Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 527
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В заключение необходимо обратить внимание на то, что различные рассматриваемые сведения могут быть взаимосвязаны. В данном случае раскрытие одного сведения, может привести к раскрытию и другого сведения, связанного с ним. Поэтому принятие решения о засекречивании таких сведений, исходя из анализа каждого сведения в независимости от другого сведения, не допустимо. Чтобы избежать ошибочных решений, в этом случае целесообразно рассматривать сведения не изолированно, а блоками взаимосвязанных сведений, и принимать решение об их засекречивании с использованием приведенных выше критериев по всему блоку анализируемых сведений.
5.3. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности
Выше был рассмотрен формализованный подход к отнесению сведений к государственной тайне. Этот подход призван помочь лицу, принимающему решение о засекречивании сведений и степени их секретности, обосновать это решение. Однако, в конечном счете, должностное лицо, принимающее решение руководствуется своим личным опытом и качественными суждениями экспертов. Для обеспечения единства критериев принятия такого решения постановлением Правительства Российской Федерации от
4 сентября 1995 г. № 870 утверждены Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Основное содержание Правил … состоит в следующем.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны
К сведениям особой важности
следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К секретным сведениям следует относить иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности.
Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, организуют разработку перечня и несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Для разработки проекта перечня создается экспертная комиссия, в состав которой включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну.
В ходе подготовки проекта перечня экспертные комиссии в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом Российской Федерации “О государственной тайне”, проводят анализ всех видов деятельности соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений и оформляется в виде предложений для включения в проект соответствующего перечня.
Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких органов государственной власти, устанавливается по взаимному согласованию между ними.
В перечень могут быть включены сведения, которые получены (разработаны) другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, не состоящими в отношении подчиненности к руководителю органа государственной власти, утверждающему перечень. Степень секретности таких сведений устанавливается по согласованию между органом государственной власти, разрабатывающим перечень, и собственником сведений.
5.4. Организация работы по засекречиванию и рассекречиванию сведений
и их носителей
В основу организации работы по засекречиванию сведений в соответствии со ст. 11 Закона “О государственной тайне” положен принцип соответствия сведений действующему в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, организации перечню сведений, подлежащих засекречиванию.
Основанием для засекречивания сведений является их соответствие действующим перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. Засекречивание носителей сведений осуществляют исполнители работ. Для этого на носителе наносятся соответствующие реквизиты:
о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
о регистрационном номере;
о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носители содержат сведения сведений различной степени секретности, то гриф носителя должен соответствовать наивысшей степени секретности.
При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности. Затем необходимо в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).
Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
Таким образом, реализуется принцип своевременности засекречивания.
Основаниями для рассекречивания сведений в соответствии со ст. 13 Закона “О государственной тайне” являются:
взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Сведения могут быть рассекречены только путем периодического, но не реже чем через каждые 5 лет, или пересмотра содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. При пересмотре перечней сведений применяются те же критерии отнесения сведений к государственной тайне, что и при их засекречивании.
Правом изменения перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.
Носители сведений могут быть рассекречены только при условии рассекречивания содержащихся в них сведений. Рассекречивания носителя сведений осуществляется на основании заключения специальной экспертной комиссии органа государственной власти, предприятия, учреждения или организаций, осуществившей засекречивание носителя. Принятие решения о рассекречивании носителя осуществляет соответствующий руководитель.