — Мечты (1959), Скерцо (1970)
Для фортепиано — танцевальная сюита Дружба (1961)
Для голоса и фортепиано — циклы: Я живу в Москве (сл. А. Гангова, 1965), В Карпатах (сл. А. Гангова, 1969), романсы на слова французских лириков (1947), А. Пушкина (1949), М. Лермонтова (1951), Р. Бернса (1955)
Хоры, в т. ч. циклы: Времена года (два цикла, сл. Е. Авдиенко, 1963—1966), Леса шумят (сл. М. Лапирова и П. Комарова, 1966), Лирический триптих (сл. Н. Некрасова, 1972), Акварели (сл. Л. Татьяничевой, 1972)
Детские песенные циклы — Лениниана (сл. сов. поэтов, 1969), Песни-загадки (сл. H. Найденовой, 1971), Кто о чем говорит (сл. сов. поэтов, 1974), Все работы хороши (сл. сов. поэтов, 1975), Песни-считалки (сл. В. Викторова, 1977)
Музыка к драматическому спектаклю "Снегурочка" Островского (1940, Московский театр им. Ленинского Комсомола), мультфильму "Чудо-мельница" (1950) и радиопостановкам.
Автор литературного текста
Евгений Андреевич Авдиенко (1952-2014)
Евгений Андреевич Авдиенко (23 ноября 1952-25 июля 2014) - русский православный мыслитель, богослов, переводчик, педагог. Один из основателей и педагог первой в постсоветской России православной классической гимназии.
Родился в Москве. Окончил философский факультет МГУ по кафедре истории зарубежной философии (1975).
В сфере научных интересов Авдеенко была античная философия и мифология, патристика, историософия, библеистика, экзегетика, классическая и русская филология. Наибольшую известность Авдеенко получил как богослов, занимающийся философским осмыслением и филологическим истолкованием Ветхого Завета на основе параллельного анализа текстов на древнееврейском и древнегреческом языках. Основываясь на Библии, Авдеенко предложил парадигму истории, в центре которой стоит противопоставление двух духовных начал — «Каин и каиниты» и «сыны Божии». Эти начала проявляются в народах, религиозных общностях и отдельных людях. Авдеенко выдвинул теорию об архетипичности понятий «Каин» и «Вавилон», которые имеют свое смысловое завершение в идеологии трансгуманизма. Также он предложил трактовки крупномасштабных различий в Септуагинте и Масоретском тексте, имеющих принципиальное значение для основ иудаизма и христианства. В период преподавания в школе Е. А. Авдеенко разработал и внедрил в гимназическое образование учебные курсы по античной и русской культуре, древнегреческому эпосу, лирике и трагедии. Эти наработки легли в основу монографий «Гомер: мировоззрение эпоса», «Эсхил. Софокл. Богословие античной трагедии», «Евгений Онегин: Рок, Идеал, Жизнь (уроки по Пушкину)».
Музыкально-теоретический анализ
Жанр - хоровая миниатюра
Форма - произведение написано в простой трёхчастной форме
Часть “А” (1-12 такт) - период, состоящий из трёх предложений, повторного строения. Структура - суммирование (за двумя однотипными мотивами следует вдвое большее построение (3+3+6)). В этой части проводится первая музыкальная тема и показываются гармонические приёмы. Второе предложение повторяет первое с небольшим изменением. В третьем предложении появляется первая кульминация. Развитие происходит за счёт переклички между сопрано и альтами и за счёт их вступлений из затакта на сильную или отностительно сильную доли. Период завершается в тональности мажорной доминанты G-dur.
Затем следует часть “В” (13-28 такт), контрастирующая с первой за счёт большого динамического развития. Всупают все партии сразу уже без переклички с репликой деревьев “-Шумим!”. Длинные проведения у сопрано играют роль пояснений и комментариев рассказчика: “Мы услышали в шорохе леса”, “Отозвался вдуг ветер повеса”.
Завершает произведение часть “C”. Эта часть представляет собой вокализ. Он состоит из двух 4-тактных распевов. В первом распеве все голоса спускаются параллельно по хроматизму, а во втором добавляется послнеднее альтовое проведение.
Размер - основной размер 6/8, периодически встречается 2/4
Темп - взволнованно, подвижно. Подчёркивает выразительность музыки и передаёт настроение. На протяжении всего произведения темп не меняется. За исключением моментов со сменой размера с 6/8 на 2/4. Доля остаётся равной доле и из-за этого происходит расширение.
Динамика - сочинение “О чём шумели деревья?” имеет контрастную динамику. Первый период (часть “А”) проводится в динамике “mp”, начиная как бы издалека. Стремление к вершине фразы осуществляется за счёт поочерёдного вступления голосов, восьмых в партии сопрано и небольшого cresch в окончании предложения, которое сразу же уходит на dim. Второе предложение почти идентично первому. Динамика остаётся прежней, но вершина звучит ярче из-за скачка на м6 в партии первых сопрано (пример 1). Третье предложение является самым ярким во всём периоде. Оно звучит в динамике mf. Множество перекличек среди голосов приводят к кульминации (пример 2), в момент которой партии разворачиваются в доминантовом трезвучии и затихают в унисоне.
Пример 1 | |
| |
Пример 2 | |
| |