Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 536

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основанием для отказамогут являться:

  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождения его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;

  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу Российской Федерации;

  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.03.99 г. № 83 включает:

1. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

2. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ:

  • синдром зависимости от алкоголя (третья стадия) с признаками резидуальных и отсроченных психических расстройств;

  • синдром зависимости, развивающийся вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

  • первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

  • вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

  • третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.


Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются ФСБ России и ее территориальными органами (далее именуются - органы безопасности) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, указанного в пункте 26 Инструкции, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Исключение, указанное в п. 26 Инструкции, касается случая, когда у руководителей организаций имеются обоснованные сомнения в достоверности анкетных данных, допускаемых к государственной тайне.

Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ.

Следует отметить, что студенты высших и средних специальных учебных заведений, достигшие 16-летнего возраста, как правило, допускаются только к секретным сведениям.К совершенно секретным сведениям студенты высших и средних специальных учебных заведений могут быть допущены лишь в исключительных случаях, когда это обусловлено спецификой учебного процесса, подготовкой дипломных работ или прохождением практики в организациях.

Рассматриваемая Инструкция содержит также подробное изложение порядка оформление допуска, переоформление допуска, доступа граждан к особой важности, совершенно

секретным и секретным сведениям при командировании их в другие организации. Инструкцией предусмотрена форма типового договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне.

Допуск может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

  • однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договорам (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

  • возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
7.2. Особенности допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов, к государственной тайне
Законом “О государственной тайне” предусмотрены особенности допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов, к государственной тайне. Эти особенности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. № 1003, утвердившего соответствующее Положение.

Лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР “О гражданстве РСФСР”, допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации. Указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом "секретно" только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности.

В отношении лиц без гражданства требования по допуску еще более жесткие. Такие лица могут быть допущены к сведениям, составляющим тайну, на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого с учетом. При этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства, как правило, не допускаются.


Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованные в допуске лиц без гражданства к государственной тайне, вносят в Правительство Российской Федерации проект соответствующего решения. К проекту прилагается мотивированное обоснование необходимости допуска, материалы согласования вопроса с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и согласованный с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны перечень сведений, составляющих государственную тайну, к которым предлагается допустить лицо без гражданства. Мотивированное обоснование должно содержать оценку тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Иностранные гражданедопускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну.

При этом иностранные граждане допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. № 973 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 32, ст. 3786).

Решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне принимается руководителями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций, уполномоченных Правительством Российской Федерации осуществлять передачу сведений, составляющих государственную тайну, другому государству. Указанное решение согласовывается с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Порядок допуска к государственной тайне лиц из числа эмигрантов и реэмигрантов определяется исходя из гражданства указанных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к государственной тайне.
7.3. Особый порядок допуска к государственной тайне
В особом порядке (без проведения проверочных мероприятий) к государственной тайне допускаются:

  • члены Совета Федерации;

  • депутаты Государственной Думы;

  • судьи на период исполнения ими своих полномочий;

  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.


Введение особого порядка для указанных лиц обусловлено требованиями Конституции РФ. Так, согласно статьи 48 Конституции РФ, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статья 123, часть 3 определяет, что судопроизводство должно осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Из этого непосредственно следует необходимость допуска адвокатов к материалам следствия, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Указанные выше лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом по ст. 283 УК РФ как лица, которым по службе или работе была доверена государственная тайна.
7.4. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Согласно ст. 24 Закона “О государственной тайне” должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

  • права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Для правильного применения указанной статьи важно обратить внимание на ее рекомендательный характер. Это - не статья прямого действия. Применение этой статьи предполагает тесную связь с действующим законодательством Российской Федерации, поскольку для каждого из видов возможных ограничений существует своя правовая база в виде самостоятельного закона. Поэтому статья только декларирует перечень возможного ограничения конституционных и гражданских прав, но не регламентирует механизм их осуществления на практике.