Файл: Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых работ Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Белгородский государственный национальный

исследовательский университет»

(НИУ «БелГУ»)


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой


__________________

А. С. Герасимова

___.____.2018




Методические рекомендации

по подготовке и защите курсовых работ







Направление подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки



Психология образования


Автор (ы):

доцент кафедры возрастной и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент С.В. Шкилев;




доцент кафедры возрастной и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент Н.Н. Доронина




доцент кафедры возрастной и социальной психологии, кандидат социологических наук, доцент Е.И. Зиборова










Одобрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры

возрастной и социальной психологии




Протокол № 11 от 06.06.2018 г



Содержание
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.1. Основные этапы выполнения курсовой работы


1.2. Темы курсовых работ

1.3. Поиск и систематизация материала по теме исследования

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

III. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1. Правила оформления курсовой работы

3.2. Защита курсовых работ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Общие положения
Одним из важных факторов подготовки молодого специалиста является научно-исследовательская работа студентов. В ее процессе студент обретает навыки теоретического осмысления своей профессиональной деятельности, самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, формировать многосторонний взгляд на возникающие проблемы.

В предлагаемых методических рекомендациях рассматривается такая форма научно-исследовательской деятельности студентов как курсовая работа. Курсовая работа (проект) рассматривается как вид учебной работы по определенной дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение.

Курсовая работа по психологии – это самостоятельная учебная работа студента, выполняемая с целью развития умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Она выполняется для закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами за время обучения, и их применения к комплексному решению конкретной профессиональной задачи. В процессе работы студент глубже знакомится с методологической базой психологии, с имеющимися публикациями по избранной проблеме, развивает умения работы с научной литературой, а также учится ясно и убедительно излагать свои мысли.

Курсовая работа по социальной психологии – это творческое исследование, посвященное актуальным вопросам социальной психологии. При ее написании важно опираться на знания, полученные при изучении теоретических курсов. Курсовая работа способствует более сознательному овладению психологическими знаниями, формирует интерес к научно-психологическим исследованиям, помогает освоению диагностических методик, вырабатывает навыки самостоятельной творческой работы. Курсовая работа должна показать, насколько глубоко студент овладел теоретическими знаниями, умением пользоваться научной литературой, критически и творчески подходить к избранной теме.

При подготовке курсовой работы студенты должны усвоить не только способы отбора, группировки и обобщения информации, но, прежде всего, научиться находить актуальные проблемы изучаемой темы, определять степень достоверности информации, содержащейся в изучаемой литературе, ее доказательность.



Основной целью курсовой работы является освоение студентом навыков выполнения эмпирической научно-исследовательской деятельности, где в письменном виде должны быть представлены обоснование цели, гипотезы и метода, используемого в работе, описание хода работы и ее результатов. Можно выделить следующие задачи подготовки курсовой работы:

• систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных практических задач;

• развитие навыков ведения самостоятельной работы, ознакомление и овладение методиками научного исследования в процессе решения разрабатываемых вопросов;

• развитие навыков и умений изложения своих мыслей, аргументации своих выводов и предложений;

• повышение культуры оформления научного, методического и справочного материала.

Рекомендации призваны помочь студентам понять основные правила подготовки курсовой работы, разобраться в совокупности исследовательских процедур, овладеть технологическими операциями необходимыми при подготовке курсовой работы. Рекомендации разработаны на основе базовых методических и теоретических положений, принятых в современной высшей школе, а также Положения о выполнении курсовых работ (проектов), утвержденного Ученым советом НИУ «БелГУ» 26.05.2014, протокол №11.

Первый раздел посвящен общей характеристике курсовой работы.

Во втором разделе показаны особенности написания курсовой работы, которые являются важнейшими составляющими учебной деятельности и научного творчества студентов. Отличительной особенностью этой работы является наличие эмпирического исследования, выполненного студентом под руководством научного руководителя. В этой части пособия предлагаются к рассмотрению ведущие методологические ориентиры психологического исследования.

В третьем разделе представлены основные требования к оформлению и защите курсовых работ. В заключении предложен список рекомендуемой литературы, знакомство с которой дополнит представление студентов о курсовых работах по психологии.

