Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 534
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В статье подчеркнут временный характер ограничений и наступление их только по факту (выезд за границу, изобретение или открытие, содержащее государственную тайну, осуществление проверочных мероприятий). Все ограничения увязаны с положениями Конституции Российской Федерации и Декларацией прав человека и гражданина.
Вопросы ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд за границу в связи с его осведомленностью в государственной тайне отражены в Законе “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (статья 15.1), введенном в действие 22 августа 1996 г.:
“Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством Российской Федерации. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями”.
В целях компенсации ограничений прав должностных лиц и граждан, допускаемых к государственной тайне на постоянной основе Законом “О государственной тайне” предусмотрены льготы, направленные на стабилизацию контингента допущенных лиц. Для работников структурных подразделений по защите государственной тайны предусмотрены дополнительные льготы, увязанные со стажем их работы в указанных подразделениях. Такая мера должна способствовать закреплению и уменьшению текучести кадров в режимно-секретных и других органах, непосредственно связанных с защитой государственной тайны.
Данная норма реализована Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.94 года № 1161 “О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне”. Указанным постановлением установлены следующие надбавки:
1. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе:
За работу со сведениями, имеющими степень секретности | Размер ежемесячной надбавки в процентах к должностному окладу (тарифной ставке) |
особой важности | 25 |
совершенно секретно | 20 |
секретно | 10 |
-
Дополнительно для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в таких подразделениях:
При стаже работы | Размер ежемесячной надбавки в, процентах к должностному окладу (тарифной ставке) |
от 1 до 5 лет | 5 |
от 5 до 10 лет | 10 |
от 10 лет и выше | 15 |
Порядок выплаты этих надбавок разъяснен в постановлении Министерства труда Российской Федерации № 84 от 23.12.94 г. (в рублях) и № 15 от 01.03.96 г. (в валюте).
8. ДОПУСК ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
8.1. Законодательство Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности
Одним из важнейших методов государственного регулирования деятельности субъектов хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений является лицензирование отдельных видов деятельности.
Лицензия (от лат. licentia - свобода, правомочие, власть) - выдаваемое уполномоченным лицом (лицензиаром) юридическим и физическим лицам (лицензиатам) разрешение на совершение определенных действий, без которого совершение таких действий признается неправомерным.
Применительно к сфере лицензирования отдельных видов деятельности под лицензией понимается выдаваемое уполномоченным органом организациям и физическим лицам специальное разрешение на осуществление отдельных видов деятельности. Ст. 49 ГК РФ предусматривает, что виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяется только законом.
Одним из таких законов является Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.
Действие закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.
Действие закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Основные термины, принятые в законе:
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона иными федеральными законами.
Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирующие органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Критерии определения лицензируемых видов деятельности. В соответствии с настоящим Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации (для деятельности в области защиты государственной тайны – может осуществляться и за рубежом).
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Закон содержит обширный перечень лицензируемых видов деятельности (ст. 17). К области защиты государственной тайны имеют отношение следующие виды деятельности:
деятельность по распространению шифровальных средств;
деятельность по техническому обслуживанию шифровальных средств;
предоставление услуг в области шифрования информации;
деятельность по производству специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;
деятельность по распространению специальных защитных знаков, предназначенных для маркирования товаров, сопроводительной документации к товарам и подтверждения подлинности документов и ценных бумаг;
деятельность по использованию технических средств, предназначенных для выявления электронных устройств, служащих для негласного получения информации;
деятельность центров обязательной сертификации;
деятельность испытательных лабораторий (экспертных центров) в области обязательной сертификации.
Виды деятельности, не включенные в статью 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, осуществляются со дня вступления в силу настоящего Федерального закона без лицензий. Исключение составляют случаи, когда лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (в том числе, в соответствии с Законом “О государственной тайне”).
Отказ от выдачи лицензии по основаниям, не предусмотренным правовыми актами о лицензировании, на основании ст. 13 ГК РФ может быть обжалованы суд.
Согласно Закону “О лицензировании отдельных видов деятельности” срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее трех лет. Лицензии могут выдаваться на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением.