Файл: Учебное пособие Воронеж 2006 гоувпо Воронежский государственный технический университет.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 525
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данная статья несет большую смысловую нагрузку. Она устанавливает обязательные стандартные реквизиты, которые присваиваются носителям сведений, составляющих государственную тайну, или указываются в сопроводительной документации на них. Нормы этой статьи позволяют установить основание ответственности должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне, за разработку секретных сведений на неучтенных носителях, а также позволяет однозначно опознавать носители сведений, составляющих государственную тайну, должностными лицами и гражданами, в руки которых указанные носители попали случайно, в интересах сохранения в тайне их содержания.
Раздел IV. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ
Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
“Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Основаниями для рассекречивания сведений являются:
-
взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; -
изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны…”
Необходимо подчеркнуть, что речь в статье идет о рассекречивании категорий сведений, включенных в соответствующие перечни, а не их носителей. В статье определен пятилетний цикл пересмотра обоснованности сохранения секретности сведениями, ранее отнесенными к государственной тайне. При этом ответственность за проведение работы по рассекречиванию сведений возложена на тех же должностных лиц, которые в соответствии со статьей 9 Закона наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
“Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.
В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.
Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организаций-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны”.
Статья 14 тесно связана со статьей 12, определяющей в качестве одного из реквизитов носителя сведений, составляющих государственную тайну, дату рассекречивания. Необходимо отметить, что при таком подходе носители сведений защищены от процедуры произвольного, без согласования с фондообразователем, рассекречивания, предусмотренного в ряде действующих документов по линии архивной службы, например.
В качестве условия для рассекречивания может быть указана, например, процедура обязательного согласования с органом государственной власти, предприятием, учреждением, организацией или их правопреемниками. Это позволит поставить процедуру рассекречивания носителей, независимо от места их хранения, под контроль должностных лиц, обосновавших в свое время необходимость их засекречивания. Особое значение эта правовая норма имеет для документов ликвидированных организаций, в отношении которых не определен их правоприемник.
Статья 14 также тесно связана со статьей 13, определяющей порядок рассекречивания категорий сведений. Важнейшим основанием для рассекречивания носителя является соответствующее изменение Перечня сведений, на основании которого конкретные сведения и их носители были засекречены.
Раздел V. РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
При распоряжении сведений, составляющих государственную тайну, возможны следующие ситуации:
-
взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями; -
передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ; -
передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам; -
защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений.
Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
Статья устанавливает основной принцип передачи сведений, составляющих государственную тайну, между органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, - принцип санкционирования такой передачи органом государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 Закона находятся эти сведения. Иными словами, право санкционирования передачи указанных сведений закрепляется за органами государственной власти, включенными в общегосударственный Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Кроме того, статья содержит еще два принципиальных момента, призванных обеспечить сохранение установленных для передаваемых сведений требований режима секретности:
-
обязательность сохранения установленных ограничений по ознакомлению с ними с возложением персональной ответственности за это на руководителей органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, запрашивающих указанные сведения; -
обязательность выполнения в запрашивающей сведения организации условий предусмотренных в статье 27 Закона, обеспечивающих сохранность этих сведений. Важнейшим из таких условий является наличие у этой организации (юридического лица) лицензии для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
Статья предусматривает передачу сведений, составляющих государственную тайну, при проведении совместных и других работ как предприятиям, учреждениям и организациям, так и гражданам, индивидуально выполняющим указанные работы. Основные права, как и прежде, закреплены за заказчиком работ, на которого возложена ответственность за создание кооперации и подбор исполнителей работ.
Статьей определен механизм материальной ответственности исполнителей за обеспечение режима секретности при выполнении совместных и других работ, установлены права заказчика по осуществлению контроля за выполнением исполнителем договорных обязательств. В качестве основной меры воздействия предусмотрена возможность приостановления или прекращения выполнения государственного заказа, отзыв лицензии на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а при нанесении государству материального ущерба - компенсация его из средств предприятия.
Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам
Статьей устанавливается основной принцип межгосударственных отношений в области передачи сведений, составляющих государственную тайну, - санкционирование такой передачи Правительством Российской Федерации.
Положения этой статьи особенно важны, например, при военном или военно-техническом сотрудничестве с зарубежными странами. Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).
Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
В соответствии с положениями статьи при изменении функций субъектов правоотношений, изменении формы собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в обязательном порядке должны быть приняты меры по защите этих сведений и их носителей. Установлены варианты передачи носителей сведений, составляющих государственную тайну.