I. Рекомендации по подготовке курсовой работы
1.1. Основные этапы выполнения курсовой работы

Общие требования по написанию научных работ:

  • научная этика;

  • обоснованность выводов;

  • методическая адекватность результатов;

  • правильность постановки вопроса (проблемы исследования);

  • верность выбранного подхода к решению проблемы (по сравнению с другими попытками ее решения);

  • адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез;

  • достоверность и «чистота» полученных первичных данных;

  • логичность и корректность интерпретации полученных результатов;

  • закономерность выводов.


Выполнение курсовой работы предполагает следующие этапы:

1 этап – установочный, который состоит в закреплении за научным руководителем, выборе темы исследования, определении аппарата исследования. В результате выполнения первого этапа студент разрабатывает структуру работы и план исследования.

На 2 этапе выполняется собственно поисковая часть работы с учетом составленного плана исследования и с использованием выбранных методов, методик, технологий. Работа ведется на теоретическом и практическом уровнях, результаты систематизируются и обобщаются.

На 3 этапе производится систематизация материалов, написание текста, оформление работы и полученных результатов исследования.

На 4 этапе проводится защита курсовой работы.

На протяжении семестра студент должен регулярно встречаться с научным руководителем, обсуждая вопросы, возникающие в ходе постановки, проведения и описания результатов исследования. При обсуждении и согласовании с руководителем различных вопросов по поводу исследования необходимо прояснить следующие моменты:

• теоретико-методологические основания исследования;

• проблема, цель, объект и предмет исследования, задачи, гипотеза;

• структура работы;

• методики исследования;

• эмпирическая база исследования, выборка или источники исследования;

• ход проведения исследований и обработка данных;

• написание и оформление работы;

• подготовка доклада-презентации для защиты.

Работа над исследованием должна носить систематический характер, студент регулярно отчитывается перед своим научным руководителем о ходе ее выполнения. Если студент по каким-либо причинам не выходит на контакт с руководителем в оговоренные сроки, то руководитель должен поставить об этом в известность заведующего кафедрой.
1.2. Темы курсовых работ

Тематика исследований студентов выстраивается в согласовании с научными темами кафедры и в соответствии с программой, в рамках которой проводится подготовка бакалавров и специалистов.

Студенты самостоятельно выбирают тему курсовой работы из предлагаемых кафедрой тем. Студент также может предложить свою тему работы, но обосновав при этом целесообразность ее разработки. Окончательно определиться с выбором научного руководителя и согласовать с ним тему работы студент должен до конца первого месяца того семестра, в котором пишется курсовая работа.


Темы курсовых работ на каждый семестр утверждаются на заседании кафедры (до 30 октября и до 30 января). Утверждение темы курсовой работы производится на основании личного письменного заявления студента на имя декана факультета после рассмотрения на заседании кафедры и оформляется распоряжением по факультету.

Изменение утвержденной темы курсовой работы возможно на основании личного заявления обучающегося, согласованного c научным руководителем и заведующим кафедрой, оформляется распоряжением по факультету

При выполнении курсовой работы на каждом последующем курсе студент имеет право выбора новой темы. Тем не менее, может сохраняться преемственность в выбранной теме, чтобы обеспечить углубление и расширение учебной и научно-исследовательской работы студента в процессе всего периода обучения.

Рационально темы курсовых работ, выполняемых студентами за весь период обучения, подбирать таким образом, чтобы они вместе с дипломной работой составляли единую систему последовательно усложняемых и взаимосвязанных работ. Выбирать следует проблемные темы, в которых заключается вопрос, требующий разрешения. Формулировать тему желательно так, чтобы из ее названия было видно, что именно будет исследоваться.

Разработка одной и той же темы курсовой работы несколькими студентами не допускается.

Тема курсовой работы должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это значит, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов.

Представленные ниже темы курсовых работ, позволят студенту выбрать направление исследования в соответствии со своими интересами. Эти темы носят рекомендательный характер и могут варьироваться как студентом, так и его научным руководителем.

1.3. Поиск и систематизация материала по теме исследования

Основными источниками информации являются монографии, учебники, учебные, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборники научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в сети Интернет. При их использовании необходимо правильно оформить ссылки на них. Могут использоваться также и неопубликованные материалы. В случае рукописей это указывается в скобках после названия источника. Если используется устное высказывание специалиста, это также упоминается в тексте работы.