Файл: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования г. Москвы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В части “B” добавляются реплики деревьев. Они звучат свободно и порывисто. Такое впечатление создаёт быстрое развитие динамики за небольшой промежуток времени. На словах “-Шумим!” динамика растёт от mp до f и тут же затихает. Затем следует цезура, которая разделяет слова деревьев от слов автора. Слова автора звучат более протяжно и схожи с проведениями в части “A”. Во втором предложении звучат реплики ветра “-Шумим!”, но более настойчиво. Здесь динамика растёт уже от mf до sf. Из-за того, что sf используется с предшествующим cresch и последующим dim, создаётся эффект акцента (пример 3). По словам “Отозвался вдруг ветер повеса” можно предположить, что всё следующее повествование будет идти от лица автора о ветре (“Запел (ветер), что кончается красное лето, торопится осень, и нет ей запрета!”)

Пример 3



Следующая фраза начинается на f, звучит широко и певучи за счёт смены размера с 6/8 на 2/4. После цезуры возвращается прежний размер, благодаря которому фраза (в динамике mf) стремительно развивается. Чтобы подвести к кульминации, композитор снова меняет размер на 2/4 и для усиления напряжения ставит над каждой четвертью tenuto (выдержанно). Ритмический рисунок также играет важную роль в развитии фразы: залигованные четверти и четверти с точкой (пример 4).

Пример 4



В части “C” динамика, имитируя порывистый ветер, чередует cresch и dim, использует взлётный скачёк на ff из затакта и параллельное движение всех голосов по хроматизму вниз на dim. Для большего ощущения метели выдерженные звуки акцентируются при помощи sf. В заключительном предложении мелодия проходит в партии альтов. Каждая первая доля выделяется sf, но несмотря на это, общая динамика на dim приходит в p (пример 5).

Пример 5



Фактура - гомофонно-гамоническая


Мелодика - мелодический контур разнообразен. Встречаются переклички, скачковые интонации. Характер мелодии так же разнообразен - есть плавное поступенное движение, есть активная, взлётная мелодия. Разнообразие мелодического контура помогает передать соответствующее настроение и характер музыки.

Голосоведение - в произведении преобладает параллельный тип голосоведения. 1 и 2 сопрано нередко поют в унисон или параллельно в интервал.

Ритмический рисунок - поочерёдное вступление с затактом обоих голосов на сильную и относительно сильную доли создаёт движение во фразе и, указанные композитором, взволнованный темп, настроение.

Тональный план - основная тональность - c-moll. Часть “А” проводится в основной тональности, но завершается на доминанте. Первое предложение в части “В” звучит в тональности субдоминанты (f-moll). Второе в тональности VI ступени (As-dur). В следующем проведении возвращается c-moll. Также звучит тональность субдоминанты и её одноимённая (F-dur, f-moll). В вокализе (часть “C”) преобладает c-moll.

Вокально-хоровой анализ

Фактура хора - гомофонно-гармоническая

Состав хора - женский или детский 3-голосный

Диапазон:

S1

S2

A

Диапазон всего хора:









Партии соответствуют диапазонам голосов, в основном, поются в удобной для голосов тесситуре.

Тембр каждой части должен соответствовать характеру музыкального материала. Произведение следует исполнять с активной атакой звука и хорошей подачей текста. Тембр партий должны звучать вокально, певучи. Вокализ (часть “C”) - свободным, торжественным звучанием.



Тесситурные трудности

К тесситурным трудностям относятся немногочисленные скачки в партиях, которые необходимо петь единой высокой певческой позиции, сглаживая регистры. Для этого необходимо петь округлым, прикрытым звуком. Особую сложность может представлять возвращение в унисон (часто возникает в окончаниях предложений). В основном партии в произведении удобны для голосов.

Интонационные трудности

Произведение исполняется округлым, прикрытым звуком в благородной академической манере, звук – мягкий, гибкий. Дыхание общехоровое, в паузах и цезурах.

Трудности мелодического строя: интонационно точное исполнение скачков в партиях, которые должны звучать ровно, точное интонирование альтерированных ступеней и хроматической гаммы, пение на одной ноте.





Трудности гармонического строя: чистое звучание созвучий, точное интонирование альтерированных созвучий, диссонансов.

При пении на гласную (вокализ), необходимо сохранить чистоту созвучий, нужно исключить пение прижатым и плоским звуком. Звук должен быть ровным мягким. Терцовый тон в созвучии часто принадлежит партии S2, что требует от певцов точное интонирование ступени, ощущение ладовой окраски, звук должен быть мягким, светлый, округлым.
Мелодический и гармонический строй тесно взаимосвязаны, поэтому работа над ними должна проходить одновременно. Сольфеджирование в медленном темпе поможет освоить основной нотный материал. При пении полутонов необходимо учитывать, при движении вверх диатонические полутоны поются с тенденцией к понижению, а при движении вниз - к повышению, диатонические полутоны поются тесно. Скачки необходимо интонировать, избегая тенденции к glissando, в единой певческой позиции. Нисходящую хроматическую мелодию следует интонировать с тенденцией к повышению. Пение на одной ноте может сопровождаться занижением интонации. Разрешая данную трудность, каждую последующую ноту горизонтальной мелодии необходимо интонировать с тенденцией к завышению.


Дирижёрские трудности

1. Движения дирижёра должны быть мягкими, непрерывными, но с ясным ощущением «точки». В противном случае жест становится пассивным. Рука должна быть свободной, кисть округлая.
2. Ясно передавать фразировку.
3. Определённо показывать динамику как всего периода, так и отдельных тактов (crescendo и diminuendo).
4. Чётко давать ауфтакт.
5. Передать исполнительский план, а именно хорошо передать звуковедение legato, которое требует хорошего кистевого движения, однако в то же время пальцы собраны, чтобы не было такого, что они движутся отдельно от кисти.
6. Точно использовать комбинированный жест.
7. Показывать разное голосоведение одновременно всем партиям одновременно.

Библиография:

  1. К.П. Виноградов «Работа с хором»

  2. Г.А. Дмитревский «Хороведение и управление хором»

  3. В. Л. Живов «Исполнительский анализ хорового произведения»

  4. И. А. Мусин «Техника дирижирования»

  5. Н.В. Романовский “Хоровой словарь”

  6. П.Г. Чесноков “Хор и управление им”